Радиосвязь в авто – баловство или необходимость?

Есть много статей о рациях в автомобилях… Однако все они в основном посвящены техническим нюансам оборудования, его выбору, настройке и усовершенствованию, а также теории радиосвязи в целом. Почему-то считается, что сама необходимость установки раций в автомобиль — дело решенное и очевидное, хотя это не так! Kolesa.ru подарил рацию «чайнику» и попросил его разобраться — нужна ли она среднестатистическому автовладельцу, или это чисто коммерческий или хоббистский гаджет?

Эффективность рации. Проверим?

Основные пользователи автомобильных радиостанций — кто они? На самом деле, не так уж много ошибок, если классифицировать упрощенно 4 основные категории «пользователей»:

1 — водители такси, которые получают радиовызовы из офиса базы;

2 — водители грузовиков;

3 — джиперы-экстремалы, любители слётов и коллективных выездов в дикую природу;

4 — обычные автовладельцы, которые «что-то слышали о пользе автомобильных радиоприемников».

Сразу скажем, что наша цель — четвертая категория. Люди, которые покупают и устанавливают в своем автомобиле набор коммуникационных устройств:

— без коммерческой или «хобби» необходимости;

— без понимания радиосвязи в целом и CB-радиосвязи в частности.

Но если вы думаете, что мы готовимся к кропотливому обучению «чайников» Основы распространения радиоволн и принципы выбора и покупки радиоприемников, вы ошибетесь! В Интернете много информации, так что ищущий найдет ее! Мы все вполне комфортно пользуемся смартфоном, не имея ни малейшего представления о том, как работает GSM-модуль, MP3-плеер, камера и другие компоненты, верно? Поэтому давайте попробуем игнорировать физику процессов радиосвязи и подойдем к этому чисто с точки зрения потребителя!

Наша задача — понять, нужна ли автомобильная рация обычному автовладельцу, который слышал от друзей, что CB-станция может облегчить ему жизнь, заменив антирадар, навигатор и телефон и сделав дорожное путешествие безопасным и быстрым.

Так ли это?

Для того чтобы выяснить практические преимущества автомобильного радиоканала 27,135 МГц, провели простой эксперимент с радиостанцией (радиостанция в разобранном виде, просто размещенная на нескользящем коврике на подушке и подключенная к прикуривателю + магнитная антенна) и несколько дней ездила по Москве и Подмосковью, чтобы понять, насколько полезен этот гаджет для обычного человека, совершающего рутинные маршруты «дом-работа-магазин-аренда» + выходные в области.

Главной задачей было оставаться беспристрастным и объективным — неопытным в использовании автомобильного радио и озабоченным мифами и легендами, связанными с ним. Мы проверили несколько типичных ситуаций, в которых рация может помочь обычному автовладельцу в его ежедневных поездках и нуждах.

Можно ли с помощью рации узнавать о засадах ДПС?

И да, и нет… Система оповещения между дальнобойщиками на основных дорогах очень эффективна — вы всегда можете услышать о засаде и спросить об этом сами. Однако если вы едете по местной дороге через деревню, где скрываются сотрудники дорожной полиции, вы почти наверняка не сможете узнать о них по радио — маловероятно, что перед вами по этому маршруту проехала машина с радио и все еще находится в радиусе действия радиостанции. В данном случае это как проблесковые маячки — большинство людей мигают одной или двумя машинами, проехав мимо засады, и все. Но моргать нужно долго и упорно, на протяжении нескольких километров и до ближайшего поворота. Но почти никто этого не делает.

Не так просто купить рацию, ведь такая покупка имеет немало тонкостей и нюансов, о которых хорошо осведомлены только профессионалы дела. В последний раз мы приобретали рации hytera из магазина «Midland-rus», и остались очень довольны качеством их работы и дальностью приема сигнала. Шумов практически не наблюдалось!

Рация hytera
Фото предоставлено компанией Midland-ru

Так или иначе, в ходе нашего эксперимента мы своевременно получали информацию практически обо всех засадах на основных федеральных трассах, а один раз нас даже предупредили о засаде с трехногим радаром у деревни на объездной трассе А-107 — переносной радар стоял прямо на выезде из деревни, нацеленный на тех, кто ехал мимо деревни на скорости. Интересно, что полицейские сидели возле штатива в своем личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с палубной краской и синими номерами!

Можно ли с помощью рации узнавать о пробках?

Начинающему радиолюбителю может показаться, что радио мегаполиса — это эффективный инструмент для получения информации о пробках и о том, как их избежать, но, к сожалению, это не так. Вопросы о пробках можно задавать только на основных городских артериях — если мы говорим о Москве, то это прежде всего МКАД. Там вы действительно можете узнать по радио о приближающейся пробке, о том, какая полоса впереди быстрее, и о причинах затора. С другой стороны, на улицах в центре города, где в любом случае больше всего радистов, как правило, нет больших грузовиков, и спросить не у кого.

Вдобавок ко всему, городское радио невероятно «загрязнено» помехами и постоянной рекламой, преследуемой автоканалами, подключенными к радио вместо микрофона через MP3-плеер, магазинами запчастей, автостоянками, складами и автомойками. Итак, воссоздать дорожную ситуацию на московской кольцевой автодороге с помощью навигационного приложения на телефоне действительно проще простого — благо, недавно мы сравнивали платные и бесплатные сервисы и выясняли, какая карта лучше — Google или Яндекс.

Можно ли выяснить с помощью рации качество автозаправки?

Дорога с низкой стоимостью в Подмосковье. Здесь есть АЗС с сомнительным названием «U Maxima» со старыми и грязными топливораздаточными колонками и бензином неизвестного качества. Мы останавливаемся там намеренно и без особой необходимости — просто представьте, что индикатор уровня топлива горит уже около двадцати километров и нам нужно заправиться на станции Maxima.

Как не столкнуться с «неправильным» топливом? Попробуйте спросить в эфире — возможно, кто-то знает эту заправку и скажет вам, что бензин там «левый», и вы не должны заправляться. Или наоборот — «АЗС непрезентабельна, но топливо обычно в порядке»…. Однако полчаса стояния на обочине дороги рядом с Максимой и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не привели — дорога местного значения, тяжелые грузовики по ней почти никогда не проезжают, движение небольшое, мы не могли обнаружить машины с характерными антеннами, которые нам были нужны. Не повезло…

Заправочная станция на главной дороге — останавливаемся и повторяем вопрос. Благодаря тому, что рядом с заправкой находится стоянка дальнобойщиков, где ночуют десятки машин, ответ приходит незамедлительно:

Заливайте его, не бойтесь! Топливо отличное, как и бензин!

Спасибо, конечно, но эта информация, к сожалению, малополезна — крупные сетевые бензоколонки обычно не жалуются на качество топлива, так что эффективность раций в этом отношении сомнительна.

Можно ли с помощью рации запросить топливо?

Вот еще одна ситуация. По словам опытных водителей, мы «выдохлись», не досчитались бензина до ближайшей заправки, переборщили, и двигатель заглох. Мы стоим на обочине дороги и разоряемся — просим пять литров бензина или помогаем доехать с канистрой до ближайшей заправки и привезти топливо.

Ребята, помогите — стою на А-108 между Малиным и Карповым, кончился бензин, пропустил «лампочку». помогите мне!

Они реагируют довольно активно, но все они — грузовики. Они готовы перелить 5-10 литров, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но топливо — только дизель. И нам нужен бензин! Естественно, нет смысла умолять взять меня и мой грузовик, чтобы заправиться и вернуть его обратно — ни один грузовик не остановит свой ход ради этого.

Поэтому мы меняем тактику, ищем в потоке машины с характерными сибилянтовыми антеннами и кричим им:

— Эй, черный Heuer, помоги мне — я стою на обочине дороги в серебристом Volkswagen, ты только что проехал мимо него. У меня кончился бензин! Отнесите канистру на заправочную станцию!

Увы, ответа нет — либо людей нет в эфире, либо их не слышно из-за музыки, либо (что более вероятно) они делают вид, что не слышат….. И их можно «понять и простить». — ситуация сомнительная, возможно, их просят о помощи «серые», мошенники или члены банды GTA, чьи воспоминания еще свежи. Одним словом, будь у нас дизельная машина, проблема была бы решена с помощью дальнобойщиков за 10-15 минут, но с бензиновой «зажигалкой» ничего не вышло….

Итоги и выводы

Подведем итоги. Си-Би сигнал в автомобиле не нужен среднему городскому жителю, чья работа не связана с автомобилем и чьи дальние поездки нечасты. Дискомфорта от этого определенно больше, чем практической пользы. В дополнение к приведенным выше примерам не совсем удачного использования, приведем еще пять недостатков, также выявленных в ходе этого простого эксперимента:

1 — Вы должны слушать радио вместо музыки. И если вы привыкли к Бетховену и Баху, то на смену им придут шипение, треск, реклама и бормотание. Радио похоже на торрент: если вы только скачиваете и не распространяете, система умрет. То же самое и здесь — ко всем этим далеко не всегда ярким шорохам в эфире нужно постоянно прислушиваться, быть готовым отреагировать и помочь. Вы не можете быть просто потребителем информации, ничего не давая взамен.

2 — Рации никогда не следует использовать, если в машине с вами находятся женщины и дети. Шум на антенне часто настолько сильный, что страницы сервисной книжки в бардачке переворачиваются…..

3 — Радио в салоне портит интерьер, создает дополнительную привлекательность для угонщиков, а антенна в движении часто создает гул или свист. С этим можно бороться с помощью новых моделей, предназначенных для скрытого монтажа, звукоизоляции и т.д., но это полумеры.

4 — Радиосвязь — дорогая игрушка, особенно в кризисной ситуации. После подорожания доллара крайне сложно купить радио и антенный комплект дешевле 10 000. К этому следует добавить услуги по прокладке силовых кабелей и настройке антенны. Я даже не говорю о серьезной инсталляции со скрытым монтажом в дорогом автомобиле …. Для «безоружного» гражданина это обойдется в копеечку.

5 — Оборудование для CB-радиосвязи не производится серьезными авторитетными компаниями. Радиоприемники и антенны производятся различными китайскими хакерами — часто как OEM-модели, к которым просто прикреплены различные «бренды». Поэтому вполне вероятно, что через полгода кишки антенны сгниют и потеряют настройку от влаги, а через год станция будет глушиться.

Добавить комментарий



👁 120