Пропуски зажигания: почему бывают, как диагностировать, и как устранять

При ремонте автомобиля, как и при лечении, правильная постановка диагноза очень важна. Часто мы видим только симптомы болезни автомобиля, а поиск причины может стать настоящим испытанием. Сегодня мы приведем конкретный пример того, почему периодически «выпадающий» один цилиндр может оказаться мелочью, требующей применения «тяжелой артиллерии» в виде динамометрического стенда.

Пропуски зажигания — что это такое?

Давайте вкратце расскажем, какими могут быть симптомы нарушения сроков зажигания и чем они могут быть вызваны.

Ключевым моментом в работе двигателя является вспышка в камере сгорания цилиндра. Поскольку наш сегодняшний тестовый автомобиль — Cadillac Escalade с бензиновым двигателем, мы поговорим о бензиновых двигателях. В автомобилях с четырехцилиндровым двигателем пропуски проявляются в том, что часто называют «пробуксовкой»: двигатель начинает трястись, появляется вибрация, и часто он даже перестает набирать обороты на холостом ходу. То есть, в данный момент он работает только на трех цилиндрах (если мы говорим о нескольких пропусках). Escalade имеет V8 под капотом, поэтому слово «трейлинг» по отношению к нему было бы прямым оскорблением, а говорить «семь» как-то не принято. Но симптомы те же: периодический отказ одного цилиндра и связанная с этим потеря сцепления с дорогой, дрожь, мигающая лампочка Check Engine. Конечно, автомобиль не глючит на холостом ходу: осталось семь цилиндров, которые достаточно эффективно вращают коленчатый вал.

Пропуски зажигания: почему бывают, как диагностировать

Почему так бывает?

Причин такого упущения может быть много. Классическая система зажигания — отказ высоковольтных проводов, катушки (или катушек) зажигания, отказ свечей зажигания. Виновником в системе питания может быть топливная форсунка (речь, конечно, идет о двигателе с инжектором, карбюратор уже не в моде). Наконец, последней причиной является механическая неисправность двигателя. Когда речь идет о воспламенении топливно-воздушной смеси в цилиндре, необходимы не только сама смесь и искра в нужный момент, но и компрессия, все неисправности, вызывающие потерю последней, приведут к пропуску зажигания в данном цилиндре.

Пропуски зажигания: почему бывают, как диагностировать

И этих неисправностей много: критический износ или поломка поршневого кольца, продувка клапана, зависание клапана, ослабление клапанной крышки из-за большого количества нагара, неисправность или износ гидрокомпенсатора, толкателя, распредвала или клапанной пружины …..

Одним словом, диагностическое поле обширно — вы можете ходить по нему как угодно.

Конечно, есть старый проверенный способ найти такую неисправность: гараж, пиво, вобла, замена проводов, катушек и штекеров по одному. Если это не помогает, можно посоветоваться с друзьями, потанцевать с бубном, почитать форумы (когда это действительно больно).

Можно, конечно, сделать то же самое с Escalade, но стоимость одной катушки, например, составляет 7 тыс. Провода тоже дорогие, а иридиевые свечи для восьми цилиндров стоят значительно дороже, чем комплект Brisk для «Клингрума». Кроме того, доступ к пятому и шестому цилиндрам затруднен, а седьмой и восьмой предназначены для осьминогов с щупальцами. Поэтому лучше пойти более цивилизованным путем — провести компьютерную диагностику, выяснить, в каком цилиндре проблема, и попытаться найти более эффективные причины. Просто? Если бы!

Исследование пропусков зажигания

Было бы довольно скучно, если бы неисправность присутствовала всегда. Но здесь ситуация интереснее: проблема возникает только под нагрузкой и на скорости 120 км/ч и выше. На низких скоростях и в городском режиме пропусков нет. Конечно, можно подключить сканер, выехать за город (в нашем случае — на кольцевую автодорогу Санкт-Петербурга), нарушить правила и получить нужную информацию.

Неудобства очевидны: езда зимой со скоростью 120 км/ч и с подключенным сканером, а риск получить штраф меньше среднего. Тем более что ехать, возможно, придется долго: в жизни нет ничего более захватывающего и непредсказуемого, чем поиск плавающих неприятностей.

Поэтому мы выберем другой метод, сложный и умный, как поэзия Бродского: мы загоним автомобиль на динамометрический стенд. Он барабанный, с тормозами, с инерционным весом 1,7 тонны. Он также имеет полный привод, поэтому легко воспроизводит движение под нагрузкой на высокой скорости. В то же время мы узнаем, что стенд необходим не только для измерения мощности, но и как эффективный диагностический инструмент.

Пропуски зажигания: почему бывают, как диагностировать

Правда, сначала нужно поставить летние шины — на шипах к испытательному стенду не подъехать. Оставим эту работу профессионалам, потому что по мне официальные инструкции не позволяют поднимать ничего тяжелее ручки, блокнота и фотоаппарата — 22-дюймовые колеса — тяжелая штука.

Пропуски зажигания: почему бывают, как диагностировать

Стенд, OBD II, первые сюрпризы

Перед тем как попасть на испытательный стенд, барабаны ремонтируются. Для этого существует пневматическая тормозная система, как и во многих грузовиках. Как только наш вражеский роскошный грузовик с его 409 американскими «лошадьми» оказывается на подставке, мы фиксируем его стропами, чтобы он не сбежал с подставки в стену. Затем мы подключаем сканер через разъем OBD II. В нашем случае это мультимастер Rokodil ScanX, который способен показать все неисправности, которые могут привести к осечке. Кроме того, он стоит меньше, чем комплект высоковольтных проводов на этом недружелюбном чудовище, так что даже если бы его не было, это была хорошая причина его купить. Теперь мы разгоняем автомобиль, имитируя дорожные условия, и проводим диагностику. Первые результаты — 346 пропусков в шестом цилиндре и два во втором. И, конечно, сопутствующая ошибка p0300 — множественные неисправности зажигания.

Первые результаты получены: оказалось, что поршень в шестом цилиндре вяло выполнял свою работу. Теперь давайте попробуем найти причину этой медлительности. Поскольку эта неисправность возникает только на высоких оборотах и под нагрузкой, можно предположить, что завис выпускной клапан: 6,2-литровые двигатели L92 этих автомобилей известны своими слабыми клапанными пружинами, из-за чего такая неисправность встречается довольно часто.

Но на всякий случай давайте подпишем и поменяем катушки с шестого и второго цилиндров на пятый и седьмой. Мы пока не трогаем свечи зажигания: они иридиевые, их меняли всего 20 000 километров назад, так что их запас не изношен даже на четверть. И самое главное — как уже было сказано, добираться до них очень неудобно, поэтому пока мы пойдем по пути наименьшего сопротивления и максимальной технологичности. Лень — двигатель прогресса, что я могу сказать….

Поэтому мы возвращаемся на испытательный стенд и резко нажимаем на педаль газа. Шестой цилиндр получает 1 172 удара, и, что несколько удивительно, есть удары в пятом и седьмом цилиндрах. Каков результат этого? Катушки явно не в лучшем состоянии (мы не заменили провода), но главная проблема шестого цилиндра определенно не в его катушке. Похоже, что нам придется заменить пружины клапанов.

Диагностика пропусков зажигания

Компрессию в цилиндре можно было проверить старым добрым способом: разжевать кусочек бумаги, вставить его в отверстие свечи зажигания и прокрутить коленчатый вал стартером. Если бумага вылетает, это означает, что есть сжатие. Да ладно, я, конечно, шучу. Для этого существует манометр для измерения компрессии.

Метод надежный, но раз уж мы решили диагностировать самым высокотехнологичным способом, то скажем «нет» и этому прибору. Он показывает среднее максимальное давление в конце цикла сжатия, а мы любим точные данные, причем во всех тактах двигателя. Поэтому возьмем тестер двигателя MotoDoc. Он может выполнять множество задач, от проверки углов опережения зажигания и фаз газораспределения до проверки лямбда-зондов. Теперь он будет показывать нам давление в шестом цилиндре в виде непрерывного графика на протяжении всего цикла.

Диагностика пропусков зажигания

Вам еще нужно найти человека с длинными гибкими руками с тремя локтями и хорошим удлинителем для свечного ключа. Такой джентльмен нашелся, нырнув с головой под капот, откуда раздалось сначала супружеское фырканье, а затем практически новая иридиевая свеча зажигания Denso. В любом случае, после осмотра дальнейшее долбление стало бессмысленным: центральный электрод почти полностью сгорел, что привело к увеличению зазора и многочисленным пробоям изолятора. Посмотрите на фото: черные следы на изоляторе — это следы прокола.

Диагностика пропусков зажигания

Что мы можем сказать? Срок службы обычных иридиевых свечей составляет около 80-100 км. Эти заглушки проехали даже чуть меньше 20. Хотя они стоят как настоящий иридий, иридия в них меньше, чем совести у тех злых людей, которые клепают их под землей. Ну, поскольку штекер все равно откручен, давайте подключим MotoDoc.

Диагностика пропусков зажигания

Для этого мы вкручиваем датчик давления вместо свечи зажигания, а затем запускаем двигатель. Самое главное — не давить на педаль газа, датчик мотор-тестера этого не любит, и если есть проблемы с компрессией, это будет видно на графике на холостых оборотах. Отдельно отметим, что мы измеряли не компрессию, а давление в цилиндре без зажигания: разница есть.

В целом график гладкий, хотя пиковое давление в конце такта сжатия немного отличается. Такие скачки, колеблющиеся в пределах 10 процентов, являются нормальными: во-первых, клапан вращается во время работы; во-вторых, перепады давления в любом случае минимальны и присутствуют только в свежепритертых клапанах. Поэтому здесь нет проблемы с клапаном. Максимальное давление — 5,7 атм, вакуум — 0,7 атм. Для этого двигателя он достаточно эффективен. Справедливости ради стоит отметить, что работает он хорошо.

Диагностика пропусков зажигания осциллографом

Мы пошарили в мусоре и нашли ту же самую пробку. Он не новый, но, похоже, находится в рабочем состоянии. Мы поставили его на место того, который вынули, запустили двигатель, завели его на стойку. Вот и все, никаких ошибок. Пришло время сделать выводы, которые мы разделим на две части.

Диагностика пропусков зажигания свечи

Что с машиной?

Так что же делать с этим Cadillac? Сначала замените все заглушки. При этом вам придется постараться найти оригиналы.

Во-вторых, вам потребуется заменить две катушки (второго и шестого цилиндров), хотя это стоит 14 тысяч. Езда с такими катушками может обойтись еще дороже.

Диагностика пропусков зажигания

А пока вы можете быть спокойны за механическую часть двигателя, и хорошая компрессия дает уверенность в ее существовании. Собственно, на этом диагностику можно считать законченной.

Способы устранения пропусков зажигания

Кто-то может сказать: вы перестарались с этой скамейкой, выстрелив из пушки по воробью. Если бы вы осмотрели провода, катушки, штекеры, вы бы все нашли. Повторимся: если комплект проводов для автомобиля «10» можно некоторое время снимать где угодно, их можно даже профилактически заменить, то с проводами для Cadillac такой фокус не пройдет.

Диагностика пропусков зажигания

Во-первых, найти тестовый набор просто нереально, а во-вторых, покупать их практически за бесценок — неоправданно дорого. То же самое относится и к катушкам. О вывинчивании свечей по одной также не может быть и речи, так как это очень неудобно и слишком долго и нудно, если не знать, какой цилиндр выполняет роль допа (а это можно определить только с помощью компьютерной диагностики).

Оказывается, в сложных случаях, особенно на автомобилях V8, проще подключить сканер, встать на стенд и выяснить, где кроется проблема. Правда, для этого нужно необходимое оборудование и сам стенд, который есть не у всех. А потом еще и опыт. Просто теперь вы можете получить его, главное — ничего не испортить, чтобы потом не испытывать агональных сожалений.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 518