Опасное вождение в ПДД — что это такое. Штрафы за опасное вождение

Опасное вождение в ПДД
Опасное вождение в ПДД

Агрессивное вождение никогда не приветствовалось блюстителями порядка в лице сотрудников дорожной полиции. А летом 2016 года соответствующий запрет появился в правилах дорожного движения. Но в течение очень долгого времени штраф за опасное вождение не взимался. Итак, что такое «Закон об опасном вождении», как избежать штрафа за него в 2022 году, какая статья и пункт CLA и Правил регулируют его, и что вообще считается опасным вождением? Давайте узнаем все по порядку!

Что считается опасным вождением по ПДД?

Этот термин подробно разъясняется в соответствующей статье 2.7 ПДД. Но, к сожалению, она не стала ясной и окончательной из-за объема текста.

Таким образом, опасное вождение — это совокупность определенных маневров, совершенных водителем неоднократно. К таким маневрам относятся:

  • Повторное выравнивание с обструкцией,
  • Перестроение в условиях интенсивного движения (даже если не было создано препятствие, это все равно считается опасным вождением), если маневр был совершен не для того, чтобы совершить разворот или поворот для объезда препятствия или остановки
  • несоблюдение достаточной дистанции,
  • несоблюдение боковой дистанции,
  • если вы резко затормозили, но это не было необходимо для предотвращения аварии,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все вышеперечисленные маневры подпадают под термин «опасное вождение»:

  1. они должны быть выполнены более одного раза — а сочетание любых двух (даже разных) действий уже представляет собой опасное вождение,
  2. Такие действия создают реальный риск несчастного случая, включая гибель или травмы.
Что такое опасное вождение в России
Что такое опасное вождение в России

Официальное толкование этого пункта следующее:

2.7 Водитель не должен:

Небезопасное вождение путем неоднократного совершения одного или нескольких последовательных действий, связанных с непредоставлением преимущества транспортному средству, пользующемуся правом проезда при перестроении, перестроении в условиях интенсивного движения, когда все полосы заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдения безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства, несоблюдения бокового интервала,

Таким образом, если вы несколько раз без причины тормозили в потоке машин, обгоняли, создавая помехи, меняли полосу движения в плотном потоке, не справились с обгоном, проехали слишком близко к впереди идущей машине или слишком близко к боку другого автомобиля и тем самым спровоцировали аварию — это опасное вождение от 2022 года.

Типичными примерами агрессивного вождения являются подрезание другого автомобиля или «обучение» путем обгона/обгона и последующего торможения другого автомобиля. Предположительно, именно это имели в виду законодатели, когда вводили этот термин в правила дорожного движения.

Пример опасного вождения, которое ведет к ДТП
Пример опасного вождения, которое ведет к ДТП

Вам также будет интересно:

  • Изменения штрафов и новые правила дорожного движения с 1 и 20 ноября 2021 года — где правда?
  • Новые штрафы и изменения в правилах дорожного движения с 1 октября 2021 года — где правда?
  • Существует ли штраф ГИБДД за использование летних шин зимой и в каком размере?

Что не считается опасным вождением?

Определенно, агрессивное вождение не может подпадать под такие ситуации и маневры водителя из определения термина:

  • смена полосы движения без включенных мигалок,
  • поворот со второго ряда (если это запрещено законом)
  • «виляние из стороны в сторону на своей полосе (где есть разметка)
  • несоблюдение дистанции или бокового расстояния до впереди/ сбоку идущего автомобиля (например, в пробке),
  • Превышение скоростного режима и слишком быстрое ускорение на светофорах,
  • дрейф,
  • и любое другое нарушение правил маневрирования или дорожного движения, которое конкретно не указано в условиях, изложенных в пункте 2.7.

Какой штраф за опасное вождение?

Начиная с 20 июля 2022 года, штраф за опасное вождение не взимается. Но это активно планируется. Соответственно, уже разработан соответствующий законопроект, вводящий в КоАП новый штраф за это правонарушение. В настоящее время он принят в первом чтении.

Законопроект вводит новый раздел — 12.38 в Административный кодекс. Все статьи с номером, начинающимся с 12, несут ответственность за дорожные штрафы, и теперь нумерация идет до 12.37.

Вот как будет выглядеть новый штраф:

Статья 12.38 Опасное вождение

Опасное вождение влечет за собой штраф в размере 5 000 рублей.

Так, штраф за опасное вождение может составить 5 000 рублей. Никаких других наказаний за данное правонарушение не предусмотрено: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер принудительного исполнения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и др.

В настоящее время проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит еще 2 чтения, на которых он будет принят или отклонен. См. официальный текст закона.

Примеры опасного вождения от ГИБДД

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Об этом не только ничего не говорится в официальных источниках, но и камеры просто не в состоянии зафиксировать такое технически сложное нарушение. В конце концов, давайте вспомним, что для наложения штрафа должны быть соблюдены два важных условия:

  • Каждый маневр, перечисленный в условии «Небезопасное вождение», должен быть выполнен более одного раза за короткий промежуток времени,
  • маневры должны представлять риск несчастного случая.

Кроме того, факт препятствия также не может быть засвидетельствован камерой, поскольку препятствие обязательно должно сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения человека, на которого оно создано. Поэтому камеры не могут выписать штраф за агрессивное вождение.

штраф за опасную езду на камеру
штраф за опасную езду на камеру

А как можно получить штраф?

Даже сотрудник дорожной полиции на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это не значит, что запрет существует только на бумаге, и в реальности его можно нарушить.

Ситуация здесь аналогична многим другим трудновыявляемым правонарушениям, и инспектор ГАИ может только составить протокол. То есть, после выявления опасного вождения вас все равно остановит инспектор и заведет административное дело. Но он не уполномочен заниматься этим вопросом. Только его начальник имеет на это право.

Таким образом, поведение сотрудника ГИБДД на дороге будет следующим:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете правила дорожного движения, совершая агрессивные маневры (например, сначала пересекаете сплошную, создавая помеху, а затем подрезаете),
  2. останавливает вас и составляет административное производство — протокол; протоколом является дело об административном правонарушении, в котором указываются все обстоятельства, имеющие отношение к правонарушению, а также ваша фамилия, данные инспектора, место, дата и время совершения правонарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. а затем инспектор…. После этого инспектор отпустит вас с врученной вам копией протокола, в котором будет указано место, дата и время слушания дела о вашем нарушении ПДД и на котором вы обязаны присутствовать,
  4. копия отчета, которая остается у сотрудника, передается его непосредственному начальнику,
  5. на слушании в назначенный день, в вашем присутствии или отсутствии, губернатор примет решение о вынесении постановления,
  6. Если они примут решение о выдаче лицензии (т.е. о штрафе за опасное вождение), они выдадут вам копию лицензии или отправят ее по почте, если вы не явитесь на слушание.

Какие критерии опасного вождения согласно ПДД?

Несмотря на то, что в официальном тексте правил дорожного движения есть четкие критерии нарушения правил, многие факты об агрессивном вождении остаются неясными:

  • Сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы они в совокупности стали опасным вождением: пять секунд, минута, день, месяц? Закон не дает ответа на этот вопрос.
  • Должен ли инспектор доказывать опасное вождение и как? Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
  • Что такое интенсивное движение, когда смена полосы движения запрещена? Законодательство 2022 года не содержит никаких критериев такой интенсивности или даже ее определения. Кроме того, водитель всегда может сказать, что он намеревался повернуть или свернуть, и в этом случае это уже не является правонарушением.
  • Что такое безопасное расстояние и боковой просвет? В Кодексе водителей нет ответа на вопрос «сколько метров?», как нет и определения безопасного расстояния. Для этих концепций существует только прецедент — если нет несчастного случая, значит, они безопасны.
  • И самое главное, существует такое условие, как риск аварии. Как это понять? Если не было аварии, значит ли это, что вождение не опасно?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему усмотрению. Если инспектор считает, что движение слишком интенсивное — вы получите штраф; если он не верит, что вы двигаетесь для поворота — вы получите штраф; если он считает, что боковое расстояние небезопасно — опять же, вы получите штраф.

Еще кое-что полезное для вас:

  • Новые штрафы за превышение скорости с 1 января 2021 года — правда или нет?
  • Каким будет новое наказание за вождение без прав в 2022 году?
  • Водительские удостоверения ЛНР и ДНР в России в вопросах и ответах

Должен ли сотрудник ГИБДД доказать опасное вождение?

Этот вопрос, касающийся других правонарушений, например, непропуска пешехода, является спорным в судебной практике 2022 года:

  • С одной стороны, устоявшаяся практика судов, когда они выносят штрафы и лишения только на основании протокола, а точнее, выносят их на основании того, что нет оснований не доверять словам сотрудника ГИБДД, поскольку он дал присягу… а обычный водитель его не взял; следовательно, водитель может лгать, а инспектор — нет,
  • С другой стороны, Верховный суд России недавно принял решение, разъясняющее, что одного протокола недостаточно для признания вины водителей, должны быть и другие доказательства, иначе презумпция невиновности перестает работать должным образом.

Как это будет работать с опасным вождением, можно предсказать по тому, как это работает сейчас со штрафами за другие правонарушения, где закон также не требует специальных средств доказательства (например, опьянения с помощью алкотестера или скорости с помощью радара). И на данный момент она работает в пользу чиновников — судьи, несмотря на наличие разъяснений Верховного суда, чаще всего выносят решения в пользу инспекторов.

Источник: autotonkosti.ru

Добавить комментарий



👁 403