Сцепление — что это такое, как работает и как его не сломать

Важным компонентом механической коробки передач является сцепление, которое служит для отключения двигателя от коробки передач на короткий промежуток времени. Кроме того, сцепление является своего рода амортизатором, который защищает двигатель от перегрузок. Как он работает и как сделать так, чтобы он прослужил дольше?

Как работает сцепление автомобиля?

В В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста и состоит из двух противоположных дисков — ведущего (корзины) и ведомого — выжимного подшипника и приводного механизма. В версии с одним сцеплением входной вал коробки передач входит в шлицевую муфту, расположенную в центре ведомого диска, при этом поверхности маховика двигателя, облицовки ведомого диска и нажимного диска идеально прилегают друг к другу. Именно это позволяет передавать мощность от двигателя к коробке передач, так что неповрежденное сцепление может легко «переварить» всю мощность, развиваемую двигателем.

Корзина сцепления с МКПП

Ведущий диск сцепления, который состоит из нажимного диска (с глянцевой поверхностью), диафрагменной пружины (центральный диск) и накладного диска, обычно называют накладным диском.

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пружины накладок корзины сцепления, в результате чего контактные поверхности ведущего и ведомого дисков разъединяются. Это отсоединяет впускной вал от маховика — другими словами, физически разделяет двигатель и коробку передач, что позволяет двигателю переключаться или переходить на нейтраль. Когда сцепление включается (отпускается педаль), выжимной подшипник перестает давить на рессоры, и диски снова сближаются. Демпфирующие пружины в центре диска поглощают крутильные колебания, возникающие во время движения.

Демпфирующие пружины в сцеплении, фрикционные диски
Демпфирующие пружины в сцеплении, фрикционные диски

Хорошо видны четыре демпфирующие пружины в сцеплении и изношенные фрикционные диски.

При нормальной работе сцепление не привлекает к себе внимания. С другой стороны, неисправность означает, что водитель не может, например, переключить передачу или отъехать. Какие проблемы могут возникнуть?

Принцип работы сцепления

Какие неисправности могут возникнуть в сцеплении?

Какие же проблемы на практике могут вызвать неисправности сцепления? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, его «ведет». При нажатии на педаль поверхности маховика, ведомого и ведущего дисков в этом случае разъединяются не полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются скрипом и скрежетом тележек, так как не происходит полного разъединения коробки передач и двигателя.

Противоположная неприятность — пробуксовка сцепления: то есть неполное включение сцепления. В этом случае маховик, ведомая и ведущая поверхности, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и разъезжаются, что может вызвать характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска. Лишь небольшая часть мощности двигателя передается на колеса до тех пор, пока изнашиваемые поверхности не станут критическими.

Сцепление не выполняет свою функцию
Сцепление не выполняет свою функцию

Если сцепление заблокировано, то вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, при включении и выключении сцепления также могут возникать такие проблемы, как вибрация и звуковая обратная связь.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Каждая проблема со сцеплением обычно имеет свою историю. Например, сцепление может начать пробуксовывать из-за чрезмерного износа при большом пробеге, когда изнашиваются фрикционные накладки фрикционного диска и рабочие поверхности сепаратора и маховика.  

Во-вторых, сцепление может просто «перегореть». — например, по неопытности или после длительной перегрузки. Это относится, например, к длительным поездкам на задней передаче по бездорожью или глубокому снегу, а также к любителям жестких стартов с педалью акселератора в пол.  

«Подогревателями сцепления» часто становятся неопытные водители, которые, чтобы избежать рывков и толчков, держат сцепление не полностью включенным, слегка нажимая на педаль.

Педаль сцепления следует нажимать только для переключения передачи — привычка держать ногу на педали приводит к износу.

Постоянное проскальзывание поверхностей диска, маховика и картера вредит, прежде всего, фрикционным накладкам. Во-вторых, это вредит фрикционным накладкам и маховику.

Проблемы сцепления в механической коробке переключения передач

Проблемы со сцеплением также могут возникнуть, если выжимной подшипник поврежден и начинает «скрежетать» по выступам нажимного диска.  

Неисправный выжимной подшипник обычно довольно легко диагностировать: если на холостом ходу слышен необычный шум в районе коробки передач и шум исчезает при нажатии на педаль сцепления, то, скорее всего, виновником является именно он. Если вовремя не заменить подшипник, это может вскоре привести к выходу из строя самой корзины, и тогда придется заменить весь узел.

Вибрация сцепления МКПП
Вибрация сцепления МКПП

Вибрация (особенно при запуске) обычно вызвана ослаблением пружин звездочек или трещинами (отслоением) фрикционных накладок.

Чаще всего это вызвано грубым обращением с коробкой передач — резкими стартами и толчками, связанными с дополнительными нагрузками — например, буксировкой тяжелого прицепа или длительным движением по бездорожью.

Проще говоря, неисправности сцепления можно свести к трем категориям — отказ включения, отказ выключения и вибрация.

Самые редкие примеры поломки сцепления

Помимо типичных примеров неисправностей сцепления, на практике могут встречаться и другие. Можно привести еще несколько примеров.

Первая проблема

В первом случае, через несколько месяцев после покупки автомобиля, сцепление начало постепенно проскальзывать все больше и больше, пока машина практически не могла завестись. Новый владелец «сдался» и обратился в сервисный центр, где сняли коробку передач и разобрали само сцепление. К удивлению механиков и владельца, диск звездочки был в отличном состоянии — судя по всему, он был заменен незадолго до продажи автомобиля.

Редкая проблема поломки корзины сцепления

Сцепление отчаянно буксовало, а снятый диск был практически без признаков износа!

Но рабочие поверхности сепаратора и маховика оказались сильно изношенными — настолько, что новый диск соприкасался с ними только в нескольких местах по радиусу, а не прижимался ко всей поверхности. Очевидно, что о нормальной работе сцепления не могло быть и речи — две тонкие «контактные полоски» не могли передать крутящий момент от маховика к первичным валам коробки передач.  

Кроме того, в прошлом корзина демонстрировала явные признаки перегрева, о чем красноречиво свидетельствует синий цвет контактной поверхности пластины. А внутри «колокола» коробки передач находились остатки старых дисковых фрикционных накладок в виде характерного черного порошка.

Сцепление сгорело из-за проблемы

Вывод прост: сцепление «сгорело», но вместо полной замены узла они ограничились установкой дешевого зубчатого диска. Это условно восстановило работоспособность сцепления и позволило продать автомобиль без лишних затрат.

Вторая проблема поломки сцепления

Второй пример несколько похож на первый: сцепление также начало пробуксовывать, хотя при разборке не было обнаружено никаких признаков износа маховика, корзины и дисковых накладок. Но было много моторного масла, которое попадало в сцепление из-за протекающего сальника на заднем коленчатом валу. Под автомобилем уже давно были заметны характерные капли (и даже лужи) масла, но владелец решил отложить решение проблемы до «лучших времен», поскольку разборка коробки передач — не самая дешевая процедура. В результате пришлось заплатить не только за монтажно-демонтажные работы и замену протекающего сальника, но и за замену зубчатого колеса.

Третья причина выхода сцепления из строя

Третий случай, пожалуй, самый необычный. Во время движения при очередном переключении передач из коробки раздался необычный шум, который был слышен при попытке отпустить сцепление даже при включенной передаче! Владельцу пришлось ехать с прицепом в сервисный центр, где в снятом сцеплении была обнаружена редкая особенность: средняя часть подвижного диска (со шлицами) вращалась относительно остальной части диска.  

Приводной вал «стоит на месте», а вкладыши, прижатые к сепаратору и маховику, вращаются. Очевидно, что такая поломка сделала бы невозможным смещение, поэтому пришлось использовать буксировочный трос. Проблема возникла не сразу: владелец признался, что ему уже дважды доводилось буксировать подобный автомобиль, и процесс сопровождался рывками и стартами на подъеме. Эффект вполне естественный.

Наряду с тормозными дисками и колодками, сцепление — это деталь, срок службы которой напрямую зависит от манеры вождения и особенностей эксплуатации автомобиля.

Как избежать проблем со сцеплением?

Достаточно соблюдать несколько простых правил, чтобы продлить срок службы сцепления. Во-первых, необходимо убедиться, что он правильно отрегулирован, иначе сцепление может «повести» и «пробуксовывать». Во-вторых, нельзя перегружать сцепление — например, интенсивно и долго ездить по снегу или грязи, быстро стартовать, переключать передачи при не полностью выжатой педали сцепления, держать ее в полувыжатом состоянии и т.д.

Наконец, опасайтесь просьб «взять на буксир», особенно если состояние сцепления неизвестно, а вес буксируемого автомобиля такой же или больше, чем ваш собственный. Конечно, сцепление может выйти из строя из-за банального износа или производственного дефекта, но очень часто виновником его безвременной кончины становится тот, кто нажимает на левую педаль.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 421