Бензонасос сломался. Как самому проверить бензонасос

Смерть бензоколонки всегда вызывает сожаление. Но это не всегда очевидно. Симптомы износа или неисправности многочисленны и разнообразны, поэтому не всегда ясно, виноват ли он в ненормальном поведении автомобиля. Кроме того, некоторые его неисправности приводят к симптомам, характерным для работающих инжекторов, утечке зажигания, низкой компрессии и многим другим. Поэтому диагностика топливного насоса — это не просто развлечение, а зачастую необходимость. Особенно если ничего другое не помогает.

Очень кратко о симптомах​ поломки бензонасоса

К счастью, большинство неисправностей двигателя сегодня можно диагностировать с помощью сканера. Это значительно облегчает жизнь автомобилистам и автомеханикам, хотя бы потому, что неисправности зажигания или неисправные датчики не нужно диагностировать путем сложных вычислений и замены всего шаг за шагом. Конечно, бывают исключения, и никто не исключает работу мозга, но все же. Но что делать, когда все электронные системы в порядке, ошибок нет, а автомобиль отчаянно глохнет? Именно здесь люди обычно вспоминают, что есть такая деталь — топливный насос. Вы должны проверить его старым добрым способом — руками, а не ноутбуком.

Я не буду подробно описывать симптомы поломки — об этом уже много сказано. В двух словах: провалы, потеря динамики, невозможность запустить двигатель, иногда — попытки задушить двигатель при поворотах, писк и визг у самого бензонасоса. На этом симптомы бы закончились, но у топливного насоса может быть и другая проблема: клапан, поддерживающий давление в рампе, может перестать работать. В этом случае симптомы очень похожи на те, которые часто «сваливают» на протекающий инжектор: двигатель запускается не сразу, и стартер приходится крутить довольно долго. Это редкий случай, но мы немного поговорим об этой ситуации ниже. Теперь перейдем непосредственно к диагностике. То есть двигатель не запускается, ошибок зажигания нет. С чего начать?

Внимательно слушаем бензонасос

Каким бы сложным ни был автомобиль, могут быть только две неисправности, которые не позволяют запустить двигатель: отсутствие бензина и отсутствие искры. Если искра есть, нужно искать стадию, когда бензина не хватает. Сначала вы можете убедиться, что он точно отсутствует. 

Если доступ к заглушкам свободен, самое простое действие — выкрутить эти самые заглушки. Если они сухие, значит, что-то не так с подачей топлива. Тогда вы движетесь в правильном направлении.

Свеча зажигания
Свеча зажигания

При включении зажигания внимательно прислушайтесь: после включения зажигания и перед включением стартера за несколько секунд сзади обычно слышно характерное «ж-ж-ж». Это насос в топливном баке. Если вы всегда слышали это «ж-ж-ж», но не сейчас, значит, насос не включен. Давайте выясним, почему.

Сначала мы проверим две элементарные вещи: сигнализацию и предохранитель. Большинство противоугонных систем рассчитаны на отключение бензонасоса. Поэтому вам необходимо убедиться, что сигнализация, иммобилайзер и все остальное, что было когда-то установлено в автомобиле, работает. Если вся мелкая электроника работает нормально, проверяем предохранитель (открываем схему предохранителей, ищем нужный и убеждаемся, что он цел). Можно также проверить реле, но без мультиметра это сделать сложно. Поэтому этот шаг можно пока пропустить: реле обычно все равно не повреждено, и причина кроется в другом.

Теперь вам нужно убедиться, что ток поступает к насосу. Для этого доберитесь до его разъема и отсоедините клемму. Если вы счастливый обладатель автомобиля, в котором требуется снимать бензобак (если у вас нет лючка под сиденьем), то мои соболезнования: вам придется либо ехать в сервис, либо вырезать лючок. Это зависит от вас. В итоге, если у вас нет доступа, вам придется пропустить несколько шагов. Хотя есть один способ проверки насоса, но об этом тоже ниже.

Предохранитель бензонасоса
Предохранитель бензонасоса

Таким образом, терминал удаляется. Вы можете проверить источник питания с помощью простой контрольной лампы. Однако нужно смотреть внимательно, так как он не будет включен постоянно. При включении зажигания он должен немного загореться, а затем погаснуть. Если он загорается, значит, питание есть. Продолжайте.

Самый простой способ — подключить провода непосредственно от аккумулятора к клеммам насоса. Если он не работает при таком прямом подключении, то причина неисправности двигателя заключается в бензонасосе.

Ремонтировать его обычно бесполезно, проще купить новый. Не всегда нужно тратить деньги на оригинальную деталь: существует множество производителей, многие из которых даже качественные. Ну а если трудно найти бензонасос для своего автомобиля (например, неприятность случилась где-то в дороге), то на штатное место можно поставить практически все, что подойдет. Тогда, конечно, лучше купить что-то более подходящее, но и бензонасос от «десятки» часто творит чудеса. По крайней мере, можно добраться до дома (если, конечно, двигатель с обычным раздельным впрыском, но я надеюсь, что это сразу прояснится).

Это кажется простым, но на самом деле все гораздо сложнее. Потому что бензонасос может работать, но может работать плохо. И здесь необходима хотя бы минимальная инструментальная диагностика.

Манометр, мензурка и амперметр для диагностики бензонасоса

Для полной диагностики бензонасоса лучше иметь три инструмента: манометр, манометр и амперметр. Начнем с манометра.

Каждый бензонасос должен перекачивать топливо под определенным давлением. Обычно это от трех до пяти атмосфер, редко чуть больше. Может случиться так, что насос жужжит и что-то качает, но машина не работает. Он либо дребезжит на холостом ходу, либо никак не разгоняется. В этом случае убедитесь, что насос не только работает, но и работает правильно.

На автозаправочных станциях это проверяют за несколько минут: подключают манометр к топливной рейке (иногда — прямо к бензонасосу) и проверяют давление, которое он выдает. Очень заманчиво сделать то же самое в своем гараже, не так ли? Особенно если случилось самое худшее: нет доступа к насосу из-за отсутствия люка. В таком случае этот шаг является наиболее логичным. К сожалению, просто прикрутить манометр к рампе практически бесполезно. Да, если он показывает ноль даже в этом положении, все не так. Но с этим манометром недостаточно убедиться, что насос жив (или мертв), а достаточно убедиться, что он полностью жив. Для этого нужно либо купить готовую систему измерения давления (помимо манометра, в комплекте идут шланги, соединители и тройники, с помощью которых прибор подключается к системе, не влияя на ее работу), либо «заколхозить» ее с помощью бензостойких шлангов и фитингов на секционных соединителях. С помощью такой системы уже можно проверить рабочие параметры насоса. Это необходимо делать на разных оборотах — в некоторых случаях это может привести к затиранию. В интернете есть люди, которые советуют взять манометр где-нибудь на лобовом стекле и пустить его по машине. Предположительно, тогда все будет видно. Хочу вас предупредить: это не только не нужно, но и очень опасно. Если бензин протекает где-то в двигателе, у вас могут возникнуть большие проблемы. Просто посмотрите на показания манометра при разных оборотах двигателя. И прежде всего, найдите «руководство пользователя» для вашего автомобиля, где написано давление в топливной магистрали при разных оборотах. Как правило, если вы не хотите предварительно снимать бак, это самый подходящий способ проверки топливного насоса для автомобилей без специальной заслонки.

Щуп используется реже, чем манометр. Он используется для измерения производительности насоса, но обычно только на заправках с твердым топливом. Он используется для измерения того, сколько бензина по объему насос перекачает за определенное время. Если он меньше стандартного (который можно узнать из спецификации насоса), то насос считается неисправным. Чаще всего эта операция не представляется необходимой: почти всю информацию можно получить с помощью манометра. Но если есть те, кто пользуется мензуркой, им нужно рассказать об этом. На самом деле, я уже говорил об этом. Итак, перейдем к амперметру.

Амперметр для прозвонки линии питания бензонасоса
Амперметр для прозвонки линии питания бензонасоса

Это устройство используется для измерения тока, потребляемого насосом. В этом действии действительно есть определенный смысл. В некоторых ситуациях насос способен создать необходимое давление, но стоимость этого давления (именно в виде потребления тока) слишком высока. Иногда в этом виноват электродвигатель самого насоса, а иногда — полностью засорившийся бензиновый фильтр, который обычно находится непосредственно в насосе. Все чаще этот фильтр считается незаменимым и является частью насоса (пусть те, кто его изобрел, жарятся в аду). Исходя из увеличения тока, можно сделать вывод, что фильтр все же необходимо заменить. 

Если вы снимете насос и обнаружите, что фильтр износился, вам придется искать способы что-то с этим сделать. Вам не придется долго искать, потому что люди, которые пили тормозную жидкость, хранили лук в колготках и наматывали клей BF на дрель, уже выяснили, что можно сделать на данном автомобиле. Поэтому все, что вам нужно сделать, это поискать решение в Интернете, и обычно вам не нужно ничего изобретать.

Бензонасосы ломаются!

К сожалению, бензоколонки умирали, умирают и будут умирать. Как и любой другой механизм с движущимися частями, насос имеет ограниченный срок службы. В некоторых автомобилях он больше, в некоторых меньше, но в среднем он составляет около 200 000 км. Самое неприятное, когда насос отказывается работать где-нибудь в долгой поездке. Как избежать этого?

Вообще говоря, нет никакого способа. Единственные две вещи, которые можно посоветовать: послушайте, как он работает при включенном зажигании, и не ездите с пустым баком. В первом случае изменение тона должно вас насторожить. Если насос начинает гудеть «не в той тональности» или слишком громко, лучше заменить его раньше. В крайнем случае, следует провести тщательную диагностику и заменить фильтр.

Мало бензина - причина поломки бензонасоса
Мало бензина — причина поломки бензонасоса

Езда с пустым баком — это отдельная история. Существует мнение, что бензонасос может «нагнать воздух» и сгореть. Или перегреваются и сгорают. Это не совсем так. Кратковременный «забор воздуха», конечно, может завершить работу почти мертвого насоса, но это все же исключение, а не правило. И воздух туда так просто не попадает: насос находится в пластиковом стакане с бензином, поэтому ему трудно «высохнуть». Также как и заглатывание воздуха на резких поворотах с пустым баком. То же самое касается перегрева: эта опасность сильно преувеличена, хотя и не исключена полностью. Однако пустой бак приводит к повреждению насоса. В первую очередь потому, что на стенках пустого бака образуется конденсат, который затем попадает в бензин. И это плохо не только для насоса. Во-вторых, на дне бака в любом случае есть мусор и вода. И для бензоколонки они тоже не годятся. Поэтому совет не ездить с пустым баком действительно полезен, хотя и по несколько иным причинам.

И если есть возможность, стоит своевременно менять топливный фильтр. Она до сих пор предусмотрена во многих автомобилях, поэтому не стоит пренебрегать этой процедурой. Приятнее ехать с чистым насосом, чем проезжать мимо «галстука» на автостраде, пытаясь поменять внезапно отказавший насос. 

Добавить комментарий



👁 347