Увеличивается расход масла после удаления катализатора. Причины масложора

Некоторые производители приучили нас к тому, что каталитический нейтрализатор — это зло, которое следует вырезать как можно скорее. Иначе керамическая пыль в цилиндрах, потертости и все прочие радости, о которых говорят на форумах, пишут в журналах и которыми отцы-автомеханики пугают своих непослушных сыновей. Многие водители соглашаются на ампутацию этого экологического придатка, но потом приходят в ужас от содеянного: двигатель начинает есть масло с невероятным аппетитом. Это из-за удаленного каталитического нейтрализатора?

Всё-таки катализатор или нейтрализатор?

Время от времени они пытаются смутить нас в комментариях. Перестаньте называть катализатор катализатором — говорят они. Это неправильно, некорректно и вообще «отвратительно». Давайте сначала уточним, можно ли назвать эту часть катализатором. Давайте начнем с курса химии.

Работа нейтрализатора (или катализатора) заключается в снижении NOx и несгоревших углеводородов. Это можно сделать в два этапа. Во-первых, необходимо отделить NOx от водорода. На первом этапе реакция происходит в нейтрализаторе, который можно записать следующим образом:

2NO => N2 + O2 или 2NO2 => N2 + 2*O2

Таким образом, вместо вредных оксидов азота мы получаем абсолютно безвредные азот и кислород. Обратите внимание, что здесь происходит реакция восстановления.

Вторая стадия — это реакция окисления, где углеводороды CO вступают в реакцию с кислородом, высвобожденным в первой реакции. Тот, кто хорошо учился в школе, поймет следующее обозначение: 

2CO + O2 => 2CO2

В результате получается безвредный азот и обычный углекислый газ. И все это было бы невозможно без катализатора — вещества, которое ускоряет химические реакции, но не участвует в них. 

Платина, родий, палладий и даже золото могут выступать в качестве катализаторов в нейтрализаторе. Без них процесс был бы невозможен, и вся начинка нейтрализатора — это катализатор, который выглядит как слой драгоценных металлов, напыленных на керамические соты. Нейтрализатор — это не только каталитический блок, но и корпус, лямбда-датчики и корпус изолятора. Керамический блок — катализатор реакции — «пылится» в цилиндрах, вместо всего нейтрализатора, поэтому обычно говорят об удалении катализатора, иногда — о замене его на пламегаситель. Чтобы избежать путаницы: эту штуку можно с тем же успехом назвать катализатором.

Нейтрализатор, встроенный в выпускной коллектор, называется каталитическим преобразователем. Так что и здесь нет ошибки в терминологии.

Что не так с катализатором?

Первые каталитические нейтрализаторы теоретически были установлены еще в 1975 году. Однако они не вызывали серьезных проблем, и до недавнего времени никому и в голову не приходило, что каталитический нейтрализатор может стать причиной истирания и маслянистого сгорания. Дело в том, что нейтрализаторы находились далеко от блока цилиндров — в выхлопной системе, где-то под шасси автомобиля. Да, каталитический нейтрализатор тоже может умереть: засориться и разрушиться. 

В этом случае страдания водителя незначительны: автомобиль хуже управляется, но двигатель остается целым и невредимым. Также может раздражать получение ошибки от лямбда-зондов, которые не понимают, что происходит с количеством кислорода. Решение элементарно — вырезать катализаторы, прошить ЭБУ под Евро-2 или установить на лямбда-зонды обманку, имитирующую нормальную работу катализатора. 

Ситуация стала намного хуже, когда каталитические нейтрализаторы начали устанавливать близко к блоку. Если основание каталитического нейтрализатора было разрушено, керамическая пыль попадала в цилиндры. Удивительно, что до сих пор есть люди, которые убеждены, что пыль из выхлопных газов не может попасть в воздухозаборник. Говорят, что эти протоки никак не пересекаются. На самом деле, они очень хорошо пересекаются друг с другом. Например, когда клапаны перекрываются — поршень приближается к верхней мертвой точке, когда впускной клапан уже открыт, а выпускной еще не закрыт. Или через ЕГР. 

Расход масла после удаления катализатора
Расход масла после удаления катализатора

По всей вероятности, неверие в возможность попадания керамической пыли в цилиндры отчасти объясняется тем, что инженеры по гарантии одного корейского бренда (а может, и не одного) в свое время всеми силами пытались убедить жертв каталитического нейтрализатора, что выход из строя этого чудо-компонента не может привести к образованию потертостей. Но гарантия на каталитический нейтрализатор составляла всего тысячу километров (несколько лет назад она стала длиннее), и было предложено заменить умерший двигатель за свой счет. В общем, керамическая пыль может попасть в цилиндры, это факт, и с ним нечего спорить, поэтому давайте не будем разводить себя на эту тему и двигаться дальше.

Как избавиться от проблем с катализатором

Керамический каталитический нейтрализатор рано или поздно выходит из строя в любом автомобиле. Но опасность представляют в первую очередь те, которые находятся на выпускном коллекторе на расстоянии 15-20 см от головки цилиндра. Существуют также двигатели, в которых каталитический нейтрализатор удалось установить в выпускном коллекторе, встроенном непосредственно в головку блока цилиндров. Со временем появляется все больше двигателей с каталитическими нейтрализаторами (потому что они экологичнее — быстрее нагреваются), и проблема становится все более распространенной. Мировой автомобильный менталитет начал искать способы борьбы со злом.

Конечно, лучшим способом является установка нового каталитического нейтрализатора. Но его цена настолько неприлично высока (десятки тысяч рублей), что согласиться на такую замену могут только Онассис, Рокфеллер и другие завистливые богатые дяди. А учитывая, что каталитический нейтрализатор может умереть даже после 20 000 пробега, обычные люди идут другим путем. Менее законно, но более рационально — путем удаления каталитического нейтрализатора.

Это практикуется уже давно и, в целом, успешно (есть некоторые исключения, о которых я скажу ниже). Самое главное здесь — вовремя выполнить эту не совсем законную операцию. Этот вопрос сложнее, чем кажется. И постепенно мы подходим к главному вопросу: может ли удаление каталитического нейтрализатора увеличить расход масла? Можно! Но только в том случае, если его удаляют слишком поздно.

На практике это выглядит следующим образом. В сервисный центр поступает автомобиль с забитым каталитическим нейтрализатором. И неважно, японский он, корейский или немецкий (хотя у последних гораздо меньше проблем с каталитическим нейтрализатором). Они разрушают двигатели своими собственными способами, более европейскими технологическими). Жалобы — отсутствие тяги и ошибки датчика кислорода. Двигатель «набирает обороты» неохотно (это важно), автомобиль страдает от недостатка динамики. 

Выход из строя каталитического нейтрализатора
Выход из строя каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор засоряется до состояния кирпича. Она удаляется, предпочтительно с помощью коррекции прошивки. И машина начинает работать. Через некоторое время его владелец возвращается с жалобой на появившийся «расход масла». В большинстве случаев причина очень проста: керамическая стружка уже попала в двигатель и сделала свое грязное дело. Однако двигатель не очень охотно реагировал на педаль акселератора и поэтому не очень сильно разгонялся. Часто он вообще не мог разогнаться в красной зоне. Как только причина избыточного давления в выхлопной трубе была устранена, водитель начал разгоняться немного сильнее, и, что самое главное, двигатель стал лучше реагировать на педаль акселератора. Расход масла в противотуманном двигателе сильно зависит от частоты вращения коленчатого вала. Поэтому у меня сложилось впечатление, что «расход масла» появился только после удаления катализатора. Хотя в таком случае это почти всегда происходило раньше: поршень уже был разрушен пылью. 

Поэтому удаление каталитического нейтрализатора после того, как он уже сильно поврежден, часто бесполезно. И прежде чем вырезать его, стоит проверить цилиндры с помощью эндоскопа. Если есть ссадины, то пить боржоми уже поздно, а активная езда только усилит «маслянистое жжение». Кроме того, нынешний расход масла способен убить простой каталитический нейтрализатор — масляный туман с присадками из-за повышения давления в картере заблокирует его достаточно быстро.

Надо сказать, что в данном случае увеличение расхода масла очень и очень косвенно связано с удалением каталитического нейтрализатора. Однако бывают ситуации, когда скорость смазки начинается именно из-за удаления каталитического нейтрализатора.

Мои друзья в различных сервисных центрах вспомнили только один двигатель, который так болезненно переносил эту процедуру — Chrysler Pentastar. 3,6-литровый V-образный двигатель можно найти под капотом Jeep Wrangler и Grand Cherokee, а также некоторых моделей Chrysler, Ram и Dodge. Каталитический нейтрализатор находится в коллекторе, встроенном в головку блока, поэтому со временем он начинает «пылить» в цилиндрах. Конечно, многое зависит от специфики эксплуатации и качества бензина, но обычно при пробеге в 100 000 км наступает время вырезать каталитический нейтрализатор. 

Разрешение двигателя от катализатора
Разрешение двигателя от катализатора

Честно говоря, никто из специалистов не смог дать четкого ответа, почему именно Pentastar так критичен для удаления каталитического нейтрализатора. Скорее всего, дело действительно в противодавлении, которое создает каталитический нейтрализатор. Без него расход масла становится больше, поэтому после удаления каталитического нейтрализатора его приходится создавать искусственно — путем установки пламегасителей или других устройств, создающих барьер для выхлопных газов. 

Удалять катализатор или нет?

Многие сталкиваются с проблемой маслянистости после удаления нейтрализатора, и почти все объясняют это недостатком противодавления. Но специалисты, разобравшие десятки (если не больше) двигателей с повышенным аппетитом к маслу, уверены в обратном: двигатель в хорошем состоянии после удаления каталитического нейтрализатора не будет есть масло литрами (если это не Pentastar). Однако убедить сторонников теории противодавления невозможно. Эти сектанты так же упрямы, как и те, кто не верит в возможность попадания керамической пыли в цилиндры.

Итак, вывод: можно ли удалить каталитический нейтрализатор или нет? Если отбросить этику, то можно. А для некоторых людей это даже необходимо. Например, все корейские автомобили с двигателями Gamma и Theta или Nissan и Infiniti с двигателями VQ, QR, VK45, VK50 и VK56. Они имеют плохие каталитические нейтрализаторы и неудачно расположены. Таким образом, существует довольно много примеров с потертостями от керамической пыли. Там их удаляют без последствий. Но опять же — только в условиях полностью обслуженного двигателя. Если у вас уже есть нефть, она, скорее всего, станет еще более ценной. И вам очень захочется обвинить тех, кто удалил каталитический нейтрализатор.

Но лучше, конечно, постараться продлить срок службы каталитического нейтрализатора. Основной причиной его раннего выхода из строя является неисправная система зажигания, позволяющая бензину догорать в выхлопных газах. Сломанные свечи зажигания, неисправные катушки, некачественный бензин — все это значительно сокращает срок службы каталитического нейтрализатора. 

продлить срок службы каталитического нейтрализатора
продлить срок службы каталитического нейтрализатора

Холодный запуск и езда с холодным двигателем также вредны для него. Поэтому, если зимой вам приходится совершать короткие поездки из дома на работу и обратно, обязательно прогрейте двигатель перед поездкой.

И последний совет — не ездите по лужам. Если нейтрализатор находится под полом, он может сломаться из-за резкого изменения температуры. Правда, он практически не влияет на количество пыли в цилиндрах: как я уже говорил, каталитический нейтрализатор, установленный далеко от двигателя, и не может его убить.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 318