Как правильно тормозить: в городе, на трассе, в повороте

Казалось бы, в нажатии на педаль тормоза нет ничего сложного, особенно если автомобиль оснащен ABS и ESP. Вы наступаете на него и останавливаетесь. Это кажется элементарным. Но тогда почему каждый день в сводках дорожных происшествий мы читаем об очередном «локомотиве» на светофоре, а в выходные дни некоторые пешеходы непременно съезжают с автострады прямо в кювет или под встречный грузовик?

Оказывается, не так просто правильно рассчитать расстояние и дозировать мощность педалирования. В одной из предыдущих статей наш эксперт и инструктор по безопасному вождению Иван Чужмар уже рассказывал о правильном рулевом управлении. Теперь давайте сосредоточимся на замедлении и торможении.

Как правильно замедляться в поворотах?

Давайте начнем с конкретных, практических советов. Если автомобиль оснащен механической коробкой передач, мы можем помочь себе, не выключая сцепление, когда плавно замедляемся перед светофором. Автомобиль замедлится благодаря эффекту «торможения двигателем». На современных двигателях (особенно низкооборотистых и с турбонаддувом) это не так заметно, как на старых, но все же.

Однако я не советую переключаться перед светофорами. Пользы от него мало, но на синхронизаторы ложится дополнительная нагрузка. Эта техника работает только на длинных спусках за городом.

Механическая КПП
Механическая КПП

Рациональное использование эффекта замедления двигателя позволит сэкономить немного, но на топливе, тормозных колодках и дисках. Учитывая, что в течение дня мы совершаем десятки или даже сотни торможений, экономия будет скорее в пользу.

Этот совет не применим к автоматической коробке передач — если у вас гидроусилитель, вы не сможете разблокировать сцепление, а если и сможете, то он принудительно отключит сцепление — таков алгоритм.

Само торможение можно описать следующим образом. Начиная замедление, создайте плавное усилие на педали и замедлите базовую скорость так, чтобы уменьшить педаль ближе к остановке и катиться с минимальной скоростью. Не давите на педаль, как это делают многие, в результате чего автомобиль «пикает» перед остановкой. Профессиональные водители вырабатывают привычку так точно нажимать на педаль тормоза, что автомобиль останавливается без малейшего «стука». Попробуйте сделать это, с первого раза у вас обязательно ничего не получится!

Зачем это вообще нужно? В первую очередь для комфорта пассажиров. Водители привыкают к этому и не замечают этих постоянных рывков автомобиля при полной остановке, а вот пассажиров укачивает. Но затем наступает «второй раунд». Вы заранее снижаете скорость и оставляете место для исправления ошибок, предвидя дорожную ситуацию.

Например, дорога сухая, а перед перекрестком, помимо гололеда, есть лужа. Если вы привыкли тормозить резко и «рывком», у вас просто не будет возможности остановиться там, где это предусмотрено. И вы можете считать, что вам повезло, если в такой ситуации вы ударитесь о заднюю часть автомобиля, а не останетесь на «зебре», где ходят люди.

Авария из-за плохого торможения
Авария из-за плохого торможения

В целом, очень полезно иметь время на реакцию при приближении к перекрестку. Помимо ледяной лужи, неожиданным препятствием может стать пешеход, собака или автомобиль, решивший сменить полосу движения.

И в дополнение к препятствиям впереди, сзади могут быть также слишком быстрые автомобили! Заранее мягко тормозя и контролируя ситуацию по зеркалам заднего вида, вы снижаете риск узнать стоимость своего заднего бампера, крышки багажника и фар.

Немного о дистанции и тормозном пути автомобиля

На первый взгляд, это элементарно. Расстояние должно быть таким, чтобы у вас было время затормозить в случае возникновения нестандартной ситуации. Но как узнать, сколько секунд и метров расстояния требуется для остановки? Всем без исключения рекомендуется простой эксперимент: тормозить до полной остановки, причем не плавно, а экстренно. Если в вашем автомобиле есть ABS, она должна работать.

Такие эксперименты лучше проводить регулярно: на сухом асфальте, на мокром, на льду, на снегу….. Таким образом, вы получите практические знания о том, как далеко может проехать ваш автомобиль при полном нажатии на педаль тормоза. Результаты, как показывает опыт, могут быть удивительными.

Но кроме всего прочего, полезно знать и немного теории. Во-первых, тормозной путь определен законом. Согласно стандарту, начиная с 80 км/ч тормозной путь должен составлять не более 36 метров. И немного физики: если скорость удваивается, тормозной путь увеличивается в четыре раза, пропорционально квадрату скорости. Учитывайте этот фактор, если вы любите скорость.

Как правильно тормозить в городе и на трассе
Как правильно тормозить в городе и на трассе

Поскольку в России каждый автомобиль подлежит обязательной сертификации, то при условии полностью исправной тормозной системы (что, кстати, не всегда так), вероятно, тормозной путь с 80 км/ч действительно не должен превышать 36 метров. Но много ли эти цифры дают? Вряд ли. Поэтому на практике тормозной путь следует измерять не в метрах, а точно в секундах. Невозможно подсчитать количество метров на глаз, но каждый может измерить время.

И прежде чем я приду к выводу о безопасном расстоянии, немного теории. Общее время торможения складывается из многих переменных. Во-первых, это время реакции водителя — оно зависит от возраста, усталости, эмоционального состояния, концентрации и, наконец, мастерства. Во-вторых, это время реакции тормозного привода — чаще всего гидравлического. В-третьих, она должна нарастать постепенно, прежде чем тормоза будут задействованы с максимальным усилием.

По моему личному опыту, время реакции водителя достигает 1,5 секунды, а на то, чтобы нажать на тормоза, уходит около 0,5 секунды. Кроме того, у вас обязательно должен быть запас не менее 1 секунды. Итого 3 секунды — это ваша безопасная дистанция, которую я определил практическим путем. И как вы это измеряете?

Существует простой метод. Двигаясь в потоке, выберите какой-нибудь неподвижный объект: например, дерево, столб, крышку люка или дорожный знак. Обратите внимание на точку, в которой автомобиль перед вами достигает заднего бампера объекта. С этого момента начинайте считать в уме: 221… 222… 223… Да, да, именно так, потому что «1, 2, 3» можно сказать очень быстро. При счете «223», а не раньше, вы должны выровнять себя с объектом передним бампером. Проведите такой простой «тест» несколько раз, и со временем вы научитесь автоматически поддерживать дистанцию в три месяца.

Можно возразить, что если ваши тормоза в полном порядке и реакция отличная, то вам не нужен секундный запас — достаточно двухсекундной реакции. На самом деле, если вы оставляете слишком много места впереди, кто-нибудь обязательно втиснется! Это не невозможно, но стоит ли рисковать? Не забывайте о вероятности того, что перед вами будет автомобиль с более мощными тормозами. Скажем, грузовые автомобили без груза — они останавливаются гораздо быстрее, чем «легковушки».

А какую дистанцию следует соблюдать при остановке на светофоре? Вам нужно «оставить колеса на капоте», чтобы вы могли обогнать автомобиль, не бояться двигаться задним ходом и не вторгаться в его «личное пространство». Это означает, что вы должны иметь возможность видеть задние колеса впереди идущего автомобиля.

Правильное торможение в повороте

Наверное, это один из самых спорных вопросов, споры о котором не утихают долгое время. Давайте разберемся, можно или нужно ли тормозить во время поворота.

Для начала важно понять, что для любого конкретного автомобиля и поворота существует максимальная скорость, при которой автомобиль может повернуть на угол, заданный рулем, и не слететь с траектории. Эта скорость зависит от множества факторов. Все, наверное, уже знают о конструкции подвески. Все читали тест-драйвы; все слышали, что «вы управляете многорычажкой» и «вы не управляете гибкой балкой». В принципе, это верно, но конфигурация передач — не единственный фактор. Износ подвески и шин, уровень нагрузки, тип дорожного покрытия и даже его температура также имеют большое значение. Как видите, все не так просто.

Общеизвестно, что снижение скорости на повороте нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неконтролируемому или ритмичному заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Опять же, это правда. Однако бывают ситуации, когда необходимо идти на риск.

Например, если на повороте превышена критическая скорость, практически нет возможности противодействовать центробежной силе, и автомобиль будет выброшен с дороги, если только вы не нажмете на тормоза на повороте. Другая проблема заключается в том, что торможение может осуществляться различными способами.

Торможение на повороте — довольно сложная операция, и стандартные методы в этом случае не обеспечивают безопасности. Дело в том, что при повороте внешние колеса нагружены, а внутренние разгружены, и при приложении тормозных усилий последние легко блокируются.

Если вы заблокируете переднее колесо, вы потеряете контроль над автомобилем, автомобиль перестанет реагировать на манипуляции рулем, передние колеса начнут уходить в занос, а линия движения выпрямится — при прямолинейном движении вы попадете либо на полосу, либо в кювет, в зависимости от направления поворота.

При блокировке заднего колеса тоже ничего хорошего не происходит: автомобиль сразу же начинает заносить и крутить. Если вам удастся заблокировать все колеса одновременно при резком торможении, произойдет занос всех колес, и автомобиль, опять же неконтролируемо, будет двигаться по прямой вне дороги в сторону кювета, тротуара или движущегося автомобиля.

То есть, мы уже выяснили, как не тормозить. Но как это сделать? Очевидно, что при торможении на повороте дороги необходимо полностью исключить блокировку колес автомобиля. Поэтому вы можете забыть о различных методах интенсивного торможения, просто аккуратно остановитесь на повороте. Именно здесь, кстати, пригодятся навыки точного измерения усилия на педали, о которых мы говорили в начале статьи.

Законы физики, конечно, мы не можем отменить. Да, современные автомобили имеют хорошие тормозные механизмы, а системы курсовой устойчивости и ABS с контролем тормозных усилий отдельных колес помогают при торможении и управлении. Невозможно полностью или в целом устранить все риски, но можно уменьшить тяжесть последствий. Поэтому еще раз: в случае превышения скорости, в современном автомобиле тормозите и рулите одновременно! Но осторожно.