Центровочные ступичные кольца — бесполезны?

Нередко на автомобиль устанавливаются неоригинальные, но универсальные колесные диски, то есть диски, подходящие от других марок и моделей. Иногда, однако, параметры крепежных отверстий, смещение, ширина и т.д. одинаковы, а центральное отверстие больше, чем необходимо. Многие люди убеждены, что диаметр ступицы и «отверстия» в диске должен быть абсолютно одинаковым, и покупают так называемые центрирующие кольца — абсолютно бессмысленное дополнение.

Если бы вы лично изучили крепление колеса к ступице с помощью конических болтов (или конических или полусферических гаек — неважно), почти каждый инженер понял бы, что центрирующие кольца — бессмысленное дополнение. Но это не всегда можно объяснить словами, без «наглядной демонстрации». Итак, давайте посмотрим на несколько простых, но вполне понятных схематических изображений.

Поскольку в штатных колесах центральное отверстие обычно имеет тот же диаметр, что и контур ступицы, многие считают, что равенство этих диаметров является необходимым и обязательным фактором. Но это не тот случай! Центральное отверстие и диаметр не играют абсолютно никакой роли в выравнивании и фиксации колеса. Колесо центрируется и фиксируется только конической частью болтов и ничем другим.

Центровочные ступичные кольца — схема

Здесь мы надеваем стандартный диск (диаметр его центрального отверстия совпадает с диаметром выступающей части ступицы) на ступицу и затягиваем конические болты (то же самое относится и к коническим гайкам). Колесо идеально встает на место без каких-либо вопросов.

Центровочные ступичные кольца бесполезны

Теперь, для сравнения, на одной фотографии бок о бок тарелка со стандартным диаметром «отверстия» и тарелка с увеличенным «отверстием»:

Центровочные ступичные кольца бесполезны

Вот центрирующее кольцо на месте, создавая иллюзию, что это необходимая деталь…..

Центровочные ступичные кольца бесполезны

Теперь возьмите диск с нестандартным увеличенным отверстием и наденьте его на ступицу без центровочного кольца. Не идеально, со смещением:

Центровочные ступичные кольца бесполезны схема

Затягивайте винты спокойно, равномерно, крест-накрест ручным гаечным ключом — без пневматической отвертки, которая иногда может перекосить диск. Конусы винтов совпадают с конусами отверстий, и колесо автоматически центрируется в ступице — с центральным кольцом или без него и независимо от диаметра центрального отверстия, который может быть любым!

Центровочные ступичные кольца бесполезны чертеж

Следует отметить, что коническое (или полусферическое) выравнивание — это старая, испытанная и очень распространенная техника, используемая на самых разных станках, а в случае с с-образными колесами она используется в полной мере. Центрирование центрального отверстия не является дополнением к коническому креплению, оно просто не было предусмотрено инженерами, проектировавшими автомобиль!

Заблуждения о центровочных кольцах

Однако, помимо «сферической в вакууме» центровки, популярный миф о центровочных кольцах влияет на поведение колеса в движении. Многие считают, что из-за пустого пространства, где должно находиться центровочное кольцо, колесо может оторваться от ступицы под весом автомобиля и при езде по неровностям. Что произойдет дисбаланс, побег…. И поэтому они ошибочно полагают, что кольцо играет не только центрирующую, но и вспомогательную роль.

Это еще более чудовищное заблуждение, которое легко опровергнуть, если представить себе силы, действующие (теоретически!) на центрирующее кольцо, если бы оно играло роль опоры.

Из чего сделаны кольца? Из тонкого пластика или алюминия…. То есть из очень мягких и пластичных материалов, категорически неспособных выдерживать нагрузки, даже отдаленно похожие на те, которые испытывает обод колеса в движении!

Теперь, помня о мягкости материала центровочного кольца, давайте посмотрим на обод колеса в его естественном положении и предположим, что на кольцо действуют силы, указанные стрелками.

Центровочные ступичные кольца бесполезны

Это чудовищные силы, приложенные к очень маленькой площади. Если бы пластиковая кольцевая проставка действительно играла самую незначительную вспомогательную роль, она должна была бы быть изготовлена из твердой стали. А пластик или алюминий при первых же ударах сильно деформируется — так, что повреждения становятся незаметными для невооруженного глаза.

Однако после любого пробега даже хлюпкая полиэтиленовая проставка не выдержит давления и ударных нагрузок! Причина (мы должны повторить ее снова) заключается в том, что именно конические поверхности болта центрируют и удерживают колесо, и ничто другое. Роль кольца равна нулю, оно не влияет ни на биение колеса, ни на прочность крепления.

Поэтому не стесняйтесь покупать и устанавливать нестандартные колеса, если они устраивают вас по цене и подходят по всем размерам, кроме диаметра центрального отверстия. Вам не нужны никакие «центрирующие кольца», чтобы компенсировать увеличенное отверстие!

А когда центровочные кольца все же нужны?

Упс, вот так — неожиданно.

Да, удивительно, но есть ситуации, в которых центровочные кольца все еще полезны. В любом случае, они не играют несущей роли, но они важны в процессе сборки колеса.

Нельзя не упомянуть, например, о специфическом монтаже дисков без конусов. Не сказать, что это часто встречается, но самый простой и понятный пример — стандартные штамповки «Газели».

Поверхность диска с монтажными отверстиями плоская, гайки плоские, центровка по ступице….. Вряд ли кто-то станет искать на заказ аналогичную штамповку для Газели, поскольку ее диски не поддаются определению, но теоретически при установке колес с увеличенным отверстием потребуется центрирующая проставка.

Еще один, но не последний пример. В природе существуют хитрые болты крепления колес — с подвижными эксцентриковыми конусами. Это тюнинговый аксессуар, который позволяет соединить ступицу и колесо разных размеров без сварки или пересверливания отверстий, а также без «блинов», изменяющих смещение. Например, поставить колеса 4×98 на ступицы 4×100. Такие хитроумные болты не являются лучшим техническим решением, но, тем не менее, существуют и иногда используются. Для того чтобы установить колесо с такими болтами без перекоса, диаметр центрального отверстия которого больше диаметра ступицы, очень желательно использовать центрирующее кольцо.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 479