Что делать, если у автомобиля сел аккумулятор

Наступила зима, а это значит, что у автомобилистов будет больше проблем с аккумуляторами (АКБ), причем чаще всего проблемы возникают именно в холода. Мы уже писали о том, как устроены аккумуляторы, как выбрать идеальный аккумулятор для вашего автомобиля и как продлить срок службы того, что уже находится под капотом. И сейчас мы постараемся дать несколько практических советов о том, что делать в этом случае, если все таки разрядился, и надо идти — хотя бы в магазин покупать новый. Но сначала давайте разберемся в симптомах и причинах проблемы.

— Почему разряжается аккумулятор

— Как понять, виноват ли аккумулятор

— Как оживить автомобиль

— Как «прикурить» автомобиль

— Как завести и зарядить автомобиль с помощью зарядного устройства

— Как завести автомобиль с помощью буксировочной штанги

Почему «умирает» аккумулятор

Современные необслуживаемые батареи редко выходят из строя. Пятилетний срок службы является для них лишь «средним», поскольку многие батареи оригинального оборудования (бывшего в употреблении) часто служат 8-10 лет.

Аккумулятор может достичь этого возраста, если в автомобиле не так много потребителей энергии, если аккумулятор используется с нормальной нагрузкой, не ездит по ухабам и за ним ухаживают так, как описано в руководстве пользователя.

Однако даже самая стойкая батарея в конце концов выработает свой ресурс. Многие факторы могут привести к тому, что аккумулятор потеряет свой ресурс: сульфатация пластин (образование на них твердого нерастворимого осадка), выкипание электролита, разрушение свинцовых пластин и их последующее замыкание на отдельные элементы, естественный разряд корпуса….. В результате со временем емкость батареи катастрофически уменьшается, а ее саморазряд увеличивается. В какой-то момент остаточного заряда уже недостаточно для запуска холодного двигателя.

Чаще всего причиной преждевременной «разрядки» аккумулятора является утечка в бортовой электросистеме. Короткое замыкание проводов из-за дефектной изоляции или прогнивших контактов, а также отключенная электроника могут быстро лишить аккумулятор его потенциала.

Чтобы избежать подобных ситуаций, важно следить за работой всего электрооборудования и смело обращаться в сервисный центр, когда, например, «дворники» становятся слишком медленными, фары начинают светиться (ярче или, наоборот, тускнеют) или реле указателей щелкает слишком быстро — ведь оно рассчитано на определенную электрическую нагрузку. Не только перегоревшая лампочка заставляет мигалки менять свой ритм, но и отключение электроэнергии.

Может случиться так, что водитель сам разряжает аккумулятор. В современных автомобилях нажатие кнопки центрального замка означает отключение всех электрических потребителей. Это удобно. Однако в старых автомобилях такой защиты не было. Если вы забыли выключить свет или радио вечером, будьте готовы зарядить аккумулятор утром. Неплотно закрытая дверь автомобиля с включенной сигнализацией может привести к такому же результату.

Отказ генератора разряжает аккумулятор еще быстрее. Предупреждающая лампа аккумулятора на приборной панели указывает на отсутствие или полное отсутствие заряда от генератора переменного тока. А когда все потребители автомобиля питаются от батареи, а не от генератора переменного тока, автомобиль вряд ли проедет более 30-40 км до полной разрядки батареи. Зарядка от генератора также коварна: ее может быть достаточно для движения, но после выключения двигателя автомобиль невозможно запустить снова. Неисправный регулятор заряда, изношенный ремень генератора или слишком низкое напряжение генератора могут привести к такой ситуации. Таким образом, даже периодическое мигание лампочки зарядки (обычно на холостом ходу) является плохим симптомом, требующим посещения сервисного центра.

Наконец, классической причиной разряда батареи является воздействие суровых отрицательных температур. Каждые 10 градусов ниже нуля снижают скорость химических реакций в батарее как минимум вдвое. И если 30-градусный мороз не успел за ночь разрядить аккумулятор, то стартер уже успел, когда пытался провернуть коленчатый вал замерзшего двигателя. Особенно если он не полностью поврежден и не хочет сразу заводиться.

Как понять, что аккумулятор неисправен

Спутать симптомы сложно: автомобиль без колебаний предупреждает водителя о недостатке мощности. Если батарея разряжена, немедленным признаком разряда являются индикаторные лампочки, которые едва мигают в ответ на нажатие на ключ или брелок сигнализации. Или система бесключевого доступа отказывается впускать владельца внутрь. Вам придется отпереть дверь вручную — жало аварийного ключа спрятано глубоко внутри брелока.

Не совсем разряженный аккумулятор, скорее всего, впустит вас в салон — но о трагизме ситуации будут свидетельствовать едва горящие лампочки на приборной панели. И последняя точка, указывающая на неисправность, будет установлена стартером.

Когда аккумулятор теряет заряд и напряжение, он замедляет обороты, переходя от традиционного жужжания к постоянному «кашлю». Затем его сменяет треск реле стартера — двигатель больше не вращается, поэтому нет смысла пытаться завести его дальше. И тогда в ответ на поворот зажигания наступит тишина, сопровождаемая только щелчками реле.

Это практически вся диагностика, которую нужно проводить утром под окнами собственного дома на природе — обычно в спешке, чтобы успеть на работу. И если аккумулятор сядет, уровень катастрофы и уровень предстоящих расходов — времени и, возможно, денег — будет тем выше, чем дороже и сложнее автомобиль. Как бы парадоксально это ни звучало.

Как понять, что аккумулятор неисправен

Как оживить автомобиль с севшим аккумулятором

Прежде чем приступить к восстановлению работоспособности автомобиля, мы дадим рекомендации — общие для всех случаев, связанных с поломкой аккумулятора. Что бы ни случилось, что бы вы ни делали с аккумулятором, всегда держите ключ от машины при себе. Батарея, ожившая в результате ваших действий, может привести в действие систему центрального замка, а если ключ находится внутри автомобиля в замке зажигания, то проблем будет еще больше.

Существует несколько способов реанимировать автомобиль с «севшим» аккумулятором, они различаются по времени и деньгам. А также — определенная степень риска.

Посещение центра обслуживания автомобилей. Вероятно, это самый надежный сценарий — особенно для современных автомобилей со множеством сложной электроники. Сервисный центр, желательно специализирующийся на соответствующей марке автомобиля, знает, как с ним обращаться и как не повредить автомобиль в процессе восстановления. Однако это и самый дорогой вариант. Вам придется вызвать и оплатить эвакуатор или, в крайнем случае, мобильную техническую помощь. Поездка в сервисный центр, регистрация ремонта и другие процедуры займут полдня. А проблемы с аккумулятором обычно случаются по утрам на работе, когда водитель торопится.

Покупка новой батареи. Вариант для тех, кто привык решать проблемы самостоятельно и радикально. Сфотографировав аккумулятор с телефоном, чтобы не перепутать ориентацию клемм в пространстве в магазине, вы можете отправиться в ближайшие «Автозапчасти» и купить новый аккумулятор.

Такой ход может оказаться даже дешевле, чем буксировка и обслуживание. Но это имеет смысл, если вы уверены, что батарея «мертва» и не подлежит ремонту. Допустим, в одном из элементов произошло короткое замыкание, но бортовая электрика, безусловно, исправна, и новая батарея безопасна.

Если вы не уверены, все равно необходимо посетить сервисный центр и проверить бортовую электросистему — иначе новый аккумулятор разделит судьбу старого. А иногда аккумулятор не виноват — и все, что вам нужно сделать, это зарядить его и, возможно, обслужить.

А по дороге в магазин запчастей (или перед заказом на сайте) стоит перечитать нашу статью о выборе аккумулятора, чтобы не ошибиться с типом, емкостью, размером и расположением клемм на новой батарее.

Запуск двигателя от другого автомобиля. Метод, широко известный как «облегченный старт». Самый распространенный, довольно простой и, вероятно, самый быстрый из всех. Имея под рукой специальные кабели с пружинными клеммами («крокодилами») на концах, вы сможете запустить двигатель за несколько минут с помощью другого автомобиля-донора.

Но он также считается самым опасным для автомобиля. И не только для того, кто нуждается в помощи. В основном из-за сильных скачков тока, которые могут возникнуть при неправильной процедуре. Но как сделать это правильно? Ниже мы предлагаем, как это сделать.

Подключение к пуско-зарядному устройству. Так или иначе, такое устройство действует как заменитель севшей батареи, подключенный параллельно ей. В отличие от метода «прикуривателя», риск здесь минимален, поскольку пуско-зарядные устройства имеют встроенные системы защиты. Недостатком этого метода является то, что эффективные устройства не дешевы, имеют большие размеры и редко бывают доступны, когда это необходимо.

Начало движения. Если двигатель исправен и в аккумуляторе осталось хоть немного тока для питания зажигания и бензонасоса, то самым простым вариантом представляется развязать автомобиль — с помощью троса за другой машиной или просто с помощью пары человек — и затем повернуть двигатель, подключив его к вращающимся колесам. Хороший двигатель запустится уже через несколько метров, и генератор сможет начать зарядку аккумулятора.

Однако противопоказаний к этому методу почти столько же, сколько и возможностей. Во-первых, он будет работать только на автомобилях с «механикой». Во-вторых, запуск двигателя без стартера возможен, но губителен для современных двигателей с системой впрыска топлива — прежде всего, страдает каталитический нейтрализатор отработавших газов. Кроме того, привод ГРМ испытывает большие нагрузки при «рывках» при запуске — были случаи обрыва ремня или проскакивания цепи через зубья при запуске с буксира.

Экзотические методы. Здесь можно сослаться, например, на «старомодный» метод со сменой донора и севшим аккумулятором при работающем двигателе. Это значительно помогает на автомобиле «Волга» ГАЗ-21 или старых «Москвичах» — но на более современных машинах это неизбежно приведет к сгоранию коммутаторов и реле-регулятора генератора. Примеры другого варианта можно найти на YouTube — когда у вас есть трос, но нет машины, чтобы его буксировать. В «мертвом» автомобиле они поднимают ведущее колесо, обматывают его длинным тросом и затем с силой тянут, заставляя его вращаться и проворачивать коленчатый вал двигателя. И, наконец, не следует сбрасывать со счетов «кривой стартер» или вращающийся шатун — при условии, что он действительно находится в вашем автомобиле.

Конечно, заниматься подобными упражнениями можно только от отчаяния. Но давайте подробно обсудим наиболее распространенные способы.

Как правильно «прикурить» автомобиль

Многие владельцы автомобилей, оснащенных электронными системами управления двигателем, предпочитают не вступать в контакт с «крокодилами», опасаясь повредить электронику. Это несравнимо дороже, чем покупка новой батареи. Однако если «зажигать» осторожно, то можно избежать проблем. Более того, эта процедура описана во многих руководствах по эксплуатации даже современных автомобилей!

Вот как следует «прикуривать», чтобы это было безопасно как для прикуриваемого автомобиля, так и для человека, помогающего ему.

  • Внимание! Не «зажигайте» автомобиль с аккумулятором на 12 В от аккумулятора грузовика на 24 В.
  • Важно взять с собой соответствующие и обслуживаемые кабели — для таких применений используются сверхпрочные, толстые кабели с плотными зажимами. Хорошо, если плюсовой и минусовой провода будут разного цвета, чтобы уменьшить вероятность перепутать провода.
  • Блоки следует размещать рядом друг с другом, чтобы провода могли дойти до нужных клемм. В некоторых моделях аккумуляторы могут находиться в багажнике, но обычно для таких случаев под капотом есть специальные клеммы.
  • Выключите зажигание и заглушите двигатель неисправного автомобиля. Плюсовой провод (обычно красный) подключается первым. Сначала к соответствующей клемме автомобиля-донора, а затем к плюсовой клемме разряженной батареи.
  • Затем подключается отрицательный провод (черный). Сначала одним концом к минусовой клемме автомобиля-донора, а другим концом к «земле» заводимого автомобиля.

  • Заряд начнет перетекать от полной батареи к пустой. Если короткого замыкания было достаточно, чтобы не запустить двигатель, то через несколько минут можно отсоединить провода и попробовать запустить двигатель.

  • Если аккумулятор нуждается в более серьезной зарядке, не включая зажигание неисправного автомобиля, запустите двигатель автомобиля-донора и дайте ему поработать некоторое время. Не менее 5-10 минут. Это возможно — при несколько более высоких оборотах, чтобы генератор давал более сильный заряд.

  • Проверьте результат — запустите двигатель автомобиля с разряженной батареей — только после того, как рабочий двигатель исправного автомобиля будет выключен. В противном случае так называемые противотоки могут «сжечь» блок управления двигателем любого из них.
  • Как только двигатель запустится, процедура будет почти завершена. Остается аккуратно отсоединить провода в обратном порядке, не допуская соприкосновения их разъемов с различными частями автомобиля и друг с другом. Двигатель должен работать на холостом ходу в течение нескольких минут, но быстрее «оживить» аккумулятор во время работы, так как ток генератора переменного тока выше.

Важно понимать: емкость современных аккумуляторов достаточно велика, поэтому батарея не успеет полностью восстановиться за время короткой поездки. Лучше обратиться в сервисный центр или зарядить аккумулятор самостоятельно — с помощью зарядного устройства (выпрямителя) или пуско-остановочного выпрямителя (блока питания) после всех спасений.

Как запустить автомобиль и зарядить батарею с помощью пуско-зарядного устройства

Современные батареи в основном не требуют обслуживания. Лучший способ продлить срок их службы — не перегружать электросистему автомобиля дополнительным оборудованием, держать аккумулятор в тепле зимой, если это предусмотрено конструкцией, содержать клеммы в чистоте и периодически отмывать сам аккумулятор от грязи, чтобы предотвратить его саморазрядку по корпусу.

Зарядка аккумулятора как таковая еще не удалена — она необходима после длительного простоя или при коротких зимних поездках, когда генератор просто не успевает зарядить аккумулятор, расходуемый стартером и многочисленными системами отопления. Для этого предназначены зарядные устройства для аккумуляторов или стартеров. Сегодня на рынке представлено множество различных версий — подходящую можно найти прямо на Auto.ru, в разделе запчастей.

Современные зарядные устройства могут быть ручными или автоматическими. В первом случае напряжение, ток и время зарядки устанавливаются и контролируются пользователем, а в других это делает процессор. Для большинства пользователей они более удобны, поскольку для того, чтобы вручную установить параметры зарядки, эти параметры, по крайней мере, должны быть известны. Однако дешевая автоматика часто вообще не имеет никаких элементов управления, а процесс зарядки можно контролировать только по нескольким светодиодам. Каким током и напряжением он заряжается — загадка.

Все зарядные и зарядные устройства делятся на несколько типов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Трансформаторные зарядные устройства. Эти устройства преобразуют ток сети 220 В в постоянный зарядный ток необходимого напряжения. По сути, они представляют собой комбинацию регулируемого трансформатора и выпрямителя. Они громоздки, обычно управляются вручную и поэтому считаются устаревшими.

Импульсные зарядные устройства. Эти устройства заметно легче и компактнее, обычно оснащены функциями безопасности — как от неправильного подключения, так и от перезарядки аккумулятора, и даже могут контролировать процесс зарядки. Например, когда батарея полностью заряжена, устройство автоматически переключится на поддержание емкости батареи при минимальном токе.

Однако нет смысла возить такие зарядные устройства в автомобиле. Во-первых, они должны быть подключены к сети 220 В. Во-вторых, они не способны быстро зарядить аккумулятор. Поэтому их использование заключается в зарядке аккумулятора в гараже или дома.

ПЗУ со встроенным аккумулятором. Наиболее универсальные устройства, фактически сочетающие в себе зарядное устройство и полноценный свинцовый аккумулятор, который играет ту же роль, что и донорский автомобильный аккумулятор в «прикуривателе». ПЗУ отлично подходят для поддержания напряжения в электрической системе автомобиля, например, для обновления программного обеспечения электронных блоков. Кроме того, эти ПЗУ могут запускать двигатель автомобиля даже при полностью разряженном аккумуляторе. Недостатком является их большой размер и вес, поэтому они чаще всего используются в дилерских центрах и на станциях технического обслуживания. Цены на эти устройства также высоки — они могут стоить до 20 000 рублей.

Конденсаторы ПЗУ. Эти пуско-зарядные устройства более мобильны. Они способны накапливать энергию в конденсаторах, чтобы отдать ее при запуске двигателя. Они способны работать от сети 220 В, но их главное преимущество — отсек для хранения, который позволяет не зависеть от наличия поблизости розетки. Чрезвычайно компактные, они могут запускать двигатель в автономном режиме или заряжать слегка разряженный автомобильный аккумулятор во дворе или на парковке. Часто они стоят недешево — до 10 000 рублей, но их цена зависит от емкости ПЗУ — в продаже можно найти более дешевые аналоги (около 3 000 рублей), заряда хватает на два-три уверенных старта. Из недостатков: не подходит для точной и безопасной зарядки спиртового аккумулятора.

Банк питания — пауэрбенк

Устройство, аналогичное тому, что используется для портативных гаджетов, только большего размера и емкости и предназначенное для работы с 12-вольтовыми устройствами. Очевидно, что Power Bank не может конкурировать с тяжелым свинцовым автомобильным аккумулятором и не вернет к жизни батарею «до нуля». Но этого достаточно, чтобы «взбодрить» севший аккумулятор и помочь ему запустить двигатель.

Сейчас несложно найти такое устройство в продаже, сразу оснащенное зажимами типа «крокодил», емкостью до 20 000 мАч. Еще одним преимуществом Power Bank является его универсальность. Он может одинаково хорошо заряжать ноутбук или смартфон. Однако стоимость такого помощника, как и полноценного автомобильного аккумулятора, — несколько тысяч рублей. Так что, возможно, проще сразу купить новый аккумулятор для вашего автомобиля.

Как правильно заводить машину с буксира

Повторимся: эта процедура не очень полезна для современного двигателя. Но, скорее всего, это не приведет и к его провалу. Но это поможет быстро вернуть автомобиль к жизни и не опоздать утром на работу. В этой операции нет ничего сложного — даже начинающий водитель справится с ней, если вы будете следовать нашим рекомендациям.

  • Прежде всего, вам нужна веревка, достаточно длинная и прочная. С его помощью, используя съемные технологические петли или буксировочные проушины, соедините два автомобиля вместе. Информацию о том, где находится сама съемная проушина и гнездо для ее крепления, можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Петля должна быть вкручена до упора. На узел приходится большая нагрузка, и затянутая петля во время буксировки сулит автомобилю гораздо более дорогостоящие повреждения, чем транспортировка в сервисный центр или покупка нового аккумулятор

  • Включите аварийные огни в обоих автомобилях (если они работают). На буксируемом автомобиле зажигание должно быть всегда включено, иначе он не будет работать.

  • Водитель буксируемого автомобиля должен тянуть трос постепенно и двигаться медленно. Конечная скорость не должна превышать 15-20 км/ч.

  • Буксируемое транспортное средство переводится на «нейтральную» передачу. Будьте осторожны с тормозами — при выключенном двигателе они работают без усилителя, поэтому педаль будет очень тяжелой.

  • Как только вы набрали необходимую скорость, нужно выжать сцепление, включить вторую или даже третью передачу, затем плавно отпустить педаль сцепления, слегка нажать на акселератор и приготовиться к торможению. На инжекторных двигателях, которые разгоняются лучше, чем карбюраторные, следует использовать более высокие передачи — третью или четвертую.

  • При включении сцепления коленчатый вал будет вращаться, и, если все в порядке, после короткого рывка автомобиль должен завестись и продолжить движение самостоятельно. Чем выше передача, тем менее заметен рывок при запуске, а это значит, что и коробка передач, и клапанный механизм будут испытывать меньшую нагрузку.

  • Подав условный сигнал водителю буксира, что все в порядке (с помощью мигающих фар или клаксона), плавно остановите оба автомобиля, чтобы снять трос. Оставьте двигатель работать не менее чем на полчаса, чтобы аккумулятор успел накопить заряд, необходимый для повторного запуска. Если аккумулятор снова «умирает», ищите неисправный генератор переменного тока.

При запуске двигателя «с толкача» трос уже не нужен, но последовательность действий для водителя неисправного автомобиля остается прежней: зажигание, разгон, включение второй передачи, постепенное отпускание педали сцепления и «взятие» работающего двигателя на газ. Важно только, чтобы толкатели проявляли осторожность.

Необходимо разогнать автомобиль либо на ровной дороге, либо на спуске, опираясь только на его металлические части кузова — крышку багажника или задние амортизаторы. Опасно нажимать на окна или фонари.

Кроме того, нежелательно толкать автомобиль сбоку, опираясь на центральную или переднюю стойки. И тем более, когда двери автомобиля открыты. При запуске двигателя ощущается толчок, и легко потерять равновесие и упасть.

Итак, совсем коротко

  • — Ни один аккумулятор, даже самый лучший, не сможет надежно и долговечно работать в автомобиле с неисправной электрической системой. Короткое замыкание, окисленные контакты или утечка тока приведут к его разрядке при неподвижном автомобиле.

  • — Другой распространенной причиной разрядки батареи являются проблемы с зарядкой, связанные с генератором, его приводом или управляющей электроникой.

  • — Первым признаком слабого аккумулятора является вялый стартер (если он работает). Даже если двигатель запустится, это повод для немедленных действий. В следующий раз вам может не повезти.

  • — Самый простой и эффективный способ завести «мертвый» автомобиль — это «прикурить» от другого автомобиля. Для этого в багажнике должны находиться специальные провода. И самое главное — знать, как их использовать. В противном случае вы можете пережечь электронику, что обойдется гораздо дороже, чем новая батарея.

  • — Альтернативным вариантом является автономное пуско-зарядное устройство. Например, Power Bank, который может поддерживать работу основного аккумулятора.

  • — Если у вас автомобиль с ручным управлением, вы можете запустить двигатель с помощью эвакуатора или просто попросив соседа или прохожего подтолкнуть машину. Нужно не забыть включить зажигание, чтобы колеса не вращали коленчатый вал впустую.

Автомобильные аккумуляторы OK: Что они собой представляют и какой из них лучше купить

Источник: auto.ru

Добавить комментарий



👁 480