Статическое электричество на кузове. Что делать, чтобы машина не била током

Чем старый советский подход к борьбе со статическим электричеством на кузовах автомобилей отличается от современного китайского подхода? И насколько распространена и актуальна эта проблема сегодня? Мы исследуем заземление с помощью шин, антистатических брелоков и резиновых «хвостов»!

Заземление через шины

Явление статического электричества знакомо всем благодаря обычным бытовым предметам — электризация синтетического джемпера, волос о пластмассовую расческу и так далее. В результате на объекте и теле человека накапливаются заряды различных потенциалов и возникает разряд, иногда с искрами устрашающего размера. Статические электрические заряды легко накапливаются в автомобиле — обычно в сухую, ветреную, жаркую или холодную погоду. При влажности выше 85% статического электричества очень мало.

Однако при благоприятных условиях на кузове могут накапливаться десятки или тысячи киловольт. Это пугающее напряжение не опасно, поскольку ток ничтожно мал, но ежедневно оно оказывает два неприятных эффекта — болезненный жгучий звук при прикосновении к машине и повышенное притяжение пыли, что особенно раздражает, когда машина свежевымыта и быстро становится непричесанной. Кстати, вопреки распространенному заблуждению, опасности воспламенения от статического электричества в баке нет — все оборудование на АЗС заземлено по самым строгим стандартам и не боится разрядов от тел клиентов!

Почему машина бьется током

Тем не менее, проблему статического электричества нельзя назвать повсеместной, и многие люди практически никогда с ней не сталкиваются. Как ни странно, шины, которые мы считаем изоляторами, содержат достаточно сажи (т.е. проводящего углерода), чтобы статическое электричество в большинстве случаев безопасно уходило в землю. Однако в случае повышенного статического заряда, когда автомобиль подвергается воздействию сильного ветра, несущего много пыли или сухого снега, заземления через колеса уже недостаточно….. Кроме того, современные шины с пониженным сопротивлением качению содержат все больше кремнезема, заменяющего традиционный электропроводящий технический углерод. Наверное, многие замечали, как после перехода с бюджетных российских шин на приличные «буржуйские», машина начинает больше пылить и чаще снимать статику…..

Однако некоторые «счастливчики» получают удар током во время вождения регулярно и постоянно, в любое время, в любом месте….. В их конкретных случаях плохо сходятся различные факторы — нюансы климата и ветра, поднимающиеся в местах постоянного проживания, определенное сочетание синтетики в материале сидений, чехлов и повседневной одежды, особенности шин, тип окраски кузова и так далее, этот комплекс дает постоянное накопление заряда в автомобиле.

«Электрический хвост» для заземления автомобиля

В советское время, пожалуй, самым массовым элементом незамысловатого «стайлинга» кузова была полиуретановая или резиновая полоска-«токоприемник», служившая для отвода заряда с кузова на землю — каждый второй автомобиль оснащался таким аксессуаром, и эффект от разряда был превосходным, если, конечно, автовладелец не допускал ошибок при установке. Дело в том, что «хвост» не проводил электричество сам по себе — там была металлическая проволока, которая выходила в виде контактного пятачка с отверстием под болт. И лента действовала только тогда, когда была прикреплена к металлической части кузова, очищенной от краски и грязи — тогда как прикручивание ее к пластиковому бамперу 9 или 8, очевидно, не имело никакого эффекта. Еще одной популярной ошибкой старой школы было приобретение ленты, изготовленной недобросовестными кооператорами, которые вырезали ее из листа резины без проводящей сердцевины внутри. Такой «токоприемник» давал те самые преимущества, которыми можно было похвастаться — украшенный красочными катафотами и иностранной этикеткой «антистатик» (часто ошибочной, с буквой К на конце!), он висел в основном для сомнительной красоты, и те, кто изначально не имел проблем со статикой, даже не подозревали, что «хвост» не справляется со своей основной работой…..

Удивительно, но такие аксессуары не исчезли с прилавков магазинов и по сей день, они по-прежнему производятся и продаются. Никто не хочет сверлить отверстие в металлическом бампере или обшивке кузова, чтобы прикрепить антистатик, как это делалось во времена вездесущего бешенства, поэтому «хвосты» эволюционировали и теперь оснащены зажимами для крепления к кончику выхлопной трубы, обеспечивая хороший контакт с «землей». Эти устройства справляются с задачей деагрессии к водителю и притягивания пыли, хотя надо сказать, что они довольно фундаментально уродуют внешний вид современного автомобиля…..

«Электрический хвост» для заземления автомобиля
«Электрический хвост» для заземления автомобиля

Что делать, чтобы машина не била током?

Если вы не хотите прикреплять нелепый резиновый хвост к совершенно новому современному автомобилю, возможна специальная «антистатическая» тактика выхода из машины. Когда вы открываете дверь, возьмитесь рукой за металлический край двери (не за пластмассовую ручку!), а затем поставьте ногу на землю. Это выравнивает электрические потенциалы тела и человека, и болезненных инъекций не будет.

Но у этой техники есть и недостатки. Во-первых, он работает безупречно, только если вы касаетесь голого металла, а не окрашенного. А в современном автомобиле его не так-то просто потрогать! Все покрашено, защищено пластиком, и даже замочная скважина под рулем уже не всегда спасает — ее все чаще заменяет кнопка запуска без ключа….. А во-вторых, такая схема полезна при выходе из салона, но статика часто поражает при посадке и выходе из машины!

К тому же, скажем прямо, освоение и постоянное запоминание этого алгоритма, чтобы не забывать делать это регулярно, похоже на какое-то техническое извращение. В повседневной эксплуатации автомобиля достаточно различных условностей, и добавлять особый ритуал для выезда из салона — это уже слишком….

Дополнительное устройство для защиты от статического электричества с кузова автомобиля

Если не «хвост» и «акробатика», то что? В настоящее время китайские мастера предлагают довольно большой ассортимент так называемых «антистатических брелоков». Этот странный гаджет представляет собой небольшой цилиндр длиной с палец и диаметром с карандаш, но иногда выглядит как карта памяти. Он имеет два контакта на противоположных концах — один для удержания пальцами, а другой для прикосновения к двери, ручке и, желательно, к металлу замочной скважины. Разряд, предназначенный для вас, будет погашен путем набивки брелока и достигнет вашего тела незамеченным.

Дополнительное устройство для защиты от статического электричества с кузова автомобиля
Дополнительное устройство для защиты от статического электричества с кузова автомобиля

Удивительно, но эта полная чушь вполне осуществима. «У него внутри неон» — все дословно по Стругацким! В корпусе «антистатического кулона» находится такая же начинка, как в отвертке электрика — индикатор фазы! Другими словами, последовательно соединенные лампа-неон и высокоомный резистор.

Отвертка против тока на машине
Отвертка против тока на машине

Поэтому вам не нужно покупать «специальный брелок». — Если у вас есть индикатор фазы отвертки, вы можете смело использовать его. Скажем больше — даже неоновая лампа там не особо нужна. Все, что вам нужно — это любой резистор сопротивлением в несколько мегаом, стоимостью в худшем случае полтора рубля.

Схема почему машина бьет током
Схема почему машина бьет током

Колхозный способ избавления от статического заряда кузова

Прикосновение к двери автомобиля антистатическим кольцом для ключей, прежде чем открыть ее, честно говоря, еще хуже, чем описанный выше «магический ритуал» с чередованием рук и ног. Поэтому, если ваш автомобиль по какой-то непонятной причине все же склонен регулярно «кусаться», лучше решить вопрос радикально — с помощью небольших, эффективных и абсолютно незаметных со стороны «колохозов».

Вместо сомнительной «антистатической» резины нужен полуметровый отрезок тонкого (около 3 мм) стального троса, но прикрепить его не вульгарным способом на виду, на заднем бампере, а под днищем, где-нибудь в районе передних сидений. Конец провода легче всего прикрепить к глушителю — это идеальное место, имеющее идеальное электрическое соединение с кузовом, и обычно это голый металл, не требующий повреждения лакокрасочного покрытия для хорошего контакта.  

Заземление автомобиля через дополнительный провод
Заземление автомобиля через дополнительный провод

Такой «хвост» будет выполнять безупречную функцию отвода статического электричества от кузова, не будучи заметным снаружи и не портя внешний вид автомобиля неуместным «олдскульным» видом.

Заземляем кузов машины от статического электричества
Заземляем кузов машины от статического электричества

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 1 526