ABS система автомобиля, почему антиблокировочная система обязательна для современного автомобиля

Аббревиатура ABS, или АБС по-русски, стала абсолютно привычной для уха каждого водителя. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен системой ABS, но иногда они понятия не имеют, что это такое и как она работает, пока в один прекрасный день педаль тормоза не начинает «хрустеть», вибрировать и «отстреливаться» от ноги. Так что же такое ABS и почему она стала негласным, а во многих странах законодательно закрепленным стандартным оборудованием современного автомобиля?

ABS система автомобиля
ABS система автомобиля

Что такое АБС?

ABS, или антиблокировочная тормозная система, — это система, которая предотвращает блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля блокируются и начинают скользить по дороге, ABS сбрасывает давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо снова начинает вращаться. Если педаль тормоза нажимается постоянно и сильно, этот процесс блокировки/разблокировки колес будет продолжаться непрерывно до окончания торможения и может происходить несколько раз в секунду.

Что такое АБС система - антиблокировочная система колес автомобиля
Что такое АБС

Зачем нужна АБС?

Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, иногда неправильно понимают или недопонимают основное назначение этой системы. Основным заблуждением относительно функциональности ABS является мнение, что антиблокировочная тормозная система необходима для сокращения остановочного пути автомобиля. В действительности, однако, его основная задача — сохранить управляемость автомобиля при торможении, даже экстренном.

В автомобиле без ABS неопытный водитель при экстренном торможении заблокирует рулевые колеса — это означает, что поворот рулевого колеса в любую сторону не повлияет на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать движение прямо, пока передние управляемые колеса не восстановят сцепление с дорогой. ABS решает эту проблему, постоянно контролируя вращение колес и отпуская их при необходимости, обеспечивая вращение колес и тем самым поддерживая необходимое сцепление с дорогой для одновременного торможения и маневрирования.

Зачем нужна АБС? Сравнение траекторий торможения
Зачем нужна АБС? Сравнение траекторий торможения

Еще одна принципиально важная функция АБС, которая непосредственно вытекает из вышесказанного, заключается в обеспечении безопасного, равномерного и вертикального торможения на поверхностях с неравномерным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля находится на мокром асфальте, скользкой линии дорожной разметки или льду, а другая едет по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без ABS приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее другой — и автомобиль сразу же начнет вилять и неконтролируемо заносить. Это особенно опасно при прохождении поворотов, когда на автомобиль уже действуют боковые силы: разница в эффективности торможения между колесами может легко нарушить баланс.

С другой стороны, утверждение о пользе ABS для сокращения остановочного пути автомобиля также верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с дорогой торможение с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, а тормозной путь в первом случае будет иметь тенденцию к увеличению. В этом случае использование ABS сокращает тормозной путь, так как предотвращает скольжение колес по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, торможение без ABS приведет к тому, что заблокированные колеса будут буксовать, создавая перед собой дополнительный барьер, что сокращает тормозной путь. Действие ABS в этом случае заставляет колеса вращаться, что предотвращает их зарывание и тем самым увеличивает остановочный путь автомобиля.

ABS также «ухудшает» торможение на чистом льду с шипованными шинами: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой канавки, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с коротким проскальзыванием, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом руководствуются многие «опытные» и «знающие» водители, считая, что ABS — это технологическое излишество, которое мешает им «контролировать» автомобиль. Однако, несмотря на увеличение остановочного пути, ABS сохраняет свое главное преимущество на льду: она позволяет маневрировать и контролировать автомобиль, а не просто ждать результата, зажав педаль тормоза.

Как работает АБС?

За прошедшие годы ABS претерпела значительную эволюцию, но основной принцип и функциональные элементы были заложены давно. Типичная система ABS состоит из датчиков скорости вращения колес, управляющих клапанов в гидравлической тормозной магистрали и электронного блока, который получает информацию от датчиков и управляет клапанами.

Если датчик, установленный в ступице колеса, сигнализирует о резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы сбросить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления колесных датчиков и отпускания колеса может происходить несколько раз в секунду — именно поэтому педаль «вибрирует», когда ABS активна. В дополнение к трем компонентам, упомянутым выше, ABS может также иметь насос, функция которого заключается в быстром восстановлении давления в тормозной магистрали, когда давление падает из-за открытия клапана.

Как работает АБС при =торможении машины
Как работает АБС при =торможении машины

Доступно различное количество датчиков и регулирующих клапанов: четырехканальные, трехканальные, двухканальные и одноканальные системы ABS могут быть распределены в зависимости от количества датчиков и регулирующих клапанов. Количество «каналов» определяется именно количеством регулирующих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному на каждое колесо, то система четырехканальная; если три, по одному на каждое переднее колесо и один общий для задней оси, то трехканальная; если два клапана, по одному на ось, то двухканальная; а если клапан один, то одноканальная. Современные ABS, конечно же, четырехканальные — другие схемы встречаются на старых автомобилях.

Стоит отметить, что датчики колес точно реагируют на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать информацию в блок управления о большой разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако ABS учитывает тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неодинаковыми и в нормальных условиях: например, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем колеса на внутренней.

Почему ABS стала стандартом для современных автомобилей

Учитывая вышесказанное, ответ на этот вопрос уже очевиден: ABS значительно повышает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если раньше к водителю предъявлялись высокие требования, заставляющие его знать множество вещей, то теперь автомобиль стал повседневным делом, и управление им максимально доступно каждому. Следовательно, современный автомобиль должен быть максимально комфортным и безопасным в управлении, даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

Почему ABS стала стандартом для современных автомобилей
Почему ABS стала стандартом для современных автомобилей

ABS, в частности, решает проблему потери контроля при экстренном торможении. Внезапное препятствие на дороге заставляет человека инстинктивно нажать на тормоза. Если бы он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение было бы таким же. Он зацепил обочину — также за счет торможения…. В целом, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто ненормальной ситуации заключается в том, чтобы резко нажать на педаль тормоза, а затем, возможно, попытаться исправить ситуацию с помощью рулевого управления. ABS в этом случае значительно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что в Европейском Союзе, например, АБС стала обязательной по закону с 2004 года.

Что делать, если в моем автомобиле нет ABS?

В случае, если в вашем автомобиле нет ABS, ее работу можно имитировать с помощью простого трюка, который называется вполне очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, просто наличие его характерно и для водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, преодолевает естественное инстинктивное желание продолжать сильнее давить на педаль, а уменьшает усилие на педали и начинает тормозить прерывисто, нажимая на педаль рывками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной ABS — только даже опытный водитель не может обеспечить такую частоту «толчков», как электроника. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, гарантируя поворот колес при замедлении.

Добавить комментарий



👁 626