Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Многие автовладельцы пренебрегают заменой тормозной жидкости — одни не знают, что она не вечна, другие считают рекомендации автопроизводителей ненужным обманом. Давайте попробуем глубже разобраться в этом вопросе! Мы проверяем тормозную жидкость на наличие воды, узнаем о качестве китайского тестера тормозной жидкости, консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

DOT-4 — самая популярная и распространенная на сегодняшний день тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не бренд, а стандарт, охватывающий определенный химический состав и набор свойств. «Стандартная тормозная жидкость DOT-4 производится многими брендами автомобильной химии, и все они совместимы друг с другом. Другими словами, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя, даже если их оттенки отличаются. И не нужно выяснять, какую марку заливал завод или предыдущий владелец, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто «крутым импортом» — российская тормозная жидкость прекрасно подходит для любой иномарки.

Теперь о процессе образования тормозной жидкости. «Тормозная жидкость» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и сервисных тормозных цилиндров и частицы ржавчины.

развивает дальнейшую коррозию цилиндров и их заедание, увеличивает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также существует риск закипания воды в «тормозной жидкости» при многократном интенсивном торможении, что в экстремальной ситуации может привести к отказу педали. Принято считать, что 3-4% воды в жидкости (по весу) понижают температуру кипения примерно в 1,5 раза, и жидкость в системе следует заменить, даже не дожидаясь 3% влаги.

Таким образом, если взвешенные частицы видны визуально и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости очевидна, то наличие воды невозможно оценить визуально. Как определить интервал замены тормозной жидкости?

С одной стороны, можно, недолго думая, заменить ее в соответствии с пробегом или временем — у каждого производителя автомобилей есть график технического обслуживания, в котором замена тормозной жидкости необходима каждые 40-60 000 км или каждые 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой стороны, есть автомобили с неизвестной историей, и в «официальных» хорошо бы убедиться, что механик действительно заменил жидкость, а не мистификатор, ограничившийся записью в наряде на работы. В любом случае, не секрет, что даже у официального дилера вы можете обнаружить себя протирающим масляный фильтр тряпкой вместо замены масла….. В этом может помочь простой прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как это работает!

Тестер тормозной жидкости

Каждый владелец удобного автомобиля понимает, что иметь качественные и сложные (а особенно — специализированные!) ремонтно-диагностические инструменты и оборудование — это здорово, но вряд ли оправдано. Когда ваш автомобиль достаточно свежий, у вас нет второго-третьего старого автомобиля чисто «хобби», и вы не связаны с авторемонтом по роду деятельности, тратить деньги на «узкоострый» инструмент нецелесообразно. Именно поэтому наличие тестера тормозной жидкости является абсолютно недорогим.

Безымянное устройство для нашего обзора было куплено в китайском магазине за 300 рублей и, судя по внешнему виду, является типичным OEM-устройством — например, 1500 за абсолютно такой же гаджет под брендом JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается такой же, но с логотипом еще более известного бренда инструментов Jonnesway…..

Тестер тормозной жидкости
Тестер тормозной жидкости

Два никелированных электрода прибора погружаются в тормозную жидкость под test…..

Два никелированных электрода прибора
Два никелированных электрода прибора

…а светодиодная шкала показывает состояние тормозной жидкости:

Тестер тормозной жидкости
Тестер тормозной жидкости

Устройство питается от одной батарейки типа ААА и имеет одну кнопку включения, после чего работает в течение одной минуты и автоматически выключается для сохранения ресурса батареи. Нажмите на нее снова, чтобы включить ее еще на одну минуту, и так далее.

Проверка прибора тестов тормозной жидкости на точность

На шкале тестера можно увидеть 5 светодиодов:

  1.  зеленый — 0% жидкой воды
  2.  желтый — менее 1%
  3.  жёлтый — 2%
  4.  Красный — 3%
  5.  Красный — более 4%

Точность гаджета неизвестна и, судя по его внешнему виду, даже весьма сомнительна. Давайте выясним, верно ли прочтение безымянной китайской игрушки! Это несложно сделать с помощью лабораторного метода. Отмеряем строго 50 грамм свежей тормозной жидкости из только что открытой бутылки на точных весах и добавляем к ней по одному проценту (т.е. 0,5 грамма) воды — 1%, 2%, 3%. После добавления каждой порции воды перемешайте жидкость и отмерьте. Вот так!

Сначала опускаем электроды прибора в бутылку с тормозной жидкостью, которая, как известно, не содержит влаги. Устройство предсказуемо показывает 0% воды.

Проверка прибора тестов тормозной жидкости на точность
Проверка прибора тестов тормозной жидкости на точность

Затем мы берем чистый стакан, ставим его на весы, обнуляем вес емкости и отмеряем 50 грамм жидкости, к которой начинаем добавлять полграмма воды, по одному проценту за раз.

Тестер для тормозной жидкости
Тестер для тормозной жидкости

Упс… Купленный нами за триста рублей прибор, который, честно говоря, мы сознательно считали бесполезной игрушкой, показывающий «погоду на Луне», раз за разом демонстрировал удивительную точность! Соответствующие светодиоды загораются НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО в зависимости от фактического процентного содержания воды в тормозной жидкости!

Результаты эксперимента качества тормозухи
Результаты эксперимента качества тормозухи

Измерять качество тормозной жидкости в бачке или в цилиндрах?

Зонд любого прибора для измерения процентного содержания воды в тормозной жидкости обычно сливается непосредственно в бачок тормозной жидкости — ведь поглощение воды тормозной жидкостью, по логике, происходит там, где жидкость сообщается с атмосферой через компенсационное отверстие в крышке бачка и когда мы открываем эту крышку. Но опасность скопления воды заключается прежде всего в том, что она способна закипать при активном торможении, причем закипает она не в бачке и не в тормозном цилиндре, а именно в рабочих тормозных цилиндрах, которые получают избыточное тепло от колодок и дисков.

Поэтому возникает вопрос — каков процент воды в области тормозного цилиндра по сравнению с процентом в резервуаре? Другими словами, если мы меняем жидкость по прибору, который измеряет процентное содержание воды, то правильнее брать пробу откуда — из резервуара или из цилиндра? Давайте спросим у экспертов авторитетных компаний по производству тормозных жидкостей!

Когда тормозная система задействована, в частности, когда колеса отпущены, тормозная жидкость стекает обратно в резервуар и смешивается с его содержимым. Поэтому внешняя влага попадает во всю тормозную систему, и правильно измерять ее количество в бачке, а не в цилиндре. Тем более что водомерные устройства — это не точные приборы, а скорее индикаторы. При таких измерениях не требуется особой точности. Дмитрий Рудаков руководитель технического отдела Liqui Moly

Проникновение воды в тормозную жидкость происходит не только через соединение резервуара тормозной жидкости с атмосферой, но и через манжетные уплотнения. В системе нет интенсивной циркуляции тормозной жидкости, в отличие, например, от системы охлаждения автомобиля, поэтому, очевидно, правильнее отводить жидкость как можно ближе к тормозным приводам автомобиля. Однако это неоправданно трудоемкий процесс, и, в принципе, можно ограничиться отбором пробы из резервуара с тормозной жидкостью. Результат, полученный в ходе испытания, можно с достаточной точностью отнести ко всему объему тормозной жидкости в системе. Алексей Лунин Инженер-технолог, Тосол-Синтез

Реальные испытания — выводы

После того, как мы убедились, что тестер достаточно точен, и получили наставления от экспертов, переходим к фактическим измерениям.

Первое, что мы делаем, это отмеряем жидкость, которая простояла около года в нераспечатанной, начатой, но плотно укупоренной бутылке. В результате получается 0% воды. Это полезная информация, поскольку многие источники рекомендуют не хранить начатые бутылки с тормозной жидкостью в течение длительного времени, а оставшиеся бутылки после доливки или замены выбрасывать.

Следующий замер — в баке бесхозного «УАЗа», который автор этой статьи подверг шикарной реставрации. Около 1,5 лет назад была заменена вся тормозная система, включая все исправные цилиндры, патрубки, трубопроводы и шланги. После этого была залита свежая жидкость и прокачаны тормоза. С тех пор автомобиль простоял в гараже, проехав не более нескольких километров. В результате получается 0% воды.

Другой образец находится в тормозном бачке автомобиля ВАЗ, в котором год назад вся тормозная система также была заменена на однокомпонентную и заполнена свежей тормозной жидкостью. Но этот автомобиль, в отличие от предыдущего, используется, хотя и нечасто. В результате получается 1% воды.

Возьмем два автомобиля Volkswagen Polo с оригинальной тормозной жидкостью, которая никогда не менялась. Первому из них 3 года и 18 000 км, а второму 1,5 года и 24 000 км. В этих автомобилях мы измерили качество жидкости сначала в цилиндрах передних суппортов, а затем в образцах, слитых из цилиндров передних суппортов. То есть, отбор проб тормозной жидкости из резервуаров главного цилиндра. В обоих автомобилях манометр показывает норму. В суппорте полуторагодовалого автомобиля с пробегом 24 000 км это тоже нормально:

Тесты тормозной жидкости на смотровой яме
Тесты тормозной жидкости на смотровой яме

Но в автомобиле с меньшим пробегом, возраст которого недавно перевалил за трехлетний рубеж, индикатор постоянно горел желтым светодиодом, что свидетельствует о наличии одного процента влаги:

Результаты тестов DOT-4
Результаты тестов DOT-4

1% все еще является нормой, но даже в этом случае оказывается, что влага, поглощенная тормозной жидкостью, имеет тенденцию оседать со временем и накапливаться в рабочих цилиндрах. Это означает, что отбор проб из цилиндров путем слива воды из откачанных соединений более корректен, чем измерение в резервуаре. Если предположить разницу в процентах, то в то время как манометр в баке будет показывать допустимые 2%, в цилиндрах она может достигать 3%. В большинстве случаев, конечно, не смертельно, но все же….

Видно, что жидкость, используемая в течение трех лет, не только не достигла опасного уровня влажности, но и не содержит продуктов износа цилиндров, поршней и сальников — она достаточно прозрачна и чиста, и явно не требует замены в ближайший год или даже два.

Итоги проверки тормозной жидкости

Подведем итоги. Как всегда, непогрешимый и безупречный капитан Очевидность заключает, что если вы меняете тормозную жидкость раз в два года, независимо от пробега, то вы исключаете любые проблемы с ней, и, следовательно, все вышеизложенное не может быть прочитано….. При такой стратегии наличие в вашем арсенале измерителя качества тормозной жидкости совершенно не нужно — это пустая трата денег.

Однако если ваш стиль — использовать все по максимуму, не умножая энтропию нашей явно нездоровой вселенной потребления, и есть желание контролировать сервисных специалистов, обслуживающих ваш автомобиль, вы можете приобрести недорогой тестер тормозной жидкости. Тем более, что продемонстрированная им точность заслуживает безоговорочного уважения….

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 733