ДМРВ — что это такое, зачем он нужен и как диагностировать его неисправность

За последние три десятилетия двигатели с распределенным и непосредственным впрыском топлива окончательно вытеснили все другие типы конструкций. Казалось бы, время лохматое, но инженерам не удалось преодолеть «детские болезни» важных электронных компонентов, включая датчик массового расхода воздуха (MAF), который отвечает за состав топливно-воздушной смеси. Напомним, как устроен ДМРВ, почему он так важен и как диагностировать его неисправность.

Что такое ДМРВ

Современные двигатели имеют два типа систем питания: блок впрыска подает топливо во впускной трубопровод с диффузным впрыском, а блок непосредственного впрыска подает топливо в камеру сгорания. Для обеих систем важно, чтобы датчик массового расхода воздуха, который раньше был механическим (лопастного типа), а теперь лишен движущихся механических частей и сделан термоанемометрическим (от «anemo» — ветер), работал правильно. 

ДМРВ - это датчик массового расхода вохдуха
ДМРВ — это датчик массового расхода вохдуха

Заводской немецкий ДМРВ для двигателя ВАЗ

ДМРВ устанавливается почти на все современные двигатели
ДМРВ устанавливается почти на все современные двигатели

Датчик массового расхода воздуха может быть установлен не только в бензиновом, но и в дизельном двигателе, где работа клапана EGR (система рециркуляции отработавших газов) «привязана».

Как говорили шоферы старой школы, двигатель выходит из строя в двух случаях: нечему гореть или нечего воспламенять. EGR только информирует ЭБУ о количестве поступающего воздуха, кислород которого становится «топливом» для рабочей смеси. Получая этот сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание топлива. Устройство, расположенное во впускном коллекторе, состоит из двух резисторов, которые могут быть сконструированы по-разному. В первом случае резистор находится под воздействием потока воздуха: при изменении скорости потока он охлаждается, и его внутреннее сопротивление изменяется. Во втором случае он не продувается — разница в показаниях двух резисторов используется для расчета объема воздуха, подаваемого в цилиндры. 

Новый ДМРВ с закрытыми входом-выходом воздушной системы
Новый ДМРВ с закрытыми входом-выходом воздушной системы

На вторичном рынке датчик поставляется с крышками — заглушками для предотвращения загрязнения при транспортировке

Датчик ДМРВ в автомобилях ВАЗ - внешний вид
Датчик ДМРВ в автомобилях ВАЗ — внешний вид

Вот как выглядит датчик в обычном двигателе ВАЗ. Его невозможно извлечь из корпуса без специального ключа

Разбираем ДМРВ что внутри и как он устроен
Разбираем ДМРВ что внутри и как он устроен

Датчик раздет «догола». Чувствительный элемент хорошо виден

ЭБУ использует массу и температуру поступающего воздуха для определения плотности воздуха, а также рассчитывает время открытия форсунок и количество топлива, поступающего в камеру сгорания. В целом, манометр важен для максимального увеличения мощности двигателя, эффективности сгорания (экологичности) и экономии топлива. Неисправность этого датчика, как и большинства других, приводит к загоранию сигнальной лампы Check Engine.

Поломку ДМРВ сразу видно по ошибке на приборной панели
Поломку ДМРВ сразу видно по ошибке на приборной панели

Check Engine может загореться по любой причине. Если у вас нет бортового компьютера с функцией диагностики, вам необходимо обратиться на станцию технического обслуживания со сканером

Однако не всегда владелец подключает сливную чеку к расширительному клапану — особенно если двигатель работает безупречно и динамические характеристики автомобиля нисколько не страдают. Поэтому важно не оставлять горящую лампочку неисправности двигателя без присмотра, а считывать неисправности с помощью диагностического компьютера.

ДМРВ или ДАД?

Датчик абсолютного давления (он же DDP) вместе с датчиком температуры (DTV) также контролирует количество воздуха, поступающего во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер генерирует управляющий импульс на форсунки. Важным отличием RTC от DDPB является отсутствие воздуха в корпусе, так как этот датчик работает путем измерения разницы давления между давлением на входе и давлением в вакуумной камере. Конструктивной особенностью датчика давления является высокочувствительная мембрана, которая растягивается под действием давления во впускном коллекторе. Этот процесс влияет на сопротивление тензодатчиков, что приводит к изменению напряжения. 

ДАД - это датчик абсолютного давления воздушной системы автомобиля
ДАД — это датчик абсолютного давления воздушной системы автомобиля
ДАД установленный в автомобиль вместо ДМРВ
ДАД установленный в автомобиль вместо ДМРВ

Датчик абсолютного давления (на фото) и ДДПБ работают по разным принципам ​

Плюсы датчика абсолютного давления

Датчик абсолютного давления намного дешевле датчика массового расхода, но алгоритм его работы менее совершенен. На самом деле, не все блоки управления могут корректно работать с DAD. Кроме того, при переходе на датчик абсолютного давления двигатель может реагировать на открытие дроссельной заслонки с гораздо большей задержкой, чем при использовании оригинального ДПДЗ. И, конечно, просто поменять DMRV на RPM без серьезных модификаций невозможно из-за разницы в их конструкции и даже расположении.

Оба датчика могут ставиться на автомобиль сразу!
Оба датчика могут ставиться на автомобиль сразу!

Есть двигатели, где нет выбора между дистанционным управлением коленчатым валом и ДМРВ, потому что оба датчика присутствуют в двигателе одновременно!

Обычно мысль об установке датчика нисходящего потока вместо штатного датчика массового расхода воздуха возникает при выходе последнего из строя, а также при тюнинге двигателя — особенно если атмосферный агрегат переводится на турбонаддув. Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от установки DAM из-за его высокой стоимости и не самого длительного срока службы. Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя всего через 60-70 000 км пробега, и почти гарантированно «умрет» через 120-130 000 на одометре многих бюджетных автомобилей.

Однако те, кто не против модификации двигателя, обычно ездят со стандартным датчиком массового расхода воздуха, а не заменяют его на ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Тем более что не все блоки управления двигателем лучше работают с датчиком абсолютного давления, чем со штатным ДМРВ. На вопрос о том, какой датчик более совершенен по конструкции, трудно ответить однозначно — особенно когда речь идет о попытке заменить один (и часто уже неисправный) расходомер другим. В любом случае, в истории есть множество примеров, когда счастливые владельцы проехали несколько сотен тысяч километров как на двигателе с оригинальным расходомером, так и на двигателе с датчиком абсолютного давления, особенно если датчик абсолютного давления был установлен с завода.

Работает ли двигатель без ДМРВ

Отказ датчика расширения активирует систему управления, но двигатель продолжает работать. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ, программа «провала» может увеличить обороты холостого хода примерно до 1 500 об/мин, не увидев сигнала. На относительно новых версиях прошивки неисправный датчик приведет лишь к увеличению расхода топлива или снижению динамики. В любом случае, неисправность датчика массового расхода воздуха является веской причиной для его проверки, по крайней мере, путем измерения напряжения.

Сломанный ДМРВ - будет ли работать двигатель после поломки
Сломанный ДМРВ — будет ли работать двигатель после поломки

Если датчики выходят из строя, электроника может начать переобогащать топливную смесь автомобиля.

Игнорировать неисправность не рекомендуется, поскольку даже на относительно простых автомобилях (переднеприводных Ладах первого поколения) отказ SMART может привести к заметному перерасходу бензина или ослаблению выходных характеристик двигателя. Поэтому ответ на популярный вопрос «Можно ли обойтись без ДМРВ, если он предусмотрен конструкцией автомобиля?» однозначен и звучит так: нет, нельзя.

Как диагностировать неисправность ДМРВ

Помимо упомянутых выше косвенных признаков, есть один достаточно объективный параметр, который показывает состояние датчика и срок его службы — это рабочее напряжение при включении зажигания. Мы рассмотрим это на примере одного из самых распространенных датчиков от ВАЗа.

Схема проводки ДМРВ на двигателе ВАЗ
Схема проводки ДМРВ на двигателе ВАЗ

Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно считать выходное напряжение DMRV. Для новой или «эталонной» детали это 0,996 вольт. 

Проверка напряжения ДМРВ как способ диагностики его работоспособности
Проверка напряжения ДМРВ как способ диагностики его работоспособности

Это напряжение указывает на то, что датчик работает как новый

Нормальное (номинальное) напряжения на датчике массового расхода воздуха
Нормальное (номинальное) напряжения на датчике массового расхода воздуха

Один из вариантов — измерение напряжения непосредственно через гнездо подключения датчика.

Номинальное напряжение датчика массового расхода воздуха

1.010 — 1.019 В — хорошее состояние, пока нет необходимости думать о замене
1,020 — 1,029 В: датчик пригоден к эксплуатации, это примерно половина оставшегося срока службы.
1.030 — 1.039 В — еще пригоден к эксплуатации, но срок его службы подходит к концу
1.040 — 1.049 В — VDC находится на грани выхода из строя и потребует замены в ближайшем будущем.
1.050 В и выше — FMD требует срочной замены

Ошибки ДМРВ
Диагностика ДМРВ

при 1,016 В (первое фото) датчик находится в хорошем состоянии, но 1,035 В — повод задуматься о покупке нового

Проверка ДМРВ мультиметром или вольтметром
Проверка ДМРВ мультиметром или вольтметром

Это значение находится на грани отказа, но необходимо убедиться, что показания правильные и не вызваны ошибкой мультиметра

Примите во внимание, что многие тестеры завышают значения, поэтому существует риск «испортить» идеально хороший датчик. Кроме того, его эффективность в значительной степени зависит от чистоты «земли» в цепи. 

Плохо обжатые провода или гнилая «оплетка» могут повлиять на правильную работу как TDMS, так и MAP, что характерно для двигателей старых автомобилей.

Прежде чем покупать не самый дешевый датчик, лучше установить заведомо исправный подержанный датчик, позаимствовав его у друга, соседа по парковке, товарища по форуму с таким же автомобилем и т.д. Также следует доверять показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, а не дешевого мультиметра.

Нужно ли промывать ДМРВ

Многие механики с многолетним опытом и обычные автовладельцы считают, что «уставший» SMART можно оживить элементарной промывкой — то есть вынуть его из корпуса и аккуратно «продуть» с помощью «карбклинера» или спирта так же, как это делали с жиклерами карбюратора 20-30 лет назад. На самом деле, существуют специализированные составы для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с препаратами для удаления шлама, используемыми для промывки карбюраторов. Поэтому цены на такие «узкоспециализированные» чистящие средства совсем другие — и, как нетрудно догадаться, более высокие. Кроме того, производители таких жидкостей прямо заявляют, что они не творят чудес и не превращают «полумертвый» датчик в совершенно новый, а используются для профилактической очистки старого доброго ДМРВ — для удаления частиц пыли и масляного тумана из системы вентиляции картера.

Промывка ДМРВ жидкостью WD или бензином
Промывка ДМРВ жидкостью WD или бензином

Примечание: Для промывки используется специализированный очиститель регулятора давления воздуха, а не универсальный очиститель карбюратора или топливной системы.

Практика использования таких «чудо-инструментов» показывает, что они действительно могут несколько снизить показания пока еще исправного датчика, и такие манипуляции помогут с датчиком, находящимся за пределами диапазона 1,05 вольт…..

ДМРВ после прочистки датчика
ДМРВ после прочистки датчика
ДМРВ после прочистки датчика
ДМРВ после прочистки датчика

Самое главное — не повредить снятый датчик, который боится даже пыли, не говоря уже о механических воздействиях

Многие водители по неопытности уничтожают еще живые датчики во время промывки. Чувствительные компоненты нельзя трогать руками или протирать тряпкой, а сильное давление жидкости принесет только вред. Поэтому к очистке датчика расширения в гаражных условиях следует подходить с большой осторожностью и помнить: если датчик уже «умер», это не опасно и ничто не поможет, но даже если он вполне исправен, эта процедура может не дать никакого заметного результата.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 209