Можно ли ставить аккумулятор большей емкостью или нет

Наступили холодные дни и первые ночные заморозки — а это значит, что можно ожидать неприятных сюрпризов от старых батарей, которые еще хорошо работали теплым летом. Когда автовладельцы отправляются в магазин за новыми аккумуляторами, у многих возникает соблазн подумать: почему бы не купить аккумулятор с большей емкостью?

Даже в наше просвещенное время все еще существует и, похоже, не собирается умирать популярный гаражный миф, согласно которому опасно устанавливать аккумулятор с большей емкостью, чем указано на табличке. Стартер сгорит, генератор выйдет из строя, потому что электрическая система автомобиля «рассчитана на аккумулятор определенной емкости».

Но на самом деле емкость батареи может быть любой! 

Она может быть в два, три раза больше, в 5, в 10. Столько, сколько поместится по габаритам под капот. При условии, что она не меньше стандартной емкости. Если вам предстоит такая нервотрепка, вы можете поместить в багажник своего «грузового» Daewoo Matiz 12-вольтовый/225-амперный аккумулятор весом около 60 килограммов и проложить от него толстые провода в моторный отсек. И даже тогда не будет проблем в электрической системе автомобиля — ни со стартером, ни с генератором переменного тока. Стартер включится так же, как это было с оригинальной батареей Matiz на 35 ампер. И генератор будет заряжаться.

Почему? Все очень просто!

Сгорит ли стартер от большого аккумулятора?

Во-первых, об «опасности выгорания стартера». Выражаясь не совсем технически, но понятно — не аккумулятор отдает стартеру ток со всей своей силой, а стартер берет его от аккумулятора — столько, сколько ему нужно. 

Аккумулятор большей емкостью - можно ли ставить взамен штатного
Аккумулятор большей емкостью — можно ли ставить взамен штатного

Имея постоянное собственное сопротивление, он принимает ток от батареи, согласно классическому закону Ома — напряжение батареи делится на сопротивление стартера. И если, скажем, стартер того же Matiz потребляет ток в 100 ампер (относительно говоря) от родной 12-вольтовой батареи емкостью 35 ампер-часов и размером с мешок молока, то те же 100 ампер (не двести, не триста и т.д.) потребляет и огромная 60-килограммовая 225-амперная батарея, вытащенная гипотетически из какого-нибудь грузовика (при условии, конечно, что она тоже 12-вольтовая).

Будет ли недозаряд аккумулятора?

Теперь об «опасности недозарядки». В рамках того же популярного мифа многие считают, что если обычный автомобильный аккумулятор правильно заряжать от генератора переменного тока, то он всегда будет недозаряжен при повышенной емкости. И это тоже категорическая неправда! 

Стартер (и все остальные электрические потребители автомобиля) имеет постоянный и неизменный «аппетит» — для простоты давайте полностью перейдем на кулинарную терминологию. И если представить количество энергии в полностью заряженной батарее как определенное количество воды, то для запуска двигателя стартер «выпьет» из батареи, скажем, один «литр». А генератор восполнит этот «литр» примерно за десять минут движения. Нет никакой разницы, из какой емкости берется этот литр — из емкости на 35 литров или из емкости на 225 литров!  

Для чего нужна повышенная емкость?

На самом деле, в идеальных условиях он не нужен! Если генератор переменного тока и электрическая система автомобиля находятся в хорошем рабочем состоянии, а поездки регулярно пополняют запас стартера, вы можете ездить годами, не заботясь о состоянии аккумулятора — как будто его не существует.

Однако это идеальная ситуация, которая редко встречается в реальной жизни. В действительности, аккумуляторы в автомобилях большинства городских жителей всегда находятся в состоянии незначительного, постоянного недозаряда. Заведите автомобиль (он израсходовал часть запаса энергии аккумулятора), поезжайте, постойте в пробке. На холостом ходу работа генератора неэффективна, а если вы включаете фары, печку, различные обогреватели и прочее, аккумулятор вообще перестает заряжаться.

Разрешено ли устанавливать АКБ повышенной емкости?
Разрешено ли устанавливать АКБ повышенной емкости?

В результате, если для возврата к литрам воды, представляющим собой энергетическое содержание батареи, на накопитель был потрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так происходит каждый день. Если ничего не делать (либо зарядить аккумулятор внешним зарядным устройством, либо хотя бы проехать по длинному маршруту с ветерком и без движения), то через некоторое время двигатель авто не заведется. 

А с батареей повышенной емкости? Вы тоже не начнете! Но это произойдет позже. Неделю спустя. Две недели. Или месяц. В зависимости от избыточных мощностей и многих других факторов. Предсказать дату повышения невозможно. Однако на этот раз «бонус» может помочь очень сильно — например, это может быть дальняя поездка. Или весна наступит вообще….

Когда нельзя поставить батарею повышенной ёмкости?

Часто барьеры могут быть чисто геометрическими. Это в Волге или старом УАЗе под капотом было место для удвоенной батареи, но во многих современных автомобилях место для батареи довольно жестко ограничено — можно установить батарею только со строгими размерами по длине, ширине и высоте. И в рамках этих параметров вы, вероятно, сможете купить батарею только той же емкости, что и была. Ну, максимум пять ампер-часов больше….

Совсем другое дело, если физически возможно получить аккумулятор с большей емкостью, но нельзя «просто пойти и заменить его». — После замены необходимо изменить настройки системы управления двигателем! «Что за чушь!» — спросил бы технически грамотный владелец автомобиля десять или пятнадцать лет назад. И он был бы прав — это действительно похоже на бред, поскольку ранее система зарядки аккумуляторов от генератора была полностью самодостаточной и автономной, а «мозг» автомобиля не вмешивался в процесс. Это остается актуальным для бюджетных автомобилей, но в современных автомобилях среднего класса и выше процесс зарядки аккумулятора становится все более сложным и контролируется интеллектуальной электроникой, «менеджером бортовой сети». 

Работает это так: на кабеле, идущем от аккумулятора к генератору, есть датчик силы и направления тока, на основании которого «мозг» определяет количество энергии, идущей от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). Поскольку в блоке управления хранится исходная емкость аккумулятора, он всегда знает в реальном времени, насколько заполнен аккумулятор. 

Проверка состояния аккумулятора большое ёмкости после использования
Проверка состояния аккумулятора большое ёмкости после использования

Знание состояния аккумулятора важно для автомобиля, оснащенного передовой электроникой и электрикой — с функцией «стоп-энд-гоу» и другими сервисами. Например, система может обнаружить значительное снижение уровня заряда батареи, вызванное длительной ездой в пробке с включенным множеством мощных потребителей электроэнергии, и в определенный момент принудительно отключить некоторые из них по своему усмотрению. Обычно это что-то опциональное, например, обогрев заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, осторожно! Это означает, что вы можете запустить двигатель завтра утром, а не бегать с проводами в поисках прикуривателя….. 

Система также может снижать напряжение, посылая команду генератору, когда батарея полностью заряжена, чтобы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить срок службы батареи. Существует множество других ситуаций, в которых используется «Менеджер электроэнергии», но основой для его правильной работы является знание фактической емкости батареи. 

Если вы просто поставите батарею с большей емкостью, то весь контроль потоков энергии в батарею и из нее будет напрасным, потому что он будет рассчитан на основе другой начальной емкости, неправильной. Поэтому эти данные должны быть запрограммированы в системе — но, к сожалению, для этого обычно требуется диагностическое программное и аппаратное обеспечение дилера. Конечно, если, находясь где-то в отдалении, вдали от официальных служб, вы были вынуждены купить и установить аккумулятор не той емкости, что была, ничего страшного не произойдет — вы заведете двигатель, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут работать исправно. Однако в ближайшее время стоит посетить дилера и «зарегистрировать» новую батарею в системе.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 389