Масло в двигателе — как часто надо менять. Интервал замены моторного масла

Большинство водителей не задаются этим вопросом: план состоит в том, чтобы проходить техническое обслуживание раз в 10-15 000 километров — и все. Однако все зависит от режима работы и от того, чем именно заправлен двигатель. Мы подробно рассмотрим расчет оптимального интервала.

В первой части этой статьи мы постарались объяснить, почему так важно качество моторного масла, что происходит с ним в глубине двигателя и какие факторы влияют на его старение. Остается только описать, как эти факторы соотносятся с интервалами замены масла и как часто вам придется менять масло в реальной жизни.

Масло в двигателе — как часто надо менять

Город и трасса

Следует сказать, что замена масла «после пробега» почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег на трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница с точки зрения деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 000 км в пробках масло проработает полных 700 часов, а на автостраде — даже меньше 200.

Эта более чем трехкратная разница оказывает колоссальное влияние на качество работы масла, поскольку тепловое воздействие на масло очень велико даже при небольшой нагрузке. В современных двигателях ситуация усугубляется высокой температурой термостата, плохой вентиляцией картера и отсутствием охлаждения картера при неподвижном автомобиле, что приводит к резкому сокращению срока службы.

На автомагистрали нагрузка также может сильно варьироваться. На скоростях до 100-130 км/ч большинство автомобилей имеют нагрузку ниже средней, температура низкая и вентиляция картера работает хорошо. При мощных двигателях нагрузка минимальна, поэтому нагрузка на масло очень низкая.

Город и трасса - интервал замены масла
Город и трасса — интервал замены масла

При более высоких оборотах двигателя с увеличением нагрузки на двигатель увеличивается и нагрузка на масло. На небольших двигателях с «короткими» коробками передач двигатель и масло могут стать настоящей болью. При использовании более мощных двигателей нагрузка будет увеличиваться более плавно.

С увеличением нагрузки на двигатель ухудшаются и условия работы масла: повышается температура поршней и начинает увеличиваться поток дробящих газов в картере. Поэтому оптимальными условиями эксплуатации как для масла, так и для двигателя являются средняя скорость, равная половине максимальной, и короткое время работы на холостом ходу после прогрева.

После подсчета количества моточасов выяснилось, что типичный интервал замены масла в двигателе с пробегом 15 000 часов составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по пробегу консультанта на BMW и интервалам замены масла в автомобилях, где интервал замены масла указан в моточасах, его можно поддерживать в диапазоне от 200 до 400 часов для различных условий движения, за исключением длительной работы на максимальной мощности.

Случаи явного перебора со стандартными полусинтетическими маслами и синтетикой на основе гидрокрекинга чреваты «осложнениями» двигателя в виде коксования и снижения подвижности поршневых колец.

Это может показаться странным, но 400 моточасов при типичной городской скорости 20-25 км/ч — это то же самое, что 8-10 000 км, пройденных на одной партии масла. А 400 мото-часов при скорости 80 км/ч — это уже, казалось бы, нереальные 32 000 километров, хотя вряд ли стоит стремиться к такой цифре.

Ну, мало кто из нас может похвастаться тем, что эксплуатирует свои автомобили в бытовом цикле на постоянной скорости. Ну и что, если ваш пробег в основном городской, а двигатель форсированный? Например, какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что необходима более частая замена масла.

Однако интервал замены зависит не только от режима движения. Еще одним немаловажным моментом является тип масла в двигателе.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые по сравнению с ними выглядят как космические корабли рядом с троллейбусом.

Прежде всего, необходимо усвоить важный тезис: каждое масло состоит из основы и набора присадок. Базовое масло может быть минеральным, полусинтетическим или полностью синтетическим, в разных вариантах.

Полусинтетика

Примеры: Эссо Ультрон 2000.

Моторное масло Эссо Ультрон 2000
Моторное масло Эссо Ультрон 2000

Чистые минеральные масла практически находятся на грани исчезновения, их заменили «полусинтетикой» с гораздо более высоким содержанием присадок. Эти масла не имеют длительного срока службы, продукты распада этих масел довольно сильно загрязняют двигатель, присадки держатся недолго, а вязкость со временем сильно меняется. Но интервалы замены в 10-15 000 километров вполне возможны. Но это немного более сложные условия и количество моточасов выше, и лучше было бы сократить интервал.

Синтетические гидрокрекинговые масла

Примеры: Mobil 1 New Life 0w40.

Моторное масло Mobil 1 New Life 0w40
Моторное масло Mobil 1 New Life 0w40

Их часто считают почти «полусинтетическими», но в реальной эксплуатации они заметно лучше. Немного более дорогая «база» обеспечивает скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большинство «обычных» масел производителей автомобилей относятся к этому семейству. В тепличных условиях они допускают пробег от замены до замены и до 30 000 км, но на практике, в наших условиях, нужно помнить, что почти все масла этого семейства маловязкие и сильно зависят от двигателя и бензина.

Но даже при пробеге 15 000 км до замены масла они гораздо лучше «минеральных» масел: в них, как правило, меньше вредных продуктов деструкции и лучше моющие свойства.

Но во многих случаях это не просто гидрокрекинг. Такие масла основаны на ПАО и сложных эфирах, которые будут описаны ниже. Важной особенностью является то, что так называемые масла с низким содержанием SAPS на этой основе имеют значительно сокращенный пакет присадок для минимизации сульфатной золы, фосфора и серы, которые могут первоначально продлить срок службы каталитических нейтрализаторов, но явно сокращают срок службы двигателя.

Синтетические масла на основе полиальфаолефинов

Примеры: Ravenol VPD/VDL 5W40, Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40.

Масло для двигателя Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40
Масло для двигателя Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40

Это хиты прошлых лет и основа многих чистых гоночных масел. Их основа стоит еще дороже, но они обладают лучшей текучестью и хорошо переносят сибирские морозы — без всяких добавок они могут опускаться ниже минус 60 градусов! Они почти не горят, а продукты их распада максимально чисты и не засоряют поршневые кольца.

К сожалению, они не являются мейнстримом, их цена намного выше гидрокрекированной синтетики, они имеют менее стабильную масляную пленку и более низкий коэффициент трения.

Сложнее сказать об интервалах замены, но основа этого масла стареет очень медленно. Однако пакеты присадок остаются сложными и продолжают жить своей жизнью, а механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны выполнить программу замены LongLife без сокращения срока службы двигателя и даже могут превысить стандартный интервал в 400 миль/ч.

Следует отметить, что гидрокрекированные низковязкие синтетические масла часто содержат значительное количество ПАО, и в реальном использовании разница между различными типами «синтетики» гораздо меньше, чем разница между чистыми основами. Масла с низкой вязкостью на такой основе также могут иметь плохой пакет присадок.

Эстеровые масла

Примеры: Motul V300, Henum WRX, GPX.

Эстеровое масло Henum WRX
Эстеровое масло Henum WRX

Масла на основе диэфиров и полиэфиров — следующий шаг в эволюции. Они даже лучше, чем масла ПАО. Их температура кипения ниже, а коэффициент трения также ниже. Они обладают очень стабильной масляной пленкой и отличными моющими свойствами основы. Но такие базы еще дороже, а многие масла, в названии которых есть слово «эфиры», на самом деле не являются чистыми эфирами, а представляют собой смесь продуктов гидрокрекинга, эфиров и ПАО.

Теоретически, такие масла имеют гораздо более длительные интервалы замены, но из-за характера эксплуатации и доступности многих масел с низким содержанием присадок, многие считают такие масла «спортивными» и не подходящими даже для стандартных интервалов замены.

В действительности, эфирные масла требуют меньшего количества противозадирных и стабилизирующих присадок, и результаты испытаний фактически опровергают теорию низкого срока службы. Поэтому нет необходимости менять эстеровые масла каждые 6 000 км, если только вы не хотите убедиться в этом, эксплуатируя их в высоконагруженных двигателях.

Эти типы масел способны «промывать» даже очень грязные двигатели, поэтому после длительных интервалов замены минеральных масел или гидрокрекинговых основ это именно то, что нужно двигателю.

Полигликолевые масла

Пример: Масло Kroon Oil Pole tech 10W40.

Масло Kroon Oil Pole tech 10W40

Потенциально самыми прогрессивными маслами на данный момент являются PAG — на основе полигликоля. Они имеют еще более низкий коэффициент трения — PAG даже используется в маслах PAO в качестве модификатора трения. Он растворяет все, даже собственные продукты распада, и очень хорошо удерживает присадки. Он не агрессивен к резиновым изделиям.

К сожалению, пока это крайне скудная группа масел, широко доступно только сильно разрекламированное масло Kroon Oil, а данных независимых испытаний практически нет. Оно потенциально намного «чище», чем даже эфирные масла, и имеет заметно больший срок службы. Некоторые статистические данные еще предстоит собрать…. Что если это действительно «масло для ленивых», в которое можно добавлять присадки только по мере выгорания?

Выводы по интервалу замены моторного масла

Из этой небольшой справки видно, что масла могут сильно отличаться друг от друга: в них используются совершенно разные пакеты присадок для компенсации недостатков основы, и они имеют разные интервалы между заменами.

Стандартные интервалы предназначены для одних и тех же «стандартных» масел, обычно полусинтетических или «синтетических» с гидрокрекинговой основой. Для поддержания двигателя в течение длительных интервалов замены лучше выбирать масла с более прочной основой и хорошим пакетом присадок.

Однако отличить такое масло только по табличным характеристикам невозможно, в этом случае рекомендуется ориентироваться на результаты испытаний масла. И наконец, совет от капитана Очевидность: не экономьте на масле. Затраты на хорошее масло всегда окупаются.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 782