Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на автомобиле с малым количеством топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Люди говорят, что так и есть…. Так часто говорят техники на заправочных станциях. Давайте выясним, так ли это на самом деле!

Езда «на лампочке» с почти пустым баком

Существует довольно распространенное гаражное убеждение об опасности езды «на светофоре» — Это то, что люди называют ездой на низком топливе. По всей видимости, бензонасос в баке (речь, конечно, идет о двигателях с инжекторным двигателем) в конце заправки не полностью погружается в бензин и поэтому не охлаждается, перегревается и быстро выходит из строя. Не обошлось и без пластикового переливного стакана, в котором находится «картридж» бензонасоса и датчик уровня топлива: его «ватерлиния» совпадает с ватерлинией бака, стакан служит только для защиты впускного отверстия насоса от попадания внутрь во время стартов и маневров.

Проблема перегрева насоса кажется вполне реальной. Но если задуматься, то можно обоснованно усомниться в вышеописанной опасности. Да, насос имеет погружную конструкцию, но кто сказал, что его важнейшей задачей является охлаждение насоса? Прежде всего, такое расположение снижает уровень шума и обеспечивает модульность, а не отвод тепла вообще.

Двигатель бензонасоса имеет низкую мощность (50-70 Вт) и размещается как можно дальше от источников тепла. Другими словами, он охлаждается с высокой эффективностью при перекачке бензина и, скорее всего, вообще не нуждается в охлаждении при работе с бензином вне корпуса. И даже когда топливный бак исчерпан, условия его работы не меняются: как и при полном баке, он продолжает перекачивать топливо через внутреннее пространство с неизменной мощностью, потребляемым током, номинальной производительностью и непрерывной циркуляцией через линию «возврата».

Напротив, утверждение о том, что насос имеет достаточное охлаждение изнутри, является субъективным утверждением, требующим проверки. Либо путем сложных инженерных расчетов, либо путем простого и понятного эксперимента. И именно это мы и будем делать!

Езда «на лампочке» с почти пустым баком
Езда «на лампочке» с почти пустым баком

Греется или нет бензонасос, когда топлива мало?

Давайте повторим вступление. Мы предполагаем, что погружной электрический бензонасос не нуждается в реальном охлаждении, вызванном погружением в бензин, и работает без ущерба для своей производительности до последней капли, которую он может надежно всосать, или пока двигатель не заглохнет из-за всасывания насосом воздуха и последующего падения давления в топливной рейке.

Чтобы проверить это, давайте сделаем простой испытательный стенд из бензонасоса, емкости с пятью литрами бензина, 12-вольтового источника питания, манометра и регулятора давления топлива. Насос будет установлен «в воздухе» и будет всасывать топливо через короткий шланг. Поэтому охлаждать его нужно только за счет протекающего через него бензина.

Очевидно, что если насос будет перекачивать топливо из бака в бак, как сейчас, то эксперимент будет бесполезен. Поэтому давайте дадим насосу соответствующую нагрузку — подключим его через регулятор давления: так же, как это делается в автомобиле. Регулятор давления обеспечит стабильное «давление» топлива, и жидкость будет циркулировать так же, как в стандартной системе питания автомобиля.

Греется или нет бензонасос, когда топлива мало?
Греется или нет бензонасос, когда топлива мало?

Для эксперимента мы взяли новый насос самой распространенной, недорогой и популярной марки, с выходным рабочим колесом вихревого типа. Технические характеристики составляли 90 литров в минуту, максимальное давление 6,5 бар и потребляемый ток 5 ампер.

Бензонасос греется когда бензина мало
Бензонасос греется когда бензина мало

Небольшая проблема заключалась в том, что у насоса не было всасывающего отверстия. У него есть выход, к которому можно подсоединить шланг, но вход отсутствует! Поэтому мне пришлось наспех изготовить из подручных материалов пластиковую крышку, плотно надеть ее на насос и вкрутить в нее штуцер шланга.

В качестве заглушки отлично подошла пластиковая пробка от сантехнической пластиковой трубы. Внутренний диаметр заглушки трубы диаметром 32 мм идеально подошел к внешнему диаметру корпуса насоса: колпачок, нагретый феном, вошел плотно.

Как устроен бензонасос

Запустите систему, сначала вручную наполнив насос топливом через снятый шланг, чтобы оно не летало бесполезно в воздухе. Камера рабочего колеса насоса заполняется жидкостью, и последующий процесс происходит самостоятельно.

Проверка бензонасоса без охлаждения бензином
Проверка бензонасоса без охлаждения бензином

Давление в нашей тестовой системе составляет приблизительно 4 бар. Его обеспечивает вышеупомянутый регулятор, который представляет собой топливный фильтр со встроенным регулятором давления от Volkswagen. Упомянутые 4 бар — это паспортное давление фильтра, фактическое давление примерно на 0,4 бар меньше. Его использование удобно тем, что фильтр имеет стандартные шланговые соединения, в отличие от независимых регуляторов давления, которые крепятся к рампе инжектора с помощью фланца и винтов.

Выход насоса подключается к входу фильтра через манометр, выход «обратки» из регулятора подключается к баку, а выход из фильтра, который обычно направляется к форсункам, просто затыкается. В результате обеспечивается непрерывная циркуляция бензина и поддержание рабочего давления в магистрали ниже насоса, аналогично топливной рейке.

Результаты проверки перегрева бензонасоса

На простой испытательной установке, которую мы собрали, насос непрерывно работал около часа, что было достаточным временем для оценки результатов. Даже термометр не понадобился — на ощупь корпус насоса был едва теплым. Будучи промытым топливом только внутри и оставаясь сухим снаружи, насос не получил даже намека на перегрев.

На самом деле, мы не делаем никаких далеко идущих выводов из этого эксперимента — это все «просто ради технической забавы» и из любви к точности вообще и формулировок в частности. На самом деле, на различных автомобильных интернет-форумах довольно часто встречаются упоминания о выходе из строя насоса из-за перегрева, вызванного ездой с низким уровнем топлива в баке. Вы систематически слышите их в диалогах владельцев автомобилей, а также часто слышите их от специалистов по ремонту автомобилей. Однако, как мы видим, эти опасения беспочвенны.

Насосы, конечно, рано или поздно умирают. Но в основном из-за воды и грязи в баке и естественного износа коллектора, щеток и крыльчатки. Но количество бензина в баке не имеет решающего значения для работы насоса.

Почему греется бензонасос

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 694