ДПДЗ — что это такое и как он ломается

Датчик положения дроссельной заслонки — не самый сложный датчик автомобиля. И он редко ломается. Но если он выходит из строя, поиск неисправностей может занять много времени: это не сложный датчик, но он необходим.

Контакты датчика положения дроссельной заслонки

Назначение датчика положения дроссельной заслонки (или ДПДЗ) простое: передавать данные в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя. для передачи информации о том, на какой угол (проще говоря, насколько) открыта дроссельная заслонка. Каждый раз, когда водитель нажимает или отпускает педаль акселератора, заслонка меняет угол открытия, что означает, что двигатель должен изменить количество топлива (чтобы поддерживать качество топливно-воздушной смеси близким к стехиометрическому 14,7:1) и внести незначительные изменения в угол опережения зажигания. Проблемы с углами смеси и опережения зажигания будут возникать при любой проблеме с ДПДЗ: когда сигнал от него отсутствует вообще или когда он неправильный.

Поскольку датчик должен выдавать только одно значение, его электрическая конфигурация примитивна и состоит из выходного напряжения, которое изменяется от 0,4 до 5 вольт в зависимости от угла зажигания, и постоянного напряжения питания от электрической системы автомобиля для питания датчика. Эта часть одинакова для всех ДПДЗ.

Механическая часть ДПДЗ

Механическая часть, с другой стороны, может варьироваться. Чаще всего выходит из строя контактный (или пленочно-резистивный) датчик. Основным источником проблемы является сам контакт. В датчиках этого типа имеется ползунок, который перемещается по резистивным дорожкам (проще говоря, длинным дорожкам с высоким сопротивлением). Эта штука работает по принципу переменного резистора: при перемещении ползунка меняется сопротивление и, соответственно, выходное напряжение, которое является сигналом для ЭБУ. Простота — это, конечно, хорошо, но в случае с датчиком сопротивления пленки именно эта простота часто становится причиной его неудач. Точнее, износ механической части — самого датчика или дорожки. Постепенно они изнашиваются от постоянного движения, и однажды контакт между ними либо исчезает, либо становится нестабильным. В первом случае сигнала на ЭБУ нет, во втором — есть, но сигнал неправильный. Обычно это происходит неравномерно.

Обе эти ситуации неверны, поскольку для правильной работы ЭБУ необходимо точное значение угла открытия заслонки в любое время. Например, если она открыта на 12% — это то, что видит ЭБУ, тогда как если водитель нажимает на газ и открывает дроссель, скажем, на 82%, ЭБУ должен видеть весь процесс с плавным изменением напряжения сигнала DPDZ от соответствующего открытия в начале движения акселератора до соответствующего конца. Но в результате вы видите, что дроссель сначала был открыт на те же 12%, а затем резко на 82%. И в этом случае не будет ни ускорения, ни тем более «подъема» при нажатии на педаль акселератора: нет изменения положения ДПДЗ — нет топлива. Автомобиль может подпрыгнуть (если произойдет внезапный контакт со слипстримом на каком-то участке драг-трека), но он не будет ехать нормально. В целом, вышеперечисленные проблемы ДПДЗ являются наиболее распространенными. Но, к сожалению, это не единственное решение. 

Реже в этом типе ДПДЗ встречается износ самого привода ползуна. Почти экзотика, но такое случается.

Второй тип датчиков положения дроссельной заслонки — это бесконтактные или магниторезистивные датчики. Механический контакт отсутствует, и внутри датчика нет ничего, что могло бы сломаться — никакой механики. 

Механическая часть ДПДЗ
Механическая часть ДПДЗ

Однако у обоих типов датчиков есть общее слабое место — их проводка. Здесь неисправности классические: либо обрыв, либо короткое замыкание. Также нет разницы в тестировании датчиков, но об этом подробнее ниже. А пока давайте поговорим о пользе сканера.

Проблемы ДПДЗ и последствия поломки

Что плохого в сломанном ДПДЗ, так это список проблем, связанных с ней. Если износ подшипников ступиц, стоек стабилизатора и множество других мелочей можно определить сразу, то с датчиком дроссельной заслонки придется повозиться. Что еще можно сделать, когда имеются десятки различных симптомов?

Наиболее очевидным симптомом неисправного ДПДЗ является неустойчивый холостой ход. Правда, она может быть настолько нестабильной, что датчик дроссельной заслонки может быть последним, о чем вы думаете. Холостой ход может просто плавать, или плавать настолько, что двигатель задыхается. Однако то же самое может быть вызвано и множеством других причин, от «неисправности» датчика положения коленчатого вала до утечки воздуха во впускном коллекторе. Более того, остальные симптомы также не добавляют ясности. А их довольно много: снижение мощности, увеличение расхода топлива, снижение динамики, вялость и рывки при разгоне, и просто нестабильная (перцептивно «плохая») работа двигателя. По этим признакам невозможно сделать однозначные выводы, но вы можете заменить половину автомобиля, потратить кучу денег и иметь ту же неисправность. Поэтому повторюсь: ремонт лучше начинать с диагностики. Тем более что неисправности DPDZ очень легко найти с помощью сканера.  

Поиск неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Вы можете начать с поиска неисправностей. В случае с DPDZ коды могут быть разными. Например, P0120, P2135, P0122, P0123 , P0220, P0222 или P0223. При появлении любого из кодов ошибок рекомендуется провести проверку дроссельной заслонки с контролем показаний датчика в режиме онлайн. После изменения угла дроссельной заслонки вы должны наблюдать плавное изменение напряжения с сигнального контакта датчика и процента открытия дроссельной заслонки. Если появляются скачки, необходимо заменить датчик. 

К сожалению, не у всех есть дома сканер, поэтому давайте посмотрим, как можно проверить этот вредный ДПДЗ другим способом. Для этого другого способа потребуется простой вольтметр (или любой мультиметр). Испытание будет проходить в три этапа.

Первым шагом является проверка подачи напряжения на ДПДЗ. Для этого отсоедините разъем датчика и измерьте напряжение на нем. Если вам удастся найти правильные 12-13 вольт, значит, все в порядке. Если нет, то необходимо проверить, куда ушло это напряжение. В проводке датчика может быть обрыв или короткое замыкание.

Поиск неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Если напряжение в порядке, переходите ко второму шагу: проверьте пределы сигнала датчика. Для этого сначала необходимо найти сигнальный контакт датчика: подключите минусовую клемму вольтметра к земле и ищите напряжение 0,5-5 вольт на плюсовом контакте разъема. Как только вы нашли нужный контакт (а это легко, есть только разъемы питания и сигнала), поверните заслонку в крайние положения и понаблюдайте за напряжением. Когда заслонка полностью закрыта, напряжение должно быть около 0,4-0,6 В, когда она полностью открыта — более 4 В. Смысл этой операции заключается в том, что очень часто в контактных датчиках резистивные дорожки изношены в крайнем положении, соответствующем полностью закрытой заслонке — заслонка находится там на холостом ходу, с этого момента она начинает свое движение при каждом нажатии на педаль акселератора. Если в последних положениях напряжение находится в пределах нормы, переходите к третьему этапу.

Здесь нам нужно проверить, что датчик прозванивается. Хорошо, если у вас есть сканер: вы можете увидеть шипы не столько в цифрах, сколько на графике (если сканер видит эту информацию в тестовом режиме и отображает ее графически). С мультиметром же, напротив, нужно быть осторожным и внимательным. В теории, конечно, нет ничего сложного: плавно поворачивайте дроссельную заслонку и одновременно следите за напряжением, показываемым вольтметром. Цифры должны плавно меняться, соответствуя вращению дроссельной заслонки. Если наблюдаются скачки, значит, направляющая или рельс повреждены, и датчик больше не может нормально функционировать.

Поиск неисправности датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Что делать, если сломался ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки является надежным компонентом и редко выходит из строя. Продлить срок его службы невозможно: механический износ датчика положения дроссельной заслонки неизбежен. Пытаться отремонтировать этот датчик — неблагодарное занятие. Проще купить новый, что обычно и делается.

И помните, что вы можете ездить с неисправным датчиком, но это сложно. Кроме того, неисправный ДПДЗ может привести к более серьезным поломкам. Например, неправильный выбор момента зажигания или бедная смесь могут привести к перегреву двигателя в дополнение к осечке. Толчки, получаемые при разгоне, не доставят удовольствия коробке передач, особенно автоматическим коробкам передач (любого типа). Обгон и внезапная потеря сцепления с дорогой просто опасны. Поэтому, если вы заметили признаки неисправности ДПДЗ, лучше не откладывать диагностику и ремонт: отложенный на неопределенный срок ремонт обычно обходится дороже, чем своевременный.

Что делать, если сломался ДПДЗ

Добавить комментарий



👁 626