Балансировка: как делать правильно и что будет, если колеса вообще не балансировать

Современный владелец автомобиля не слишком глубоко вникает в процесс балансировки колес. Они относятся к этому как к обязательной процедуре сезонной перебалансировки и не представляют, насколько это важно.

На самом деле, последствия несбалансированного вращающегося тела можно наблюдать дома. Попробуйте бросить свои кроссовки в стиральную машину и включить отжим. Дисбаланс барабана приведет к его вибрации, и стиральная машина будет дребезжать и трястись при увеличении скорости. Нечто подобное происходит с автомобилем с несбалансированными колесами.

Подшипники подвески и ступицы, детали рулевого управления даже при дисбалансе 10-15g получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть нечувствительны к водителю, но действуют как молоток по бетону. Неизбежно разрушительные. Кроме того, помимо балансировки, они увеличивают износ шины и делают ее неровной.  

Учитывая, что каждое колесо имеет разный дисбаланс, автомобиль менее устойчив на высоких скоростях. Управлять автомобилем сложнее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может даже выйти из-под контроля.

Таким образом, дисбаланс возникает, когда центр масс колеса не совпадает с осью вращения. Может показаться, что этого не может произойти с совершенно новыми шинами или дисками, поскольку они изготовлены в соответствии со всеми технологическими требованиями.

Почему шины нужно балансировать

Да, это так, но в любом случае, в процессе производства шина не получается идеальной. Одна часть может быть немного толще и тяжелее, другая — тоньше и легче. Это вопрос миллиметров и граммов, который просто невозможно определить. При установке на колесо, которое также несовершенно по тем же технологическим причинам, получается единая конструкция с общим центром масс. Поэтому колесо балансируется в сборе.

Если бы это был гипотетический тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое и поэтому требует динамической балансировки, внешней и внутренней.

Для этого используются специальные свинцовые или цинковые балансировочные грузы весом 5-60г. Они крепятся с помощью стальных зажимов для штампованных ободов и самоклеящихся полос для ободов из легких сплавов. Дисбаланс не может быть исправлен самостоятельно. Для этого используются специальные балансировочные станки.

Конструкции варьируются от самых простых до оснащенных лазерными датчиками. Последние позволяют обнаружить не только дисбаланс, но и искривление диска или искажение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке на том основании, что это невозможно.

Но даже наличие балансировочного станка не гарантирует, что колеса вашего автомобиля правильно отбалансированы. Во-первых, машина должна быть установлена на прочном, желательно бетонном основании и стоять строго горизонтально.

Во-вторых, в его электронный блок должны быть введены правильные данные о размере шин и дисков, а сама машина должна быть без износа вращающихся частей и откалибрована. Наконец, техник должен быть квалифицированным и опытным — практика показывает, что 90% успеха зависит от этого фактора.

Балансировочный стенд колес на шиномонтаже
Балансировочный стенд колес на шиномонтаже

Например, если для колеса требуется много грузов, он должен знать, что вращение шины относительно обода может уменьшить дисбаланс и потребуется меньшее количество грузов. Конечно, не все следуют этому правилу, и вот почему.

Изменение положения шины по отношению к ободу для уменьшения веса грузов, необходимых для балансировки, не всегда дает желаемый эффект (результат не известен заранее!). 

Изменение положения шины относительно обода не всегда приводит к желаемому результату (результат не известен заранее) и увеличивает усилия и, следовательно, стоимость балансировки. В то же время, слишком большое количество грузиков на колесе может указывать на плохое качество изготовления. С другой стороны, производители автомобилей не указывают максимальный вес для балансировочных грузиков.

В противном случае масса грузов, необходимых для коррекции дисбаланса, будет минимальной, если их установить как можно дальше от центра масс системы диск-шина, т.е. на внутренних фланцах. 

Как делают балансировку колес на шиномонтаже

Установка грузов для шин ближе к центру масс системы «обод — шина» (например, чтобы не портить внешний вид обода, клеящийся груз размещается на внутренней стороне обода) неизбежно приведет к необходимости использования более тяжелых грузов.

Также необходимо очистить шину от мелких камней в протекторе и обод от налипшей на него грязи. Если она деформирована, обязательно сообщите об этом владельцу.

Как делают балансировку колес на шиномонтаже
Как делают балансировку колес на шиномонтаже

Одним из самых важных моментов является фиксация колеса на машине. В большинстве случаев он устанавливается через центральное отверстие в ободе. Сзади колесо сидит на конусе, а спереди крепится с помощью фланцевого адаптера и зажимной гайки. Это увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальное выравнивание.

Адаптеры Haweka помогают улучшить эту ситуацию. Идея заключается в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных пальцев. Риск повреждения лакокрасочного покрытия обода минимален. Кроме того, адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Повышается точность баланса. Фланцевые адаптеры выпускаются с различными соотношениями и могут использоваться на любом балансировочном станке.  

После того, как грузы соответствующего веса будут помещены в указанные машиной позиции, процедура испытания повторяется. При необходимости грузы добавляются или удаляются, но их вес не должен превышать 5 грамм. Колесо считается сбалансированным, когда прибор показывает нулевое показание.

Выводы: что будет, если колеса не балансировать?

Итак, когда и как часто следует балансировать колеса? Как правило, автомобильные руководства рекомендуют проводить балансировку колес каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это при условии, что колеса не были разбалансированы.

То есть, если одни и те же диски используются каждый сезон для смены шин, балансировка обязательна. Она также необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или если колесо попало в яму. В этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.

Комментарий специалиста Шинсервис

Александр Голубев, эксперт компании «Шинсервис»

При устранении вибраций в автомобиле многие водители совершают ошибку, начиная с демонтажа подвески или замены подушек трансмиссии. Первое, на что следует обратить внимание, — это чистота колес и шин. Неравномерно распределенная грязь, снег, лед, гудрон, налипшие на протектор шины после проезда ремонтируемого участка дороги, могут вызвать дисбаланс.

Второй важный вопрос — крепление колес. Каждое колесо должно быть затянуто с правильным моментом затяжки, рекомендованным производителем автомобиля.

Если все в порядке, следующим шагом будет проверка балансировки колес. Мы рекомендуем выполнять эту работу только в авторизованных специализированных мастерских с использованием сертифицированного оборудования. И только если принятые меры не дали эффекта, рекомендуется перейти к проверке сцепления передних колес с дорогой и состояния подвески.

В любом случае, правильно отбалансированные колеса предотвратят множество проблем в будущем.

Добавить комментарий



👁 442