Круиз-контроль: что это за система и зачем она нужна

Круиз-контроль
Круиз-контроль

Круиз-контроль — это система поддержания постоянной скорости автомобиля. Круиз-контроль легко активировать и настроить на нужную скорость. Круиз-контроль необходим при длительных поездках по автомагистралям, где транспортный поток движется примерно с одинаковой скоростью. Круиз-контроль выводит управление автомобилем на более высокий уровень комфорта.

Что такое круиз-контроль

Круиз-контроль
Круиз-контроль

Название Cruise Control происходит от фразы Cruise Control, что означает «контроль скорости». Круиз-контроль устанавливается на большинство современных автомобилей, независимо от коробки передач. Другими словами, круиз-контроль может быть установлен как в автомобилях с автоматической, так и с механической коробкой передач.

Основной функцией круиз-контроля является поддержание постоянной скорости автомобиля без участия водителя. Круиз-контроль также более популярен за городом и особенно в длительных поездках, продолжающихся несколько часов. Более продвинутые версии круиз-контроля не только контролируют вашу скорость, но и поддерживают безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля и предупреждают вас о возникновении опасной ситуации.

Круиз-контроль не предназначен для использования в сложных городских условиях и должен включаться только на автомагистралях, где автомобили движутся примерно с одинаковой скоростью.

Круиз-контроль экономит топливо, поддерживая скорость наиболее эффективным способом. Экономия топлива может составлять от 4% до 12%.

История изобретения

кто изобрел Круиз-контроль

Система круиз-контроля была изобретена американским дизайнером Ральфом Титором (1890-1981), который потерял зрение в возрасте пяти лет. Впервые изобретение было запатентовано под названием «Speedostat» в 1945 году. Затем последовало еще несколько имен: Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic. В 1958 году компания Chrysler включила эту опцию под названием «Автопилот» в серийный автомобиль Chrysler Imperial. С 1960-х годов круиз-контроль массово устанавливается в американских автомобилях.

Как работает круиз-контроль

Простейший круиз-контроль состоит из сервопривода (двигателя с отрицательной обратной связью), который соединен с механизмом, подающим топливо в двигатель. Когда автомобиль движется с постоянной скоростью, водитель держит ногу на педали акселератора с постоянной силой, т.е. педаль акселератора неподвижна в определенном положении. Если водитель затем включает круиз-контроль, электронный контроллер «запоминает» это положение педали и поддерживает скорость автомобиля в этом положении.

Если скорость начинает снижаться, например, на подъеме, специальные датчики посылают сигнал на исполнительный механизм, и впрыск топлива в двигатель увеличивается для поддержания постоянной скорости. При спуске происходит обратное, подача топлива уменьшается до полной остановки, а скорость снова остается постоянной.

Если уклон спуска слишком крутой, а скорость автомобиля продолжает увеличиваться, двигатель автоматически тормозит. В автомобиле с ручным управлением вам придется нажать на тормоза и переключиться на более низкую передачу.

Как работает круиз-контроль на «автомате»

При движении в гору автомобиль автоматически переключает одну или несколько передач вниз для поддержания постоянной скорости. На спуске автомобиль автоматически переключается на одну или несколько передач вниз для поддержания постоянной скорости по мере уменьшения подачи топлива.

Как работает круиз-контроль на «механике»

В случае с механической коробкой передач водитель должен сам решать, когда понизить передачу и установить ее в нужное время. Таким образом, при движении в гору, если круиз-контроль не в состоянии вытянуть автомобиль на более высокой передаче, водитель должен переключиться на передачу или две вниз по склону. На спуске круиз-контроль уменьшает дроссельную заслонку, но если этого недостаточно и скорость увеличивается, водитель должен выбрать более низкую передачу для торможения двигателем и нажать на тормоза. Но в этом случае круиз-контроль отключается.

Ранее в автомобилях с карбюраторами регулировка подачи топлива осуществлялась специальным электромотором, который регулировал положение дроссельной заслонки и обеспечивал подачу нужного количества топлива. В настоящее время в автомобилях используется вакуумная электронная система.

Круиз-контроль имеет различные ограничения скорости: нижний предел 30-50 км/ч и верхний предел около 200 км/ч. Нижний предел обеспечивает безопасное вождение; система не может быть активирована, если скорость ниже порогового значения. Круиз-контроль также автоматически отключается при нажатии на тормоз.

Если ваш автомобиль не оборудован круиз-контролем, его можно приобрести и установить отдельно.

Типы круиз-контроля

Круиз-контроль - типы систем

Существует два основных типа круиз-контроля

  • Пассивный круиз-контроль (PCC) — это классическая система, которая используется в автомобилях с механической коробкой передач и автоматикой уже более 50 лет. Он включается кнопкой или рычагом и поддерживает постоянную скорость автомобиля. Система отключается при нажатии на тормоз. Она не отключается в случае возникновения препятствия на дороге.
  • Активный (ACC или адаптивный круиз-контроль) — это более продвинутый тип круиз-контроля. Он не только поддерживает постоянную скорость, но и следит за скоростью движущегося впереди автомобиля и поддерживает безопасную дистанцию до него.

В настоящее время современные автомобили оснащены адаптивным круиз-контролем, а пассивная система используется все реже. Поэтому давайте подробно проанализируем адаптивную систему.

Адаптивный круиз-контроль

Для поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля круиз-контроль использует датчики, которые постоянно измеряют расстояние до впереди идущего автомобиля, контролируют его скорость и предотвращают его приближение.

адаптивный круиз-контроль

Радарный датчик расположен за решеткой капота и постоянно контролирует расстояние до впереди идущего автомобиля. Максимальное расстояние, на котором радар фиксирует водителя, составляет в среднем 120-200 метров.

Если расстояние сокращается, круиз-контроль принимает решение о снижении скорости автомобиля, сохраняя безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Если по истечении этого времени впереди идущий автомобиль ускорится, круиз-контроль восстановит скорость вашего автомобиля.

Адаптивный круиз-контроль может быть двух типов, основанных на принципе работы датчиков:

  • лазер. Его работа основана на лазерном излучении. Такие системы стоят несколько дешевле, но используются гораздо реже, поскольку имеют существенные недостатки в работе, ограничивающие их применение. Лазерный круиз-контроль плохо работает в пасмурную и туманную погоду.
  • Радиоволна. Самый распространенный тип круиз-контроля, который практически не имеет недостатков, такой системой дополняются автомобили бизнес- и премиум-класса.

Адаптивный круиз-контроль работает в сочетании с ABS и ESP (электронная система стабилизации). Круиз-контроль отключается, если хотя бы одна из этих систем не работает.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля

Радарный датчик непрерывно передает информацию о расстоянии до впереди идущего автомобиля на бортовой компьютер, где он измеряет текущую скорость автомобиля, замедление и ускорение. Данные анализируются и сравниваются с алгоритмами, встроенными в систему, после чего подаются сигналы для увеличения, поддержания или уменьшения скорости автомобиля.

Круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль оснащен функцией Pre-Collision Safety (PCS), которая отвечает за предотвращение столкновения с любым препятствием. Если датчик радара или блок управления вышел из строя, на приборной панели отображается ошибка check pcs.

Адаптивный круиз-контроль может полностью остановить автомобиль при столкновении с препятствием и возобновить автономное движение, как только дорога впереди будет очищена. Система предупреждает водителя о приближающейся аварийной ситуации визуальными и звуковыми сигналами.

Устройство АСС

Система адаптивного круиз-контроля имеет собственное оборудование, но также взаимодействует и сотрудничает с различными системами и компонентами самого автомобиля.

Круиз-контроль

Система ACC состоит из:

  • радиодатчики для сканирования пространства перед автомобилем;
  • датчики педали тормоза и педали акселератора;
  • педаль акселератора или привод дроссельной заслонки;
  • электронный блок управления системой с интегрированными программами управления и алгоритмами принятия решений;
  • панель управления с кнопками;
  • информационный экран, звуковой сигнал и световые индикаторы;
  • связь с системами ABS и ESP.

На каких автомобилях есть АСС

В зависимости от комплектации и цены, современные автомобили оснащаются системой ACC. Это означает, что практически все автомобили могут быть оснащены ACC в качестве опции. Он наиболее распространен в премиальном сегменте, так как будет стоить не менее 150-200 тысяч рублей.

Если автомобиль не оборудован круиз-контролем, то его можно приобрести отдельно и установить на автомобиль, хотя вариант, когда автомобиль имеет заводской ACC, является более оптимальным и предпочтительным.

У разных марок автомобилей могут быть разные фирменные названия для АКК: Адаптивный круиз-контроль, активный круиз-контроль, радарный круиз-контроль, Distronic (Distronic Plus), контроль дистанции предварительного просмотра.

Варианты расположения кнопок управления круиз-контролем

Круиз-контроль

Круиз-контроль может быть в виде кнопок на рулевом колесе, приборной панели или в виде кнопки на рычаге подрулевого переключателя. Эти кнопки используются для активации системы, выбора желаемой скорости, расстояния до предшествующего автомобиля и других настроек. Они обычно маркируются словом «CRUISE».

Наиболее распространенные элементы управления: On — для включения системы, Off — для отключения системы, Resume — для восстановления ранее сохраненной скорости, Set Accel — для установки режима/увеличения скорости, Coast — для уменьшения скорости.

Как пользоваться круиз-контролем

Перед включением круиз-контроля настройте его в меню ЭБУ: установите интенсивность ускорения, режим контроля дистанции и диапазон скоростей.

Как включить круиз-контроль

  • Разгоните автомобиль до необходимой скорости. Не забывайте, что система не будет работать при скорости ниже 40-50 км/ч.
  • Нажмите кнопку ON/OFF. Это может быть на рулевом колесе, консоли или подрулевом переключателе. Значок на приборной панели загорается белым цветом, указывая на то, что круиз-контроль активен.
  • Нажмите кнопку SET, при этом активируется круиз-контроль, а значок на приборной панели загорается желтым цветом.
  • Отпустите педаль акселератора, и автомобиль продолжит движение с заданной скоростью.

Во время работы круиз-контроля вам не нужно нажимать на педаль акселератора, автомобиль все делает сам.

Как ездить с круиз-контролем

Круиз-контроль

В зависимости от индивидуальных характеристик круиз-контроля могут быть доступны дополнительные опции. Например, для увеличения или уменьшения скорости автомобиля: нажатие кнопки «+» увеличивает скорость на 1 км/ч, удержание кнопки «+» увеличивает скорость на 5 км/ч, нажатие кнопки «-» таким же образом замедляет автомобиль. Кнопка Resume возвращает систему к ранее установленным параметрам.

При обгоне вы можете свободно превышать скорость, установленную круиз-контролем, просто нажимая на педаль газа до достижения желаемой скорости. На экране начинает мигать значение скорости системы. После завершения обгона система возвращается к поддержанию заданной скорости, когда вы отпускаете педаль акселератора.

Если вы окажетесь в пробке, отслеживание расстояния автоматически отключается. При повторном движении система возвращается к поддержанию заданной скорости.

В плохих погодных условиях, сильно ограничивающих видимость: сильный дождь, туман, снег, мокрое или скользкое покрытие и лед на дороге, использование круиз-контроля не рекомендуется.

Как выключить круиз-контроль

Круиз-контроль отключается с помощью

  • Нажатие на педаль тормоза или педаль сцепления на автомобилях с механической коробкой передач.
  • Перемещение рычага селектора в нейтральное положение.
  • Системы ABS и ESP включены.
  • Нажатие кнопки отмены.
  • Достижение максимальной скорости или максимальных оборотов двигателя.
  • Обнаружение неисправности в системе круиз-контроля.
  • Система временно отключается при резком ускорении автомобиля путем нажатия на педаль акселератора.

Опасности круиз-контроля

Круиз-контроль на руле переключатель

Во время работы круиз-контроля могут возникнуть ситуации, в которых система не сможет обеспечить безопасность движения, и водитель должен немедленно вмешаться.

  • Самый распространенный случай — когда на дороге внезапно появляется неподвижный объект. Система круиз-контроля не будет реагировать на такие препятствия, если их скорость меньше 10 км/ч. После этого водитель должен предпринять действия для снижения скорости или объезда препятствия.
  • Круиз-контроль не обнаруживает быстро движущиеся автомобили или автомобили, приближающиеся сбоку.
  • Небольшие препятствия на полосе движения могут не улавливаться радиодатчиком.

Плюсы и минусы круиз-контроля

Плюсы:

  • Самое главное преимущество наличия круиз-контроля в автомобиле — это удобство для водителя. Круиз-контроль значительно облегчает управление автомобилем во время длительных, монотонных поездок. Водители, привыкшие постоянно пользоваться круиз-контролем, почувствуют отсутствие этой полезной функции в автомобиле, который ею не оснащен.

Минусы и проблемы:

  • при длительном использовании круиз-контроля внимание водителя к дорожной ситуации ослабевает, что может привести к авариям;
  • датчик радара часто загрязняется и перестает работать;
  • на поворотах система имеет критический угол поворота, ниже которого она не работает;
  • система не успевает реагировать на внезапные возмущения и быстрые перемещения соседних автомобилей;
  • Отказ системы на любом уровне может привести к резкому торможению автомобиля, что иногда может быть опасным, так как водители, следующие сзади, не всегда выдерживают достаточную дистанцию.

В целом, круиз-контроль — это полезная функция, которая значительно облегчает работу водителя. Если в вашем автомобиле нет такой системы, ее можно приобрести отдельно и установить.

Источник: autoexpertjournal.ru

Добавить комментарий



👁 850