Как и зачем менять шестерни в механической коробке МКПП

Было время, когда трех передач вперед в механической коробке передач было достаточно для комфортного вождения. Но тогда их было четыре, а сейчас не менее пяти. И все же иногда и их бывает недостаточно.

История болезни МКПП

Например, коробка передач — это чистый компромисс. Его задача проста: заставить автомобиль двигаться на любой скорости при оптимальных оборотах двигателя для достижения максимального (или, по крайней мере, достаточного) крутящего момента и мощности. Подробно об устройстве коробки передач мы уже писали, и он даже приводил видеопримеры, подробно рассказывал о влиянии мощности и крутящего момента на скорость автомобиля, поэтому на основах останавливаться не будем.

Однако мы скажем несколько слов о «коротких» и «длинных» передачах. «Короткие» передачи имеют большее передаточное число, меньшую скорость вращения колес автомобиля и больший крутящий момент. «Длинные» передачи, с другой стороны, — это когда передаточное число низкое, скорость вращения колеса высокая, а крутящий момент низкий.

Что касается способности автомобиля долго разгоняться на одной передаче — это вопрос не «длины» передачи, а гибкости двигателя, его способности эффективно работать на разных оборотах. Так что если вы прочитаете в очередном «автообзоре» что-то вроде «у машины длинные передачи, можно долго ехать без переключений», знайте — это безграмотный бред. Но вернемся к теме статьи — замене шестеренок в коробке передач.

Также бывает, что «короткий» и «длинный» относятся к коробкам передач в целом. Если коробка передач «короткая», то передаточные числа в ней подобраны таким образом, чтобы развивать высокий крутящий момент, а не скорость. Двигатель будет неприятно «визжать» на высоких оборотах даже на 5-й передаче на скоростях «за 100» с такой коробкой передач. Такие коробки характерны в основном для фургонов, которые важны для перевозки грузов, но не для рекордов скорости на автостраде.

Если автомобиль с «короткой» коробкой передач эксплуатируется не только в городе и с грузом, но и на автобане, владельца ждет разочарование: скорость набирается быстро, но максимальная скорость оказывается очень ограниченной. Хорошо, если есть шесть или даже восемь передач, можно медленно разогнаться до приличной крейсерской скорости 120-130 км/ч, не пытаясь раскрутить двигатель до 4,5-5 000 об/мин. К сожалению, чем больше передач — тем больше и тяжелее коробка передач. Не всегда имеет смысл помещать его в маленький автомобиль.

Эта проблема хорошо известна владельцам Lada Largus. В зависимости от модификации Largus могут быть коробки JH3 или три модификации коробок GR5. Все они имеют разные передаточные числа, и самые медленные коробки передач встречаются в фургонах и семиместных автомобилях с K7MВо-первых, он самый тяжелый для разгона грузовика, а во-вторых, восьмиклапанный K7M слишком слаб для семиместного автомобиля.

Но и другие модификации вызывают много вопросов. Например, наш тестовый семиместный Largus скрывает под капотом К4М и чисто теоретически имеет длинную пятую передачу (по сравнению с другими модификациями). Однако его владелец не слишком доволен этой коробкой передач: при скорости 120 км/ч обороты двигателя не опускаются ниже 4 000, а это много, даже слишком много для не очень поворотливого, но тяговитого и шумного двигателя.

Первые владельцы Largus в шутку (а может, и всерьез) интересовались, какую коробку передач можно установить на автомобиль, чтобы не сходить с ума от высоких оборотов внутреннего двигателя на автостраде и иметь возможность время от времени нарушать скоростной режим. На самом деле, нет необходимости менять коробку передач. Комплекты шестерен пятой передачи уже давно продаются и могут быть установлены вместо обычных. После этого автомобиль будет ехать нормально. Проверим?

Замена шестерни пятой передачи МКПП

Что понадобится для замены шестерни МКПП?

На первый взгляд, работа кажется сложной. Разбираться в коробке передач — занятие не для слабонервных. Но на самом деле все гораздо проще, вам даже не придется снимать коробку передач. Можно даже сделать все самостоятельно, если у вас есть большое желание и определенное терпение. Давайте предположим, Ларгус, что у вас есть желание и терпение. Что еще потребуется?

Во-первых, необходимо приобрести сменный комплект. Она включает в себя не только две передачи. Там должны быть стопорная шайба, штифт, гайка и болт шестерни. Весь набор можно будет купить в «Логан-ШОП СПб» и заплатить за него 7 150 рублей.

Для снятия шестерен необходим специальный инструмент, который можно приобрести у официального дилера. Это стоит около 20 000. В «Логан-шопе» она есть, здесь она не лежит без дела. Однако нет смысла покупать такой дорогой инструмент для разовой работы в гараже. Поэтому мы обойдемся без него. Во-первых, это более заметно, а во-вторых, инструменты бренда услуг далеки от совершенства. Безусловно, пригодится набор отверток, причем одна из них довольно большая — на 27, цилиндр для снятия колеса, и обязательно домкрат. Вы можете сделать это без него, если хотите, но вам нужно найти способ отцепить машину, вы не сможете сделать это без ямы.

Специальный съемник шестерни МКПП
Специальный съемник шестерни МКПП

Призма, отвертки, молоток и другие предметы, с которыми вы столкнетесь в ходе повествования, также пригодятся вам. Поскольку существуют разные способы откручивания и закручивания чего-либо, кто-то попросит другой инструмент или откажется использовать наш. Поэтому мы показываем только то, как это делал наш мастер Алексей Телешов. Может быть, вы можете сделать что-то еще, главное, чтобы все работало. Итак, давайте начнем.

С помощью молотков снимаем шестерню коробки передач

Начнем с простого шага — слива масла из коробки передач. Не так давно мы подробно описали, как это сделать. Поэтому повторим очень кратко: снимите сапун, чтобы открыть доступ к заливной пробке, поднимите автомобиль на кране, снимите защиту, открутите пустую пробку и слейте масло в пустую емкость. Если вы хотите слить это масло (а это имеет смысл и будет обсуждаться в конце), емкость должна быть чистой.

С помощью молотков снимаем шестерню коробки передач

Теперь снимите левое переднее колесо. Это несложно, как и снять отсек для хранения, повернув «большой палец» за снятым колесиком слева вверху. Отогните перчаточный ящик в сторону и прикрепите его к бамперу так, чтобы он не мешал дальнейшей работе. Затем открутите два винта, удерживающие опорную деталь подрамника (ее очень легко найти — это деталь, которая мешает вам подобраться к крышке коробки передач).

Теперь отсоедините разъем от датчика скорости. Чтобы снять заднюю крышку коробки передач (что нам и потребуется сделать), отсоедините кабель датчика, прикрепленный к коробке передач. Это может быть пластиковая клипса, которую нужно откусить кусачками. Убедившись, что ничего больше не мешает снятию крышки коробки передач, открутите болты крышки с помощью головки. Будьте готовы к тому, что немного масла будет выходить, лучше поставить пустую емкость или хотя бы подложить под нее ткань.

Таким образом, перед нашими озадаченными глазами открывается таинственная внутренность коробки передач. Не все, конечно, а лишь малая часть. Но это то, с чем мы будем работать. А теперь начинается самая захватывающая часть — мы будем снимать вилку пятой передачи и ее шестерни.

Сначала открутите гайку шестерни (в комплекте есть новая). Затем снимите расположенную за ним шайбу. Вот и все, легкая работа закончена, начинается трудная. Вилка на валу закреплена штифтом, который необходимо выбить. Вам придется бить снизу вверх, что само по себе увлекательно, и с ударом. Вы можете использовать все, что угодно, лишь бы оно проходило через отверстие в вилке и не застревало. Открою вам секрет — он хорошо работает, если вы используете китайскую дрель: не нужно беспокоиться о повреждении, и можно увеличить диаметр.

Приложите пуансон к дюбелю снизу и ударьте по нему молотком. Лучше постучать, чем бить со всей силы: штифт все равно выйдет, но вы же не хотите сломать коробку, в конце концов. Предположим, вам удалось его выбить, и он куда-то улетел. Нет проблем: в комплект входит новый, старый все равно нельзя ставить на место. Теперь осторожно извлеките штекер. Это не так просто, но его можно вытащить. Для этого мы осторожно постукивали по валу, придерживая вилку рукой.

После того, как он извлечен из коробки, наступает время для чертовски веселого времяпрепровождения, вот как все начинается: мы вынимаем шестеренки. Тот, который находится за вилкой на главном валу.

Именно здесь вам понадобится тот самый специальный дилерский инструмент. Но мы договорились обойтись без него, поэтому попробуем снять шестерню другим способом. Начнем с метода, который лучше не пробовать, но который является самым доступным в гаражных условиях: с ломика. Мы поднимаем одну сторону, затем другую и …. и ничего не происходит. Возьмите другую и попробуйте потянуть с обеих сторон. Это настолько же неудобно, насколько и бесполезно.

Но простой стандартный съемник с тремя ножками и винтом посередине работает отлично. Он стоит копейки, но выполняет свою работу. Другая звездочка со слоем масла на валу снимается двумя пальцами, поэтому мы не понимали, зачем нужен еще один инструмент, используемый дилером.

Теперь переходим к вторичному валу. Здесь вам понадобится головка с большой шестерней torx. Открутите гайку и вы увидите последнюю звездочку, которую нужно снять. Обратите внимание на метку, которую мы имеем на шестерне внизу. Я не знаю, для чего это используется. По-видимому, он используется для того, чтобы новая звездочка не была надета задом наперед, что трудно, но для особо опытных вполне возможно. Вытаскивание шестерни производится тем же съемником, собранным в короткие сроки из половины дилерского инструмента, болта и гайки, приваренных к металлическому пруту. Все эти прибамбасы ни к чему, просто тот же съемник за триста рублей. Теперь вы можете вздохнуть с облегчением — вся тяжелая работа позади.

Теперь перейдем к более веселой и увлекательной части — сборке. Установите новую звездочку из комплекта на вторичный вал, а для более глубокой посадки немного постучите по окружности. Пока ничего не затягивайте, просто наденьте звездочки на первичный вал, а затем вставьте ту, которая была снята первой и надета последней. Возьмите новую гайку, шайбу и болт из комплекта и затяните шестерни.

Теперь установите вилку на место и будьте готовы постучать молотком при закреплении вилки новым штифтом. Вы не можете ударить по нему молотком — подрамник не позволит, поэтому используйте какой-нибудь удлинитель в форме стержня (мы использовали удлинитель с трещоткой). Пока крышка коробки передач открыта, войдите в нее и попытайтесь включить все передачи по очереди при выключенном двигателе. Не удивляйтесь слишком громкому звуку включаемых передач: во-первых, коробка передач в данный момент открыта, а во-вторых, в ней нет масла. На данный момент главное, чтобы все шестерни «входили» легко и плавно. Работает ли это? Далее, давайте соберем его.

Процесс замены шестерни МКПП

Ставим крышку коробки на место и не забываем проверить резиновую прокладку, которая идет по периметру плоскости прилегания крышки. Затягиваем болты, устанавливаем на место разъем датчика скорости и присоединяем его проводку к новой кабельной стяжке, которую мы отрезали во время разборки. Теперь нужно залить масло в коробку передач и закрутить пробку маслозаборника.

Заливка масла в ДВС для проверки

Положите таблетку валидола под язык, запустите двигатель и попробуйте переключить передачу на незагруженном автомобиле, наблюдая за вращением ступицы. Значит, вы преуспели! Но на случай, если она вам понадобится, вы можете купить коробку для Largus с «salvage yard» примерно за пять тысяч долларов.

Что после замены шестерни

Владелец Largus отправился проверять свою новую пятую передачу сразу после завершения работ. Он был очень доволен результатом: теперь при скорости 120 км/ч тахометр показывает 3 200 об/мин (до этого было 4 000 об/мин). И это действительно неплохой показатель для данного автомобиля (будьте уверены, счастливые обладатели V8!).

Но работа на этом не заканчивается. Через тысячу километров необходимо будет заменить масло в коробке передач. Помните, я говорил, что имеет смысл долить старое масло? Если автомобиль проехал на этом масле не более 80 км, лучше использовать слитое масло — это удешевит замену.

Сколько стоит смена шестерни коробки передач

Запасной комплект, как я уже сказал, будет стоить 7 150 рублей. Если вы доверите работу сервису, вам придется заплатить еще 2 500 рублей. Масло можно заменить через тысячу километров пробега за 500 рублей, а три литра масла обойдутся примерно в 2 000 рублей. В целом, это не так дорого, если ваш автомобиль проводит много времени в дороге — комфорт стоит гораздо больше. Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 584