Наступила зима, а с ней и традиционный всплеск интереса к оборудованию, позволяющему утром садиться в теплую машину с чистыми стеклами, а не соскребать иней на окнах гусиными лапами. «Колёса» выяснили, что не говорят автовладельцам установщики систем подогрева стартера и сигнализации с автозапуском.
Предпусковой подогреватель – что это такое и как он работает?
Предпусковой подогреватель — это устройство, предназначенное для повышения комфорта водителя и пассажиров автомобиля, а также для значительного продления срока службы самого дорогого компонента в автомобиле — двигателя. В регионах с суровым климатом к комфорту и долговечности добавляется местный насущный вопрос: необходимая возможность завести машину утром, если ночью было минус сорок градусов ниже нуля.
Эти устройства часто называют «вебастами», поскольку имя самого известного производителя давно стало таким же печально известным, как пресловутые «Xerox» или «Jeep». Котел автономного отопителя доводит двигатель до рабочей температуры в холодные дни без его запуска. В результате двигатель запускается уже прогретым, что значительно продлевает срок его службы, водитель может сразу же начать движение, а температура в салоне становится комфортной всего за несколько минут.
Как правило, большинство производителей предлагают все модели стартерных подогревателей в бензиновом и дизельном исполнении для установки на автомобиль с любой системой питания двигателя. Конструктивно печь представляет собой устройство среднего размера, примерно размером с трехлитровую банку, внутри которого находится камера сгорания, нагнетатель воздуха для сжигания топлива, топливный насос, камера нагрева жидкости и насос. Обычно блок устанавливается под капотом или в углублении переднего бампера, два шланга подключаются к системе охлаждения двигателя, а топливная магистраль направляется в стандартный топливный бак. На нагреватель посылается сигнал-команда для его запуска. Либо с таймером в салоне по расписанию (самый простой вариант: двигатель прогревается до заданной температуры за 15-20 минут до поездки на работу/с работы), либо с помощью пульта дистанционного управления или GSM-модуля. Чаще всего, однако, отопитель подключается к свободному каналу автомобильной сигнализации, многие из которых изначально имеют функцию управления таким оборудованием.
Кроме того, в нашей стране обогреватели традиционно конкурируют с сигнализацией дистанционного запуска двигателя — таковы реалии нашей малообжитой географии. Многие грубо ошибаются, полагая, что распространение сигнализаций с автозапуском — это эволюция, решение, пришедшее на смену отопителю. Но это не так. Напротив, это скорее аналог компромисса, популярность которого обусловлена низким доходом. Давайте попробуем подробно разобраться в преимуществах и недостатках этих двух вариантов, чтобы обеспечить комфорт в автомобиле зимой!
Плюсы и минусы сигнализации с АЗ и предпусковых подогревателей
Сигнализации с автозапуском:
Плюсы:
- Доступная цена на оборудование и установку
- Одна система отопления для двигателя и пассажирского салона
- Управление без ограничения расстояния, если поддерживается GSM-модуль
Минусы:
- Повышенный расход топлива
- Износ двигателя из-за холодного запуска
- Сложности с парковкой рядом с домом из-за выхлопных газов и шума двигателя
- Потенциальный риск штрафа за парковку с работающим двигателем
Предпусковые нагреватели:
Плюсы:
- Увеличение срока службы двигателя (и автоматической коробки передач) за счет теплого запуска
- Минимальное количество выхлопных газов и бесшумная работа
- Экономия топлива и денег
Минусы:
- Относительно высокие затраты на оборудование и установку
- Еще более высокая стоимость в версии с дистанционным управлением
- Еще выше стоимость в версии, которая нагревает не только двигатель, но и салон автомобиля
Но это был только набросок — теперь давайте посмотрим на детали!
Цены и деньги
Стартовая цена охранной системы с дистанционным запуском двигателя сегодня начинается от 15 000 рублей за версию с брелоком, и от 20 000 за версию с управлением через телефон и мобильное приложение. Разумеется, это цена оборудования с квалифицированной установкой «под ключ» сертифицированными дилерами, а не сантехниками Ю-ду. Возможно, есть и более бюджетные предложения, но мы по-прежнему делаем ставку на продукты от «пятерки» лучших производителей, а не тех, чьи названия звучат как из дешевых боевиков 1980-х годов.
Самый доступный вариант обогревателя, на удивление, стоит не так катастрофично, как пугают завсегдатаи гаражных дискуссионных клубов.
«Вебасто» и их аналоги уже давно преследует миф о том, что они относятся к категории премиум и недоступны обычному автовладельцу, и этот миф ошибочен. Базовая установка Webasto Thermo Top Evo Start, например, обойдется примерно в 40 000 рублей, что на самом деле всего в два раза дороже самой дешевой GSM-сигнализации. Кроме того, существует множество систем сигнализации за 30 000, 40 000, 50 000 рублей и даже больше.
Расход топлива
Расход топлива на прогрев двигателя — фи, скажете вы, еще не хватало, чтобы нам эти смешные копейки считали! Наверное, каждый из нас видел на дисплее бортового компьютера автомобиля расход топлива на холостом ходу — для двигателей объемом 1,5-2 литра в диапазоне 0,8-1,2 литра в час! Примем эту цифру за литр. Прогрев на автозапуске при минусовой температуре занимает у нас двадцать минут — это примерно 14 рублей за 0,3 литра 95-го бензина.Но 14 рублей — они смешны только сами по себе, здесь и сейчас…. А цыплят, как известно, считают оптом и в конце сезона.
Итак, проще говоря, предположим, что в будние дни мы ездим на работу на машине и как минимум два раза в день прогреваем автомобиль дистанционно с помощью сигнализации. Если рассматривать период с ноября по март, то на такое отопление уйдет около 3 000 рублей. Хотя на самом деле это гораздо больше! Дело в том, что тот же литр в час на холостом ходу — это аппетит разогретого до рабочей температуры двигателя. Замерзший двигатель всасывает примерно в два раза больше — за 20 минут он израсходует около 0,6 литра. А это уже шесть тысяч рублей за сезон.
А печка за те же 20 минут съедает в два раза меньше топлива — 0,15 литра. А на зиму ему потребуется бензин стоимостью не более 1500 рублей. Ну, 1500 и 6000 — это приличная разница…. И это в условиях средней полосы. В холодных регионах, таких как Красноярск, Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д., в большинстве холодных сезонов не прогревают автомобиль перед запуском и вообще не дают ему остыть, запуская двигатель ночью с интервалами по запрограммированному таймеру или датчику температуры. В этом режиме стоимость нагревателя может окупиться за счет экономии топлива в первые несколько лет эксплуатации.
Где гореть топливу?
И сигнализация с автозапуском, и подогреватель стартера обеспечивают прогретый двигатель и возможность практически сразу сесть в автомобиль и уехать. В обоих случаях тепло поступает от сжигания топлива. Но где технически лучше сжигать топливо для обогрева двигателя и салона: непосредственно в цилиндрах двигателя или внутри котла воздушного отопителя?
Многие считают, что холостой ход — самый щадящий режим с точки зрения потери ресурса двигателя, и что двигатель с хорошим современным маслом вряд ли будет изнашиваться без нагрузки. К сожалению, это не так… Режим холостого хода, а тем более во время прогрева, является едва ли не самым вредным для двигателя. Происходит интенсивное закоксовывание поршневых колец и клапанов, которое усугубляется, если после прогрева вы двигаетесь вяло, а не с ветерком. На изоляторах свечей зажигания образуется слой нагара. Низкое давление в масляной системе (если двигатель не оснащен насосом переменного объема) препятствует проскальзыванию в подшипниках.
Нагрев блока двигателя, где сгорание происходит без движения поршней и валов, позволяет избежать этих проблем и предотвратить пробуксовку двигателя, сохраняя его ресурс. Период масляного голодания, потери компрессии, затрудненного запуска — все, что сопровождает уставший двигатель, — явно затягивается. Ускоренный прогрев коробки передач также имеет место и весьма полезен — прежде всего для вариаторов. Все это особенно актуально, если у вас не подбитый ВАЗ или старая «лицензионная машина», а новый автомобиль, купленный с расчетом на долгую и беспроблемную эксплуатацию. В холодных регионах Сибири такой уход за автомобилем еще более актуален, а подогреватель — разумное вложение в собственное «железо».
Запах и шум
Выхлопные газы современного двигателя практически незаметны для обоняния и визуально. Но только при рабочей температуре! Замерзший двигатель, работающий на обогащенной смеси и с непрогретым каталитическим нейтрализатором, издает удушливый запах. Он не потребляет топлива на холостом ходу в два раза больше, чем горячий one…..
И эта вонь автозапуска систематически проникает в квартиры ваших соседей по утрам. Да, кому-то, конечно, не наплевать на окружающих («У кого два больших пальца, а у кого… задница? Правильно, это Боб Келсо!». (c) из сериала «Scrubs»). Однако мне хотелось бы думать, что это не для всех. В любом случае, в приличных поместьях это не принято…. Ах да, при определенном расположении автомобиля на парковке, даже фары во время отопления светят в окна первого этажа темными зимними утрами, что также не способствует культурным отношениям между людьми и отсутствию вежливости.
Штрафы
Как вы думаете, почему в Европе не распространены автомобильные сигнализации с автоматическим запуском, а вместо них все используют обогреватели? Потому что прогрев автомобиля на парковке строго наказывается. И хорошо развитая и утонченная система…. эээ… социальная ответственность (как мы называем ее иначе), не позволяет рассчитывать на молчаливую солидарность соседей. Напротив, они заявят на вас в полицию гораздо быстрее, чем полные незнакомцы….. Потому что, как говорится в известном анекдоте, все так и есть, стоп.
Это может удивить некоторых людей, но у нас есть штраф за парковку с работающим двигателем. Она содержится в статье 12.28 КоАП РФ о нарушениях правил дорожного движения в жилых зонах, статье 12.19 КоАП РФ о парковке и остановке, а также в пункте 17.2 Кодекса дорожного движения. Выбор формулировки и, соответственно, размер штрафа является гибким. Вы можете получить штраф в размере 500 рублей или даже 1 500 рублей. А в двух столицах — даже за 3 000 рублей….
Будем честны: в нашей сфере ходьбы социальная ответственность еще слабо развита, а многие запреты даже не отслеживаются. Но реформы уголовного законодательства и методы контроля, как мы знаем, динамичны и развиваются. Помните ли вы, как не так давно, например, мы легко парковались с «фарами опасности» вдоль бордюра у метро в три полосы, чтобы просто попасть в магазин? Осмелитесь ли вы сегодня? То же самое… А недавний запрет на курение на балконе? Вы не могли даже мечтать об этом, а теперь вас уже наказывают….. Так что вполне возможно, что прогрев автомобиля с помощью автозапуска в какой-то момент в будущем станет довольно дорогим удовольствием.
Так что же лучше?
Выявив плюсы и минусы обеих концепций (автозапуск и стартерные подогреватели), мы придем к выводу, что лучшим вариантом является (внезапно)…. тандем!
Да, приходится признать, что в настоящее время и в будущем наилучшим вариантом в бытовых условиях является сочетание базовой модификации автомобильного отопителя и автомобильной сигнализации с GSM-запуском и управлением через GSM-канал и мобильное приложение. В этом тандеме отопительный прибор управляется системой сигнализации с определенной конфигурацией настроек (и, возможно, некоторыми дополнительными элементами).
Чтобы понять, почему это так, необходимо привести три неоспоримые аксиомы:
- Опциональная автомобильная охранная система сама по себе необходима с точки зрения безопасности, а в варианте с дистанционным управлением по телефону она дает резкое повышение комфорта автомобиля любого класса и стоимости. Мачта, говоря по-другому.
- Подогреватель — очень полезная и выгодная опция, но для большинства владельцев автомобилей он обычно доступен только в базовой комплектации и имеет только подогрев двигателя без подогрева салона и запуска по таймеру или вручную. Любые другие модификации и опции увеличивают стоимость оборудования.
- Webasto и его аналогами можно управлять в сервисном меню самых современных моделей систем безопасности. Если нет возможности прямого управления нагревателем, существуют дополнительные модули сопряжения.
Что дает нам комбинация базового обогревателя и GSM-сигнализации? Он обеспечивает максимальный комфорт и удобство использования при минимальных затратах. Ну с минимумом — по отношению к определенному уровню комфорта, конечно. Вы можете не вкладывать ни копейки, открывать дверь ключом и прогревать машину, сидя в ней на коврике «Емеля». Установщик настраивает сигнализацию на управление отопителем по запросу — вы посылаете команду, отопитель нагревает двигатель, который затем запускается, и обычная система вентиляции быстро нагревает автомобиль. Оптимальным вариантом для системы сигнализации является запуск двигателя при определенной температуре после его прогрева. Однако некоторые системы требуют отправки двух команд: сначала включить Webasto, а затем запустить двигатель. В любом случае, вывод таков:
- Вы садитесь в теплую машину и сразу же начинаете движение.
- Время работы двигателя на холостом ходу минимально
- Срок службы двигателя и коробки передач заметно увеличивается.
- Расход бензина максимально низкий.
- Выхлопы двигателя максимально экологичны и незаметны для соседей по дому.
Источник: kolesa.ru