Как работают датчики давления в шинах TPMS датчики в колесах

Первый патент на шину был выдан в 1846 году, и с тех пор шины прокалывают. Всем понятно, что проколотая шина не сулит ничего хорошего. Давление в шинах может быть опасным: «Проверка давления в шинах» — один из первых пунктов в разделе «Ежедневное обслуживание» руководства по эксплуатации вашего автомобиля.

Когда шина «пускает ветер», сопротивление качению значительно возрастает. К чему это приведет? Повышенный расход топлива, повышенный износ шин и, конечно же, боковой увод автомобиля. И это боковое смещение можно списать на каплю на дороге или колею. Поэтому водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долгое время. И самое опасное, что в экстренной ситуации, например, при резком маневре или торможении, недокачанная шина может быть вырвана из диска или скручена. Это несчастный случай, который может произойти.

Поэтому с этой неприятностью необходимо бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит падение давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — проверить давление перед началом движения, подсоединив насос или манометр к каждому колесу по очереди. Однако мы — ленивый и забывчивый народ. Да и мало удовольствия возиться с каким-то оборудованием на холоде или под дождем. Тем более что существует целый ряд систем, способных проверить это самое давление.

Китайские системы контроля давления в шинах

Пробки китайского производства сигнализируют о падении давления при изменении цвета
Пробки китайского производства сигнализируют о падении давления при изменении цвета. Информативность хорошая, точность сомнительная.

Самый простой из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо обычных клапанов. Если давление ниже, например, двух атмосфер — под прозрачной крышкой такого маркера появится предупреждающая желтая (оранжевая, фиолетовая) полоса. Да, я вижу, что с колесом что-то не так, надо его проверить. Если давление падает еще ниже — крышка окрашивается в другой цвет, обычно красный, что указывает на критичность ситуации. Преимуществом этого подхода является простота. Недостатком является то, что он не очень информативен. В конце концов, пробки можно увидеть только в неподвижном состоянии. Тем не менее, гораздо проще обойти автомобиль перед поездкой, рассматривая цвета колпачков, чем каждый раз измерять давление.

Еще одним недостатком является то, что колпачки начинают сигнализировать об изменении давления только тогда, когда давление падает ниже определенных значений, которые, кстати, могут быть вполне нормальными для вашего автомобиля и ваших колес. Поэтому необходимо точно подобрать их к вашему автомобилю.

Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск с помощью специальных зажимов.
Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск с помощью специальных зажимов.

А чтобы во время движения заметить, что что-то не так, хорошо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически предупреждает об опасных перепадах давления. И он не только предупредит вас, но и сделает это своевременно (чтобы у вас было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Bluetooth системы контроля давления шин

Установленная система управления в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Известно, что такие системы не помогут в случае серьезного прокола или сдутия шины, так как водитель без каких-либо датчиков почувствует занос автомобиля. Но в случае «медленного» прокола такая электроника незаменима.

Например, существуют системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок посредством радиосвязи. Есть и такие, которые могут передавать эти данные через Bluetooth на телефоны или коммуникаторы. И это очень удобно.

Система контроля давления X-Pressure
Система контроля давления X-Pressure

Система контроля давления X-Pressure, разработанная компанией Pirelli. В самом простом варианте Optic представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на стандартные клапаны. И если давление падает, они сигнализируют об изменении цвета.

Однако есть и более изобретательные системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, но с ABS. Это те, которые обычно устанавливаются на автомобили в качестве стандартного оборудования. Как они работают?

Электроника использует датчики для определения скорости вращения колес и их относительной разницы в любой момент времени. Как известно, при снижении давления высота профиля шины становится меньше. Как следствие, скорость колеса с «неправильной» шиной увеличивается и, соответственно, увеличивается разница скоростей между колесами на одной оси. В результате система обнаруживает эти изменения — и подает сигнал тревоги.

Система X-Pressure в версии Acoustic

Система X-Pressure в версии Acoustic
Система X-Pressure в версии Acoustic

Система X-Pressure в версии Acoustic. Колпачки содержат датчики, регистрирующие давление, и радиопередатчики, которые связываются с центральным блоком. Как только давление падает, об этом сигнализируется на панели индикации данного устройства и раздается предупреждающий звуковой сигнал. Срок службы батарей в накладках составляет примерно 5 000 часов, что эквивалентно пяти годам использования. Батарейки в накладках не заменяются, поэтому по истечении срока их службы вам придется заменить весь комплект.

Что не так с этим косвенным способом определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, на крутых поворотах, когда в течение относительно длительного периода времени система регистрирует большую разницу в скорости вращения колес разных сторон (поскольку внешние колеса вращаются с большей скоростью, чем внутренние). И это только верхушка айсберга.

X-Pressure AcousticBlue
X-Pressure AcousticBlue

Одним из самых сложных вариантов X-Pressure является AcousticBlue, который способен передавать данные о давлении через Bluetooth на мобильный телефон. Цена такой вещи начинается от 270 евро.

Такие системы в некоторых случаях бесполезны. Например, при установке шин с технологией Run-Flat. Напомним, что у шины с такой технологией, даже при полной потере давления, высота профиля уменьшается незначительно — примерно на 30-40%. Давления в шине нет, а усиленные боковины по-прежнему «держат», и не только держат, но и позволяют шине продолжать движение на очень приличной скорости в течение довольно длительного времени.

Уведомление о падении давления шины на приборной панели
Уведомление о падении давления шины на приборной панели

Многие автомобили сами предупреждают своего владельца о падении давления в шинах.

Несмотря на это, данная система может оказать большую помощь, особенно в длительной поездке, своевременно предупредив о проблемах с колесами. Однако не стоит полностью полагаться на «помощников». Поэтому вместо заключения мы напишем всего два, нет — три слова. Следите за давлением, товарищи! По крайней мере, раз в неделю, и если вы заметили, что колесо спущено, не поленитесь и подкачайте его.

Добавить комментарий



👁 542