Клапан EGR — как правильно отключать ЕГР

Пока буржуазные суды расправляются с буржуазными инженерами, не желающими делать автомобили достаточно экологичными, наши сограждане едут на СТО, чтобы отключить систему рециркуляции выхлопных газов. Почему это происходит? Сегодня мы поговорим о том: что такое EGR, почему он выходит из строя и как с ним бороться.

История клапана EGR

Джон Леннон призывал дать миру шанс, лежа обнаженным на кровати во время одной из своих акций протеста. Защитники окружающей среды, которые хотят дать миру хотя бы шанс на борьбу, отнеслись к этому гораздо серьезнее и говорят производителям «душить» двигатели автомобилей до потери сознания. Введение системы EGR (Exhaust Gas RecirculatiOn) должно было снизить содержание NOx (оксидов азота) в выхлопных газах.

Фактически, это единственная задача, которую должна выполнять система рециркуляции отработавших газов. Существует несколько вариантов этой системы, но принцип всегда один и тот же: определенное количество выхлопных газов направляется обратно в двигатель через клапан. Такая рециркуляция снижает температуру сгорания, особенно в бензиновых двигателях. И именно высокая температура является предпосылкой для образования оксидов азота.

Ни на что другое EGR не влияет. Это чисто «экологическая» особенность современного двигателя. К сожалению, срок его службы довольно ограничен, и наступает момент, когда система перестает работать так, как должна (или, если быть более точным, перестает работать вообще). Именно тогда вынос всей системы из системы управления двигателем становится хорошим вариантом. В качестве аргумента стоит упомянуть, что даже в исправном состоянии EGR не работает на высоких оборотах или в аварийном режиме — в таких условиях заводская программа ЭБУ предусматривает его полное отключение.

Зачем нужен клапан ЕГР и как его отключить
Зачем нужен клапан ЕГР и как его отключить

Не стоит бояться отключения EGR: единственным неприятным последствием будет большее количество оксидов азота в выхлопе, но если поставить на первое место неизвестный азот, а на второе — бесперебойную работу автомобиля, то последнее явно возобладает. Потому что экология — экологией, но нервы дороже.

Как и почему перестаёт работать клапан EGR?

Существует несколько вариантов типичных неисправностей EGR. К ним относятся: заклинивание клапана, обрыв цепи привода или датчика положения клапана, неучтенный забор воздуха (или утечка). Также внутри каждого варианта можно выделить несколько типов отказа, поэтому рассмотрим каждый из них отдельно.

Наиболее распространенным случаем является заклинивание клапана ЕГР

Все мы знаем, что при сгорании топлива образуется сажа. Со временем количество сажи, оседающей в клапане, затрудняет его движение. И клапан, конечно же, заклинивает. Есть два варианта: либо она остается закрытой, либо открытой. Это вопрос удачи, и вам повезет больше, если клапан останется в закрытом положении. По крайней мере, в этом случае сажа не попадет в двигатель. Кстати, иногда практикуется отключение EGR таким образом — просто программно закрыть клапан. Почему это не лучший способ, будет объяснено позже.

Клапан ЕГР
Клапан ЕГР

Открытое положение плохо прежде всего тем, что все отходы сгорания попадают прямо в цилиндры. Если посмотреть на работу EGR, то можно увидеть интересную картину: во многих режимах работы двигателя клапан закрыт и не принимает участия в работе двигателя — например, на высоких оборотах и при большой нагрузке. Говоря прямо, закрытое положение более естественно и не приносит вреда. Если, конечно, неисправность EGR не влияет на работу других систем, которые могут быть связаны с рециркуляцией.

Поскольку заклинивание клапана является наиболее распространенной неисправностью EGR, давайте рассмотрим, что чаще всего его вызывает и как можно попытаться отсрочить разрушение клапана.

Конечно, общеизвестно, что плохое качество масла и нестабильное топливо — главные враги клапана. Это в большей степени относится к дизельным двигателям, хотя в значительной степени применимо и к бензиновым двигателям. Хотя нас уверяют, что качество бензина и дизельного топлива соответствует европейским стандартам, это относится только к крупным сетевым АЗС, а не ко всем. Рынок заведомо плохого топлива, как бензина, так и дизельного топлива, в России по-прежнему существует и даже процветает.

Клапан ЕГР в автомобиле
Клапан ЕГР в автомоибиле

Важным условием длительного срока службы EGR является качественное и своевременное техническое обслуживание. Очевидно, что забитый сажевый фильтр и масло, которое последний раз менялось в тот же день, что и падение Берлинской стены, не способствуют долговечности EGR. Кстати, в хороших условиях система может прослужить 150-180 000 километров. Правда, он должен был быть нормальным с самого начала, а не структурно дефектным, как, например, в некоторых SsangYongs.

Второй распространенной причиной является отказ двигателя. Здесь может быть множество вариаций. Любая причина, увеличивающая дымность выхлопа, гарантированно сокращает срок службы EGR. Например, загрязненный воздушный фильтр, утечки наддувочного воздуха, негерметичный инжектор или заклинившие поршневые кольца. Это очень важный фактор, особенно для тех, кто будет восстанавливать ЕГР по убеждениям. Ремонт обычно стоит недешево, поэтому прежде чем браться за систему рециркуляции, необходимо убедиться, что сам двигатель находится в хорошем состоянии. В противном случае в ближайшем будущем вы, скорее всего, снова столкнетесь с заклинившим клапаном.

Наконец, самой парадоксальной причиной заклинивания клапана является самоубийство клапана. Да, удивительно, но клапан EGR имеет конструктивную тенденцию к самоубийству. Здесь нам снова нужно немного углубиться в физику работы двигателя. Давайте вообще не будем делать много, просто сделаем небольшой акцент на процессе.

Разобранный EGR

Итак, изобразим график, на одной оси которого будет температура сгорания смеси, а на другой — уровень оксида азота и интенсивность твердых частиц (появление частиц в выхлопе). Если построить кривую NOx, то она будет увеличиваться с ростом температуры. Напротив, кривая, показывающая количество частиц сажи, будет падать. Они пересекутся в определенной точке.

Сложность заключается в том, что чем меньше оксидов азота в выхлопе, тем лучше для окружающей среды, но тем хуже для двигателя — выбрасывается больше твердых частиц. Задача инженеров — найти оптимальный баланс: снизить NOx и не сократить срок службы двигателя. В любом случае, это будет компромисс, и чем меньше оксидов в выхлопе, тем сложнее будет забить клапан EGR сажей. Таким образом, получается, что система разрушает себя во время работы, исключительно выполняя свою работу по снижению NOx в выхлопе. К сожалению, от этого никуда не деться.

Вторая ошибка, менее распространенная, заключается в неисправности привода или цепи датчика положения клапана. В этом случае ошибка проявится как расхождение между заданным и фактическим положением клапана. Однако в первом случае будет то же самое, поэтому диагностика должна быть проведена правильно, а не где попало.

И, наконец, третья ошибка — неучтенный воздух. В данном случае речь идет о простой утечке в системе.

Поскольку характер неисправностей во всех трех случаях различен, методы ремонта и, частично, диагностики также различны. Конечно, они также зависят от конструкции двигателя. Неисправности EGR часто сопровождаются неисправностями измерения расхода воздуха, например, неисправностью датчика расхода воздуха (MAF-сенсора). А в старых системах с вакуумным управлением могут возникать ошибки турбонаддува. Поэтому к диагностике следует относиться серьезно.

Итак, допустим, мы нашли неисправность и теперь хотим от нее избавиться. Как мы можем это сделать?

Решение проблем с EGR

Я не поклонник маркированных списков, но здесь они приходятся как нельзя кстати. Таким образом, неисправность можно устранить следующими способами:

  • замена клапана на новую оригинальную деталь;
  • используя китайские эквиваленты;
  • удаление EGR из системы путем отключения программного обеспечения;
  • программное отключение клапана.

Мы уже говорили о первом методе. Он не самый простой и не самый дешевый, но он имеет право на существование. Самое главное, что нужно помнить: если система вышла из строя раньше срока (сто тысяч миль или меньше), то, скорее всего, проблема в двигателе. Ее необходимо найти и устранить, иначе замена клапана может повториться в ближайшем будущем, и вы просто выбросите деньги на ветер. Точнее, на выхлопе.

О втором методе мы вообще не будем говорить. Комментариев нет вообще.

Самым дешевым и надежным является третий способ. Это то, что вы обычно используете, когда отсоединяете EGR.

Поэтому здесь необходимо разделять механическую и программную части работы. Что вам нужно сделать с механикой?

В основном, работа сводится к перекрытию потока через клапан. Первое, что необходимо сделать, это установить заглушку. Многие думают, что это легко сделать. Отчасти это так. Однако не пытайтесь поставить на пути горячих выхлопных газов пробку из тонкого паронита или пивную банку. Такие стояночные свечи перегорают очень быстро, иногда вообще держатся до первого хорошего нажатия на педаль акселератора. Заглушка должна быть изготовлена из стали, предпочтительнее из нержавеющей стали, и иметь толщину не менее 2,5-3 мм.

Если приварить клапан или снять его и установить диффузор обычно не составляет проблем, то снять клапан вместе с радиатором может быть непросто. Если клапан имеет собственный радиатор, впускные и выпускные патрубки EGR просто заглушаются. Это относится, например, к двигателям BMW серии M. Но двигатели Volkswagen или BMW N Series, например, не имеют независимого контура; здесь система охлаждения должна быть «закольцована».

Проверка работоспособности клапана ЕГР
Проверка работоспособности клапана ЕГР

Если с механической частью работы большинство мастерских справляется, то ошибки в программной части случаются регулярно. Что же делать с этим программным обеспечением?

Во-первых, клапан должен быть запрещен к открытию. Здесь все вроде бы понятно, если программист знает, как найти нужные вкладки EGR в прошивке, но дальше все может быть гораздо сложнее: необходимо исключить ошибки в EGR, то есть полностью удалить его из программного обеспечения.

Здесь некоторые программисты немного перегибают палку и удаляют все, до чего могут дотянуться. Их вмешательство часто затрагивает всю диагностическую систему, после чего устранение последствий становится долгим и сложным процессом. И, как правило, дорого (время — деньги, конечно).

Кроме того, следует отключить режим неисправности, который отправляет сообщение о том, что EGR не работает. Наконец, на некоторых автомобилях вам необходимо перекалибровать воздушные карты (поток воздуха через MAF), если программное обеспечение не делает это автоматически. Иногда об этом тоже забывают, и ЭБУ сходит с ума, пытаясь понять, какой воздух поступил, откуда взялось столько кислорода и что теперь делать с этой непонятной смесью.

Теперь последний метод — выдать программную команду на закрытие клапана EGR. Этот метод может использоваться не всегда. Например, это оправдано, если физический доступ к ЕГР затруднен из-за конструктивных особенностей автомобиля. И это совершенно невозможно, если клапан уже закупорен: программное обеспечение не будет перемещать клапан. Есть только один вариант — разобрать его и сделать все вручную.

Надежность этого метода не всегда абсолютна. Во-первых, потому что не всегда можно гарантировать, что клапан полностью закрыт. Это может привести к попаданию сажи и других продуктов сгорания в цилиндры, а также к попаданию неопределенного количества воздуха через неплотно закрытый клапан. Поэтому все же предпочтительнее отключить EGR полностью: механически и программно одновременно.

Отключать или нет ЕГР

И последний вопрос: когда нужно удалять EGR? Предположим, что нам удалось убедить вас в том, что ничего плохого не случится, если вы полностью избавитесь от этой капризной системы. Когда лучше всего это делать?

Я уже говорил о ресурсе клапанов: до 150 км при хорошем обслуживании вам не нужно беспокоиться об этом. Если обратиться к статистике, то около 80% обращений в сервисную службу приходится на дизельные автомобили из-за неисправности системы EGR, и только 20% — на бензиновые автомобили. Что логично, поскольку в дизельном топливе больше сажи.

В любом случае, вы обязаны следить за состоянием своего двигателя. Своевременная замена масла, фильтров, качественного топлива — обязательное условие. Но со временем что-то начинает изнашиваться. И хотя форсунку можно отремонтировать или заменить (хотя это тоже довольно дорого для большинства дизельных двигателей сегодня), вероятно, не очень разумно заменять кольца без явных признаков износа двигателя только ради ЕГР. Кроме того, срок службы поршнево-цилиндровой группы больше, чем у клапана EGR, который регулярно выходит из строя даже при незначительном и далеко не критическом износе блока цилиндров. Приходится сделать неутешительный вывод: восстановление эффективности EGR часто экономически неоправданно и практически бесполезно.

В то же время не стоит забывать, что система рециркуляции не всегда виновата в появлении лампочки «Check engine» и аварии. Причину этих досадных явлений можно определить только с помощью диагностики — так же, как и причины чрезмерной дымности, плохой динамики и повышенного расхода топлива.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 421