Трансмиссионные масла: 20 лучших, правила выбора — подробно

Трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла — это смазочные масла, используемые для смазки механических коробок передач, раздаточных коробок, шестерен главных ведущих мостов, рулевых механизмов, редукторов и коробок передач. Трансмиссионные масла состоят из базового масла, которое может быть минеральным или синтетическим, и пакета присадок. Трансмиссионные масла различаются по классам вязкости и качества.

Трансмиссионные масла используются только в механических коробках передач, в то время как в автоматических коробках передач применяется ATF (Automatic Transmission Fluid), которая имеет совершенно другие характеристики и свойства.

Функции трансмиссионного масла

Трансмиссионные масла

Трансмиссионное масло выполняет ряд важных функций:

  • Смазывает и предотвращает износ поверхностей трения
  • Защищает от захвата
  • Снижает потери мощности, связанные с преодолением трения
  • Уменьшает ударные нагрузки
  • Обеспечивает защиту компонентов трансмиссии от коррозии
  • Снижает уровень шума от зубчатых передач
  • Отвод тепла и продуктов износа

Трансмиссионное масло используется в коробках передач, раздаточных коробках, мостах, дифференциалах.

Свойства трансмиссионного масла

Трансмиссионные масла

Трибологические (смазочные) свойства трансмиссионного масла определяют его смазывающие и защитные свойства при контакте с коробкой передач и включают в себя

  • Критическая нагрузка — порог нагрузки, при котором происходит разрушение масляной пленки
  • Индекс задирания — способность трансмиссионного масла снижать повреждение деталей трения под нагрузкой вследствие задирания.
  • Диаметр пятна износа — параметр, указывающий на способность трансмиссионного масла защищать детали трения от износа в результате тесного рабочего контакта металлических поверхностей.
  • Нагрузка на задир — это минимальная приложенная нагрузка, при которой поверхности трения сначала задираются, а затем свариваются.

Важными свойствами трансмиссионного масла являются:

  • Вязкость — указывает на вязкостные свойства базового масла, измеряется в сантистоксах (сСт) или мм/с².
  • Температура застывания — указывает на низкотемпературные свойства масла и его прокачиваемость.
  • Температура вспышки — указывает на стабильность и качество базового масла и срок службы трансмиссионного масла.

Виды трансмиссионных масел по типу базового масла

Масло для трансмиссии

Трансмиссионные масла делятся на три типа в зависимости от типа базового масла:

  • Минеральные — являются продуктом переработки топливных масел, имеют более высокие коэффициенты вязкости под давлением, что позволяет получить большую толщину пленки при заданной рабочей вязкости, имеют более низкую стоимость, но имеют более короткий срок службы из-за быстрого старения в результате термического окисления и механической деградации.
  • Синтетика производится путем органического синтеза, имеет более высокую гидролитическую стабильность, более высокую устойчивость к окислению и термической деструкции, более высокую термическую стабильность и постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур, более высокий индекс вязкости и более низкую температуру застывания.
  • Полусинтетическое — производится путем добавления синтетических компонентов в минеральные базовые масла для улучшения их эксплуатационных свойств.

Советская маркировка трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла

В Советском Союзе использовались обозначения трансмиссионных масел, состоящие из буквенно-цифрового обозначения. Буквы, содержащиеся в обозначении, имеют следующее значение:

  • T — трансмиссионное масло
  • A — моторное транспортное средство
  • D — моторное масло длительного действия
  • S — нефть производится из сернистых нефтей
  • n — масло содержит присадку
  • J — для автомобилей КАМАЗ
  • i — используются импортные добавки

Число в обозначении трансмиссионного масла указывает на кинематическую вязкость масла в мм2/с при 100 °C.

Для ведущих мостов (кроме гипоидных), коробок передач, раздаточных коробок и рулевых механизмов: Tsp-14.5, TSP-14, Tap-15B, Tsp-15K.

Для гипоидных ведущих мостов грузовых автомобилей: Tsp-14gip.

Для гипоидных ведущих мостов, коробок передач и рулевых механизмов легковых автомобилей: TAD-17, TAD-17I.

В настоящее время эта классификация трансмиссионных масел устарела, и вместо нее введена классификация трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85.

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Трансмиссионные масла - классификация

Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 состоит из буквенного обозначения ТМ — трансмиссионное масло и следующих двух цифр, разделенных дефисом. Первая цифра обозначает группу масел по их эксплуатационным свойствам, вторая — класс кинематической вязкости.

Например:

TM-5-9Z

ТМ — трансмиссионное масло;

5 — пятая масляная группа уровня производительности

9 — класс вязкости

h — масло содержит дубильную добавку.

Трансмиссионные масла делятся на пять групп в соответствии с их эксплуатационными характеристиками:

  • 1 — минеральные масла без присадок; предназначены для цилиндрических, конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла по объему до 90 °C
  • 2 — Минеральные масла с противоизносными присадками; предназначены для цилиндрических, конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла до 130 °C по объему.
  • 3 — Минеральные масла с умеренными противозадирными присадками, предназначенные для цилиндрических и гипоидных передач, работающих при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150°C.
  • 4 — Минеральные масла с высокоэффективными EP-присадками для цилиндрических и гипоидных передач, работающих при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150 °С.
  • 5 — минеральные масла с противозадирными присадками с высокой эффективностью и многоцелевым действием и универсальные масла, предназначенные для гипоидных передач, работающих при ударных нагрузках при контактных напряжениях свыше 3000 МПа и температуре масла до 150 °C.

Трансмиссионные масла делятся на пять классов вязкости:

  • 9 — кинематическая вязкость при 100 °C от 6,00 до 10,99 мм/с
  • 12 — кинематическая вязкость при 100 °C от 11,00 до 13,99 мм/с.
  • 18 — кинематическая вязкость при 100 °C 14,00 — 24,99 мм/с
  • 34 — кинематическая вязкость при 100 °C 25,00 — 41,00 мм/сек.

Классы трансмиссионных масел по системе API

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла делятся на несколько системных классов API:

  • GL-1 — трансмиссионные масла, состоящие исключительно из базовых масел без присадок, предназначены для передач, работающих в легких условиях, используются в конических, червячных и механических коробках передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, могут содержать в своем составе в небольших количествах ингибиторы коррозии, антиоксидантные, депрессорные и антипенные присадки.
  • Трансмиссионные масла GL-2 с противоизносными присадками предназначены для зубчатых передач, работающих в условиях средней тяжести, для червячных передач транспортных средств и для смазки трансмиссий тракторов и сельскохозяйственных машин.
  • Трансмиссионные масла GL-3 с противоизносными присадками до 2,7% предназначены для передач, работающих в умеренно тяжелых условиях, используются для смазки конических и других грузовых передач, не предназначены для гипоидных передач.
  • Трансмиссионные масла GL-4 с EP-присадками до 4,0% для передач, работающих в различных тяжелых условиях, используются для конических и гипоидных передач с малым смещением оси, используются для несинхронизированных передач в североамериканских грузовиках, тракторах и автобусах, для главных передач и других передач всех транспортных средств, в настоящее время используются для синхронизированных передач.
  • Трансмиссионные масла GL-5, содержащие до 6,5% EP-присадок и других многофункциональных присадок, предназначены для передач, работающих в самых тяжелых условиях, для гипоидных передач со значительным смещением осей, для всех других компонентов механических трансмиссий (кроме коробок передач), а для синхронизированных механических трансмиссий — только масла со специальным допуском, требуемым производителями автомобилей.
  • Трансмиссионные масла GL-6 с еще более высоким содержанием сульфофосфорсодержащих присадок для экстремальных давлений, чем масла GL-5, используются для гипоидных передач с увеличенным смещением оси, работающих в условиях высокой скорости, высокого крутящего момента и ударных нагрузок.
  • MT-1 — эквивалентно маслам GL-5, но более термостабильно, предназначено для высоконагруженных агрегатов, используется в несинхронизированных механических трансмиссиях тяжелых грузовиков и автобусов.
  • PG-1 — трансмиссионное масло, разработанное для трансмиссий тяжелых грузовиков и автобусов, с высокой термической стабильностью.
  • PG-2 — трансмиссионное масло, предназначенное для мостов тяжелых грузовиков и автобусов, обладает хорошими высокотемпературными свойствами, иногда масла PG-2 называют маслами GL-7.

Неправильно говорить, что GL-5 лучше GL-4, это просто разные сорта трансмиссионного масла, одно не хуже, а другое лучше.

При замене масла в коробке передач или другой трансмиссии автомобиля используйте только масло, указанное в руководстве по эксплуатации автомобиля, несоблюдение этого правила может привести к плохим последствиям для автомобиля.

Классификация трансмиссионных масел по SAE

Трансмиссионные масла классификация

Классификация трансмиссионных масел по SAE учитывает как вязкость масла, так и его текучесть. Трансмиссионные масла делятся на 3 категории: летние (80, 85, 90, 110, 140, 190, 250), зимние (70W, 75W, 80W, 85W) и всесезонные (75W80, 80W90).

Летние трансмиссионные масла

Летние трансмиссионные масла маркируются цифровым индексом, который указывает на минимальную и максимальную вязкость масла.

Класс SAEКинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)Рекомендуемая рабочая температура, °C
807,0-11,020
8511,0-13,530
9013,5-18,540
11018,5-24,045
14024,0-32,550
19032,5-41,055
25041,0 и старше60
Летние масла для трансмиссии

Зимние трансмиссионные масла

Зимние масла — это трансмиссионные масла, которые сохраняют свои смазывающие свойства при отрицательных температурах. Буква W (от «winter») указывает на то, что масло подходит для использования в холодное время года, а цифра перед W указывает на его вязкостно-температурные свойства.

класс SAEМинимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)Минимальная рабочая температура, °C
70W4,1-55
75W4,1-40
80W7,0-26
85W11,0-12
Зимние масла для трансмиссии

Всесезонные трансмиссионные масла

В обозначении всесезонного трансмиссионного масла цифра перед W указывает на его низкотемпературную вязкость, а цифра после W — на высокотемпературную вязкость.

Класс SAEКинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)Минимальная рабочая температура, °CМаксимальная температура эксплуатации, °C
75W-804,1-40+35
75W-904,1-40+35
80W-857,0-26+35
80W-907,0-26+35
85W-9011,0-12+45
Всесезонное масло

Присадки EP в трансмиссионных маслах вступают в химическую реакцию с металлом, образуя тонкую пленку на поверхности детали, которая предотвращает истирание и уменьшает износ. Противоусадочные присадки уменьшают износ стальных и чугунных деталей, но плохо влияют на цветные металлы, которые часто используются в синхронизаторах.

Можно ли смешивать разные трансмиссионные масла между собой

Теоретически можно смешивать трансмиссионные масла SAE и API одного класса, но на практике лучше этого не делать.

20 лучших трансмиссионных масел

Shell Spirax S6 GXME 75W-80

Shell Spirax S6 GXME 75W-80

Shell Spirax S6 GXME 75W-80 — полностью синтетическое трансмиссионное масло, предназначенное для механических коробок передач. Его можно использовать в синхронных и среднемощных главных передачах. Это масло обладает энергосберегающими свойствами. Оно соответствует спецификациям SAE 75W-80, API GL-4, MAN 341 E3, MAN 341 Z4, Volvo 97307, ZF TE-ML 01L, ZF TE-ML 02L, ZF TE-ML 16K.

Motul MOTYLGEAR 75W-90

Motul MOTYLGEAR 75W-90

Трансмиссионное масло Motul MOTYLGEAR 75W-90 — это синтетическое масло для всех типов механических коробок передач, синхронизированных и несинхронизированных механических коробок передач и мостов. Специально разработан для коробок передач со сложным переключением передач. Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL 4 / GL 5, MIL-L-2105D.

LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90

LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90

LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90 — синтетическое трансмиссионное масло для механических коробок передач и гипоидных бортовых передач. Масло обладает превосходными вязкостными и температурными свойствами и обеспечивает надежную защиту от износа и коррозии. Соответствует требованиям SAE 75W-90, API GL-4+, спецификациям Ford: ESD-M2C175-A, ZF: TE-ML 08, VW: 501.50 (G50).

CASTROL TRANSMAX MANUAL TRANSAXLE 75W-90

CASTROL TRANSMAX MANUAL TRANSAXLE 75W-90

CASTROL TRANSMAX MANUAL TRANSAXLE 75W-90 — полностью синтетическое трансмиссионное масло, предназначенное для механических коробок передач и мостов. Оно соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4+, VW 501 50.

BP Energear SGX 75W-90

BP Energear SGX 75W-90

Трансмиссионное масло BP Energear SGX 75W-90 — это синтетическое всесезонное масло для механических коробок передач. Он может использоваться в современных четырех- и пятиступенчатых механических коробках передач. Оно соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL 4+, VW 501.50.

Shell Spirax S5 ATE 75W-90

Shell Spirax S5 ATE 75W-90

Shell Spirax S5 ATE 75W-90 — синтетическое трансмиссионное масло, предназначенное для трансмиссий легковых автомобилей, работающих в тяжелых условиях, включая спортивные автомобили. Это масло обладает энергосберегающими свойствами. Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 / MT-1, Ferrari, Getrag, MB 236.26.

Mobil Mobilube 1 SHC 75W-90

Mobil Mobilube 1 SHC 75W-90

Mobilube 1 SHC 75W-90 — полностью синтетическое трансмиссионное масло, разработанное для тяжелонагруженных механических коробок передач и задних мостов, подвергающихся высокому давлению и ударным нагрузкам. Масло обладает термической и антиоксидантной стабильностью, высоким индексом вязкости, низкой температурой застывания и эффективной низкотемпературной текучестью. Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 / MT-1, Scania STO 1:0, Scania STO 1:1 G, Scania STO 2:0 A FS, MAN 341 Type E3, MAN 341 Type Z2, MAN 342 Type S1, MB 235.8, ZF TE-ML 02B / 12L / 12N / 16F / 17B / 19C / 05A / 21A / 08 / 07A, R. Bosch AS TE-ML 08, Mack GO-J.

ADDINOL Getriebeol GH 75W-90

ADDINOL Getriebeol GH 75W-90

ADDINOL Getriebeöl GH 75 W 90 — синтетическое, высокоэффективное трансмиссионное масло с тщательно подобранными присадками. Подходит для синхронизированных и несинхронизированных механических коробок передач, распределительных и промежуточных шестерен, высоконагруженных гипоидных главных передач с большим перекосом осей. Соответствует требованиям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5, MIL-L 2105 D, VW 050 145, 050 150 (G 50), Bosch (ZF) TE-ML 08, ZF TE-ML 07A, Volvo 97316 (GO101), Ford ESD-M2C 175-A.

NGN 75W-90 GL4/5

NGN 75W-90 GL4/5

Трансмиссионное масло NGN 75W-90 GL4/5 — это универсальное синтетическое масло нескольких классов. Оно подходит для механических коробок передач, дифференциалов, задних мостов и рулевых механизмов. Соответствует SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5, API MT-1, MIL-L-2105 B/C/D, ZF TE-ML 02B/05A/07A/08A/12E/16B/16C/16D/17B/19B/21A, Mack GO-J, MIL-PRF-2105E, Volvo 97310, Scania STO 1:0, DAF, MAN M 3343 Type M / 342 Type M2 / 341 Type Z26, MB 235. 0 / 235.1, Arvin Meritor 076-N6, IVECO.

Shell Spirax S4 AT 75W-90

Shell Spirax S4 AT 75W-90

Shell Spirax S4 AT 75W-90 — полусинтетическое трансмиссионное масло, предназначенное для использования в механических коробках передач и мостах. Оно соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 / MT-1, ZF TE-ML 05A, ZF TE-ML 12N.

Total Transmission Dual 9 FE 75W-90

Total Transmission Dual 9 FE 75W-90

Total Transmission Dual 9 FE 75W-90 — высококачественное синтетическое трансмиссионное масло, предназначенное для использования в синхронизированных и несинхронизированных механических коробках передач, задних мостах и всех типах трансмиссий. Соответствует требованиям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 / MT-1, MIL-PRF-2105E, DAF, MB-Approval 235.8, MAN 341 TYPE E3, Z2, MAN 342 TYPE M3, SCANIA STO 1:0, VOLVO 97312, ZF TE-ML 02B, 05B, 12L, 12N, 16F, 17B, 19C, 21B.

CASTROL TRANSMAX MANUAL EP 80W-90

CASTROL TRANSMAX MANUAL EP 80W-90

CASTROL TRANSMAX MANUAL EP 80W-90 — минеральное трансмиссионное масло для механических коробок передач. Его высокая термическая стабильность предотвращает образование осадка и загустевание масла, сохраняя срок службы коробки передач. Оно соответствует спецификациям SAE 80W-90, API GL-4, MAN 341 TYPE Z2, ZF TE-ML 02B, ZF TE-ML 17A.

LIQUI MOLY Getriebeoil 75W-80

LIQUI MOLY Getriebeoil 75W-80

LIQUI MOLY Getriebeoil 75W-80 — полусинтетическое облегченное трансмиссионное масло для механических коробок передач легковых автомобилей. Масло обеспечивает отличную защиту от износа и легкое переключение передач. Оно соответствует спецификациям SAE 75W-80, API GL-5, MIL-L: 2105 C, PSA: B71 2330/B71 2315.

Motul Gear 300 100% synthese

Motul Gear 300 100% synthese

Motul Gear 300 100% синтетическое трансмиссионное масло — полностью синтетическое масло на основе эфира для всех типов механических коробок передач, синхронизированных и несинхронизированных коробок передач, раздаточных коробок и гипоидных дифференциалов без систем ограниченного скольжения, работающих при ударных нагрузках, высоких нагрузках и низких скоростях или средних нагрузках и высоких скоростях. Масло может использоваться для трансмиссий спортивных автомобилей. Оно соответствует требованиям спецификаций SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5, MIL-L 2105 D.

ZIC GFT 75W-90

ZIC GFT 75W-90

ZIC GFT 75W-90 — полностью синтетическое трансмиссионное масло для механических коробок передач и ведущих мостов легковых автомобилей, коммерческого транспорта и строительной техники. Масло создано на основе синтетического базового масла YUBASE и полиальфаолефинов (ПАО). Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 / MT-1, ZF TE-ML 02B / 08, MAN 341 Type Z2, Scania STO:1.

MANNOL Extra Getriebeoel 75W-90

MANNOL Extra Getriebeoel 75W-90

Трансмиссионное масло MANNOL Extra Getriebeoel 75W-90 — это универсальное, энергосберегающее, многосортное синтетическое трансмиссионное масло для всех типов механических коробок передач. Может использоваться во всех типах механических коробок передач, дифференциалов и рулевых механизмов легковых и грузовых автомобилей, шоссейной, внедорожной и специальной техники. Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4 / GL-5 LS, MACK GO-J, MACK GO-J Plus, MAN 342 Type M1, MAN 342 Type M2, MAN 342 Type M3, SCANIA STO 1:0.

Ravenol MTF-1 75W-85

Ravenol MTF-1 75W-85

Ravenol MTF-1 75W-85 — всесезонное синтетическое трансмиссионное масло для коробок передач, раздаточных коробок и дифференциалов. Масло может использоваться при высоких механических и термических нагрузках и обеспечивает увеличенные интервалы замены. Соответствует спецификациям SAE 75W-85, API GL-4 / GL-5, GM 1940182 / 93740319, Hyundai 04300-00110 / 04300-00140 / 08950-00020-A / 08950-00020-B, MB 235. 4 A 001 989 14 03, MITSUBISHI 3717610, Nissan 999MP-MTF00P / KE91699931 / KE91699942 / KLD26-75802, Opel/GM B-040-2071, Opel/GM MTF BOT 0063 до F35/MU3 5 скорость SAAB/GM/Opel, Opel/GM MTF BOT 402 до F35/MU3 5 скорость SAAB/GM/Opel. SAAB/GM/Opel, Toyota 08885-02606 / 08885-81060 / 08885-81070.

Total Transmission Gear 8 75W-80

Total Transmission Gear 8 75W-80

Total Transmission Gear 8 75W-80 — минеральное трансмиссионное масло, предназначенное для механических коробок передач легковых автомобилей. Масло имеет увеличенный интервал замены (250 000 км). Оно соответствует спецификациям SAE 75W-80, API GL-4+, PSA PEUGEOT CITROEN B71 2330.

Addinol Getriebeöl GS 75W-90

Addinol Getriebeöl GS 75W-90

ADDINOL Getriebeöl GS 75W-90 является полусинтетическим трансмиссионным маслом и предназначено для использования в синхронных и несинхронных механических коробках передач, рулевых механизмах, раздаточных коробках, высоконагруженных главных передачах с небольшим переключением осей. Соответствует спецификациям SAE 75W-90, API GL-4, MIL-L 2105, ZF TE-ML 08.

NGN 80W-90 GL4

NGN 80W-90 GL4

Трансмиссионное масло NGN 80W-90 GL4 — это минеральное трансмиссионное масло для использования в механических коробках передач и мостах легковых автомобилей, автобусов и грузовиков. Оно соответствует спецификациям SAE 80W-90, API GL-4, MIL-L-2105, MB 235.1 (80W), MAN 341N/ MAN 341 тип Z-1 (80W).

Источник: autoexpertjournal.ru

Добавить комментарий



👁 221