Потеют фары — как с этим бороться и избежать запотевания

Скажу честно: фары не помогают при потливости. Поэтому вам не стоит слишком беспокоиться о небольшой дымке (ниже мы расскажем почему), но если вы подпустите карпа к своей фаре, и он выживет в ней, это плохо. Очевидно, для налобного фонаря, а не для карпа. И с этим определенно нужно что-то делать.

Герметично, но не очень

Давайте начнем с изучения конструкции фары. Часто говорят, что он потеет, потому что потерял свою герметичность. Отчасти это правда, но вот парадокс: фара не совсем герметична. И вот в чем причина.

Внутри каждой фары (будь то галогенная, светодиодная или ксеноновая) находится лампа, которая нагревается во время работы. Конечно, больше всего нагревается галогенная лампа, но и остальные не холодные. Если бы фара была полностью герметичной, она бы просто лопнула от расширяющегося воздуха. Именно поэтому в блоке фары имеются вентиляционные клапаны. Обычно это просто вентиляционные отверстия с поролоновыми фильтрами или иногда клапан с мембраной. Когда нагретый воздух выходит через клапан или вентиляционное отверстие, а также при выключении фар в процессе охлаждения, воздух засасывается обратно в фару. Этот процесс неизбежен, иначе фара просто не может существовать. В случае очень горячих галогенных ламп объем циркулирующего воздуха выше для галогенных ламп и ниже для ксеноновых и светодиодных ламп. Но он всегда есть.

В жаркую, сухую погоду с низкой влажностью воздуха фара не будет потеть при такой принудительной вентиляции. Однако во влажную погоду, а тем более в холодную, когда разница температур больше, небольшое запотевание неизбежно. 

Вообще говоря, влага внутри фары — это конденсат, который выпадает при нагревании холодной фары. И это нормально.

Потеют фары - как бороться и избежать этого
Потеют фары — как бороться и избежать этого

Кроме того, дымка фар всегда будет более заметна на некоторых автомобилях. Дело в том, что вентиляция через форточки не совсем идеальна. Он не может полностью циркулировать воздух через весь внутренний объем фары. Поскольку дизайнеры всего мира работают над тем, чтобы впихнуть современные фары в как можно большее количество острых углов и закоулков, вытянуть их как можно дальше вдоль кузова, запотевание плохо вентилируемых углов и вытянутых секций этих чрезвычайно красивых фар неизбежно. 

Правда, есть и положительная сторона — горячие галогенные фары постепенно уходят в прошлое, а современные светодиодные фары не нагреваются в процессе работы. Теоретически, они должны меньше потеть. Второй положительный момент — желание инженеров сделать хотя бы что-то хорошее, выраженное в устройстве внутри фар контейнеров с силикагелем, поглощающим влагу. Иначе и быть не может — острый угол фары всегда сильно потеет, а если он направлен вниз, то потеет до неприличия из-за направления воздушного потока. Гель частично решает эту ситуацию.

Тем не менее, запотевание неизбежно, и его не нужно бояться. В морозную погоду конденсат может даже замерзнуть на внутренней стороне стекла фары автомобиля (пластик), в результате чего стекло с внутренней стороны покрывается красивым морозным узором. Это не повод для паники. Паника вызывается слишком большим количеством воды.

Всё-таки не герметичные фары

В это трудно поверить, но при разработке фар их конструкторы очень серьезно относятся к организации воздушных потоков для необходимой вентиляции. Если какой-то посторонний фактор вмешивается в их расчеты, вентиляция перестает работать должным образом. Посторонние факторы — это все, что может либо пропустить воздух внутрь рефлектора, мимо фильтра (или мембраны), либо не дать ему выйти из рефлектора. Давайте начнем с первого из них.

Первое — это, конечно же, физическое повреждение отражателя. Трещины на корпусе устройства, на стекле, износ уплотнителей (даже просто сильное высыхание из-за возраста) — все это приводит не только к подсосу воздуха мимо фильтра, но и к простым утечкам. Это означает, что вода сразу же попадает внутрь фары. Здесь все очевидно.

Иногда случается, что кто-то не хочет правильно установить заднюю крышку при замене ламп. Нет нужды говорить, что после этого фара тоже потеет. Даже износ крышки, ее сломанные фиксаторы или большое количество грязи на прилегающей поверхности являются причиной запотевания фар. Крышка должна быть целой и чистой.

Запотели фары по полной!
Запотели фары по полной!

Менее очевидной, но очень распространенной причиной является засорение вентиляционного клапана. Если из пены можно выдавить воду или мембрана мертва, воздух в фаре также всегда будет слишком влажным. Это прямой путь к образованию большого количества конденсата. 

Наконец, силикагель, срок годности которого истек, является пустой тратой времени. Теоретически, он должен прослужить долго. Однако во влажном климате лучше менять его время от времени.

Теперь перейдем к тому, что препятствует свободному выходу воздуха из фары при ее нагреве. Причина только одна: плохое состояние дренажной системы (вентиляционного отверстия, поролона или мембраны). Такое случается редко, но в этой жизни все возможно.

Что же делать с запотевшей фарой?

Мойка, сушка и уход за фарой, чтобы она не запотевала

Прежде всего, не стоит расстраиваться из-за легкой дымки. Как я уже сказал, это неизбежно и вполне нормально. Особенно в случае галогенных фар сложной формы. Если потеют только углы, это не страшно.

Во-вторых, если у вас есть фара, которая сильно потеет и не может быть полностью высушена за полчаса, необходимо убедиться, что она цела, на ней нет трещин, а задняя крышка на месте и плотно прижата к корпусу. Если все выглядит хорошо, стоит снять отражатель и высушить его, затем опустить в воду стеклом вниз. Остальное понятно: вода ни в коем случае не должна попасть внутрь. Если он все-таки попал внутрь, необходимо аккуратно снять стекло (а это не всегда легко, так как все современные фары не снимаются) и заменить герметик — другого пути нет. 

Если уплотнения в порядке, то имеет смысл проверить вентиляцию. Пена (если таковая имеется) должна быть чистой и сухой, а мембрана — целой и чистой. Более вероятной причиной является плохая вентиляция. 

Мойка, сушка и уход за фарой, чтобы она не запотевала
Мойка, сушка и уход за фарой, чтобы она не запотевала

Если в фарах есть силикагель, можно просто положить дополнительный пакет силикагеля внутрь фары. Это может несколько исправить ситуацию, даже если есть некоторые проблемы с вентиляцией, которые лень решать обычным способом. Самое главное — разместить его таким образом, чтобы его можно было снять с фары, не разбирая ее. 

Вы можете попробовать реанимировать старый силикагель, прокалив его на сковороде. Иногда это помогает, но смысл этой манипуляции сомнителен, так как материал стоит копейки.

Как правило, вы можете высушить не только гель, но и саму фару. Иногда во влажный сезон полезно заняться сушкой фар, но лучше иметь для этого теплый гараж: в дождь или снег это будет бесполезно. Но в гараже вы можете снять задние крышки фар и включить свет примерно на тридцать минут. За это время фары должны высохнуть. Только не забудьте установить крышки обратно: без них запотевание будет только усиливаться, а внутри фар будет скапливаться грязь.

Еще один вариант лечения запотевания фары

Или вы можете не обращать внимания на дымку и спокойно продолжать движение? Можно, но ненадолго. Хотя бы потому, что свет не будет правильно преломляться, а значит, фара не сможет работать должным образом.

Со временем отражающий слой на фаре начинает тускнеть или даже отслаиваться, а затем проводка и все электрические компоненты фары ржавеют. И он будет постоянно гореть или просто произойдет короткое замыкание. Это не очень хорошая перспектива, поэтому в какой-то момент вам придется решать проблему по-человечески. 

Еще один вариант лечения запотевания фары
Еще один вариант лечения запотевания фары

Можно ли как-то отложить ремонт? Это вопрос удачи. Если на улице сырая и холодная погода, нет ничего слишком эффективного. Можно, конечно, положить больше силикагеля, но если ситуация плохая, это его не спасет. 

В сухую погоду не мойте автомобиль, пока фары не остынут. Лучше выключить их заранее, а затем отправиться на мойку — так внутри будет меньше конденсата. 

В качестве временной меры против дефектов кузова можно использовать клейкую ленту (ею можно заклеить небольшую трещину), но это полумеры. В конце концов, хороший свет является необходимым условием безопасности, поэтому не откладывайте ремонт фар. Однажды вам придется решить эту проблему целиком, и лучше сделать это быстро.  

Добавить комментарий



👁 465