Замена двигателя на мотоцикле – нужно ли переоформление в ГИБДД?

Содержание статьи

Двигатель мотоцикла

Самое главное, что вам нужно знать о замене двигателя на мотоцикле, это то, что все правила, процедуры и условия перерегистрации в ГИБДД для такого переоборудования с автомобилями полностью идентичны. То есть мотоциклы и легковые и грузовые автомобили в данном случае не отличаются в этом отношении. Поэтому, если из изложенного ниже вам что-то станет непонятно, вы всегда можете обратиться к нашей основной статье о замене двигателя, а также к другим материалам на эту тему. И в этой публикации мы выясним, нужно ли делать замену двигателя на мотоцикле в ГИБДД 2022, в том числе регистрировать машину, покупали ли вы ее с уже замененным силовым агрегатом, можно ли поставить более мощный двигатель на мотоцикл, что делать, если вы купили двигатель по контракту. Рассмотрим также две лазейки, когда вы можете изменить этот узел и не попасть под обязательство по внесению изменений в долгосрочную конструкцию. Давайте пройдем все по шагам!

Двигатель мотоцикла – это запчасть или номерной агрегат?

Порядок и условия перерегистрации транспортных средств в определенных случаях регулируются в России несколькими законодательными актами:

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» — это основной документ, содержащий принципы законодательства в этой области,
  2. Закон «О регистрации автотранспортных средств»,
  3. и Постановление Правительства Российской Федерации № 1764 о порядке регистрации, изданное на основании вышеуказанного закона.

А теперь самое главное! Ни в одном из этих документов вы не найдете слова «запасная часть» или словосочетания «числовой блок». Правила 2022 года просто не манипулируют этими терминами в контексте возможности замены двигателя как в мотоцикле, так и в автомобиле, а также каких-либо обязательств и условий для перерегистрации такой замены.

Однако это не означает, что в соответствии с сегодняшними правилами перерегистрации все стало сложнее. Вовсе нет. Однако необходимо знать и понимать некоторые тонкости, касающиеся нашего вопроса. Мы рассмотрим их ниже.

Можно ли установить другой мотор на мототехнику по закону в 2022 году?

Да.

В том же законодательстве, приведенном в ссылках выше, вы не найдете прямого запрета на замену двигателя в мотоцикле (как в автомобиле). Да, это еще не означает, что силовой агрегат не является номерным, а только запасной частью. Вовсе нет!

Таким образом, любой владелец любого автомобиля имеет право поменять двигатель (а также любую другую часть автомобиля, включая даже кузов).

В 2022 году, однако, есть две проблемы:

  • Ограничения на замену двигателя мотоцикла, когда такая переустановка начинает влиять на безопасность дорожного движения,
  • Условия, при которых потребуются дополнительные процедуры.

И тут есть три важных тонкости, которые помогут нам разобраться дальше: во-первых, можно ли менять двигатель мотоцикла, а во-вторых, потребует ли такая замена двигателя перерегистрации в ГИБДД.

  1. В 2022 году двигатель является составной частью транспортного средства (он не является запасной частью или техническим устройством). Так гласит технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.
  2. Другой термин из того же справочника, который нам понадобится, — это «модификация дизайна». Это установка или замена элементов, не предусмотренных производителем, а также демонтаж элементов, предусмотренных заводом-изготовителем.
  3. Наконец, статья 20 Закона о регистрации гласит, что транспортное средство не может быть зарегистрировано, если номерные данные в регистрационных документах не соответствуют фактической конструкции.

Вам также будет интересно:

  • Нужно ли и как зарегистрировать замену контрактного двигателя в Национальной пожарной службе? Сколько это стоит и каковы документы?
  • Купил машину, номер двигателя не совпадает с ПТС — что делать и зарегистрирует ли ГАИ машину?
  • Нужен ли новый цвет автомобиля в ГАИ, если на машине есть пленка?

Нужно ли переоформление в ГИБДД?

Итак, мы выяснили, что двигатель мотоцикла можно поменять на другой. Однако остается открытым вопрос о том, должны ли такие изменения вноситься в документы на транспортное средство. Сейчас мы ответим на этот вопрос.

И это зависит от двух обстоятельств, касающихся нового двигателя мотоцикла, установленного в самом транспортном средстве.

Если двигатель той же модели и теми же характеристиками, что и «стоковый»

Выше мы приводили выдержку из статьи 20 Закона. В пункте 4(1) сказано, что если номера деталей не соответствуют номерам, указанным в регистрационных документах на транспортное средство, в регистрации транспортного средства будет отказано.

В то же время предусмотрено исключение — если регистрационные данные изменяются на основании представленных документов, то такие изменения должны быть просто внесены в документы. Другими словами, если в данном случае нет конструктивных изменений, то при перерегистрации автомобиля новый номер двигателя просто вносится в документы.

Более или менее то же самое, но более четко, изложено в другом законодательном акте — пункте 52 Постановления Правительства РФ №1764.

Таким образом, если при замене двигателя мотоцикла не произошло никаких конструктивных изменений, то в этом случае просто при любых дальнейших регистрационных действиях с мотоциклом (например, перерегистрация в ГИБДД при смене владельца, продление свидетельства о регистрации и так далее), новый номер двигателя будет добавлен в свидетельство о регистрации мотоцикла и свидетельство о регистрации. А если изменение силового агрегата мотоцикла является изменением его конструкции, то изменение сведений в документах производится только на основании свидетельства о соответствии внесенных конструктивных изменений безопасности дорожного движения.

Остается ответить на вопрос: что именно представляет собой модификация? Как определить, нужно ли перерегистрировать двигатель в конкретном случае?

А ответ прост, он вытекает из практики отказов дорожной полиции, но он также вполне логичен на основе вышеупомянутых определений автомобильной детали.

Так, в перерегистрации мотоциклов без сертификата соответствия на двигатель внутреннего сгорания вам откажут в двух случаях:

  • если модель нового двигателя мотоцикла отличается от модели «стокового» двигателя,
  • если одна или несколько характеристик отличаются от оригинального двигателя (например, рабочий объем, мощность, диаметр цилиндра, ход поршня и т.д.).

Другими словами, если после замены двигателя мотоцикла его модель не отличается от оригинальной модели, так же как и все параметры нового двигателя идентичны, то в этом случае не может быть и речи об изменении конструкции. А это значит, что вам вообще не придется делать ничего особенного, чтобы перерегистрировать замену двигателя в ГИБДД. Просто при каждом последующем переоформлении с мотоциклов сотрудники ГИБДД будут обязаны вписывать в документы номер нового двигателя вместо старого.

Как мне определить, поменялась ли у меня модель и характеристики?

Это довольно легко сделать. Для этого достаточно посмотреть на маркировку, выбитую на блоке двигателя. Как правило, он начинается с модели двигателя, за которой следует номер модели. Обратите внимание на следующие возможные различия между моделью и серийным номером:

  • Чаще всего мотоциклы иностранного производства имеют буквы в обозначении модели двигателя (почти никогда — в серийном номере),
  • между моделью и номером могут быть пробелы или звездочки,
  • в некоторых случаях (например, мотоциклы «Урал») модель двигателя маркируется отдельно от серийного номера.

Вот пример маркировки на двигателе мотоцикла KTM:

Модель двигателя мотоцикла слева и серийный номер справа.

На мотоциклах «Урал», например, как мы описали выше, номер двигателя обозначается отдельно. Например, можно увидеть отдельную надпись «ИМЗ 8.103 10».

Таким образом, при замене двигателя внутреннего сгорания на другой в одном и том же автомобиле главное, чтобы старая и новая модель трансмиссии были одинаковыми — указывается в начале обозначения. В этом случае и характеристики будут в основном совпадать (но все же лучше проверить этот момент перед покупкой и заменой двигателя). И тогда не должно возникнуть проблем с регистрацией в Государственном управлении автомобильных дорог (ГИБДД).

Если модель двигателя или параметры различаются

В этом случае еще не все потеряно. Однако зарегистрировать замену двигателя в государственной дорожной инспекции гораздо сложнее.

Таким образом, если устанавливается деталь, не предусмотренная конструкцией автомобиля производителем, это является изменением конструкции. Пункт 7.18 перечня дефектов в правилах дорожного движения гласит, что на такие изменения необходимо получить разрешение в Инспекции безопасности дорожного движения. На практике это делается путем получения предварительного разрешения, а затем на основании свидетельства о безопасности дорожного движения меняется компонент в документах на транспортное средство (свидетельство о регистрации и свидетельство о регистрации транспортного средства в случае двигателя).

Однако такой сертификат может быть получен только после надлежащей проверки безопасности модификации. В пункте 75 Технического регламента указано, что такая проверка осуществляется в виде двух процедур:

  1. Первоначальное утверждение модификации,
  2. Последующий осмотр на предмет соблюдения правил безопасности дорожного движения.

В действительности, во всей процедуре официального внесения изменений существует гораздо больше этапов:

  1. Во-первых, необходимо получить разрешение в дорожной полиции на замену двигателя — это формальность и, по сути, выдается всем владельцам мотоциклов,
  2. Далее необходимо найти сертифицированную лабораторию и провести предварительное испытание, которое покажет, допустимо ли по соображениям безопасности заменить двигатель в мотоцикле на тот, который вы хотите установить,
  3. Если экспертное заключение показывает, что замену двигателя можно произвести, то замену двигателя производят на сертифицированной станции техобслуживания,
  4. Затем вы проходите окончательные испытания в той же лаборатории и получаете сертификат, подтверждающий, что модификация соответствует требованиям безопасности дорожного движения,
  5. После этого проводится технический осмотр,
  6. И, наконец, вы снова идете в ГАИ со всеми документами и договариваетесь о том, чтобы в документах изменили номер двигателя, а в свидетельстве о регистрации поставили штамп о внесенных в конструкцию изменениях.

Вся эта процедура с описанием всех этапов подробно описана в статье об официальных структурных изменениях.

Если поставили другой двигатель на мотоцикл – откажут в постановке на учёт?

И еще раз, резюмируя вопрос и для закрепления вашего понимания того, можно ли установить еще один двигатель в мотоцикл, мы рассмотрим 2 разительно отличающихся условия.

  1. Вам совсем не обязательно проходить повторную регистрацию, если вы установили другой двигатель той же модели и с теми же параметрами, что и тот, который у вас был. При каждой последующей регистрации в ГИБДД вам просто будет присваиваться новый серийный номер двигателя.
  2. Если вы изменили модель и/или характеристики двигателя, вам придется не только зарегистрировать новый агрегат в ГИБДД, но и сначала пройти ряд испытаний в лаборатории на предмет соответствия правилам.

Как в ГИБДД узнают о замене ДВС?

Логичный вопрос — вы уже меняли двигатель в своем мотоцикле, но без участия дорожной полиции, что вполне логично. Еще логичнее — что ни один офицер вообще не узнает о такой замене до следующего осмотра мотоцикла в сервисном центре, который обязательно включает сверку маркировки на двигателе с документами.

На самом деле, во многих случаях, даже если вы установили более мощный двигатель («свапнули») или от другого мотоцикла, вы можете продолжать управлять мотоциклом до конца его жизни без каких-либо проблем со стороны дорожной полиции. Однако вы узнаете об обмене, когда продадите мотоцикл другому владельцу, который обратится в регистрационный отдел ГИБДД для его регистрации. Именно при проверке номера двигателя станет ясно, что обмен возможен. А поскольку речь идет о структурных изменениях, новый владелец будет лишен возможности перерегистрировать мотоцикл по закону.

А если я не собираюсь продавать мотоцикл?

Конечно, может случиться так, что инспектор дорожной полиции на дороге решит проверить маркировку двигателя мотоцикла во время остановки. Он имеет на это право. В этом случае факт наличия неродного двигателя будет выявлен, и мотоцикл будет принудительно снят с учета в инспекции безопасности дорожного движения. Об этом мы поговорим ниже.

Если двигатель такой же – как переоформить?

Даже если кто-то захочет перерегистрировать двигатель на двигатель, аналогичный оригинальному, он не сможет этого сделать, так как по закону это не является процедурой регистрации. То есть, если вы хотите, например, избавить будущего владельца мототехники от проблем при ее продаже, то этого делать просто нельзя. Но опять же, у него не будет проблем, если новый заменяемый двигатель будет иметь только разные серийные номера.

Три причины, по которым в перерегистрации двигателя откажут всегда!

Тем не менее, при замене двигателя в мотоцикле даже на «стоковый» могут возникнуть проблемы в ГИБДД. Дело в том, что существует еще несколько юридических причин для отказа в перерегистрации двигателя. Все они указаны в части 1 статьи 20 Закона о регистрации и включают следующее:

  • если маркировка на новом двигателе вашего мотоцикла неразборчива (в этом случае вас отправят на экспертизу экспертам, и если они определят номер двигателя, вас зарегистрируют, если нет — откажут), перевернута, имеет следы подделки, стерта или иным образом скрыта или уничтожена,
  • если двигатель ранее был зарегистрирован на мотоцикле, который числится в базах данных Инспекции безопасности дорожного движения как утилизированный,
  • как мы уже говорили выше — если новый двигатель другой модели и/или спецификации, и вы не прошли проверку безопасности мотоцикла,
  • если двигатель находится в розыске.

К сожалению, поскольку большинство этих показаний относится к базе данных дорожной полиции, нет возможности заранее проверить, например, был ли снят двигатель с угнанного или утилизированного мотоцикла. Дорожная полиция не предоставляет такую информацию по запросу участников дорожного движения, даже официально. Поэтому покупка подержанного запасного двигателя — это всегда «свинья в мешке».

Да, существует также небольшое количество оснований для отказа в регистрации (в том числе в случае измененной конструкции), не связанных с самим двигателем:

  • если у вас есть запрет на регистрацию мотоцикла, инициированный судебными приставами,
  • если вы не уплатили госпошлину или уплатили ее не по тем реквизитам (не в том месте, не на той государственной службе),
  • и другие основания из части 2 статьи 20 Федерального закона.

Нужны ли документы на заменённый мотор?

Нет.

Несмотря на то, что наличие правового основания на двигатель кажется логически обязательным, ни один нормативный акт, ни Закон от 2022 года не упоминает такие документы как обязательные для перерегистрации замены двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.

В пункте 52 PRRF № 1764 прямо указано, что если при замене силового агрегата в конструкцию не внесены изменения, то переоформление производится только на основании осмотра. Кроме того, статья 15 Закона о регистрации дает обширный перечень документов для замены двигателя, и среди них нет ни одного:

  • ни договор купли-продажи замененного двигателя мотоцикла
  • без таможенной декларации,
  • или свидетельство о праве собственности на выданную единицу,
  • или другие документы, подтверждающие право собственности на двигатель.

Пункт 6 статьи 15 данного закона предусматривает запрет на истребование сотрудниками ГИБДД документов, не предусмотренных данной статьей.

Я приобрёл контрактный двигатель – можно ли переоформить?

Да. Как мы уже говорили выше, сотрудники полиции не имеют права требовать каких-либо таможенных деклараций или сборов за ввоз автомобилей.

Приобрести запчасти, экипировку и сам мотоцикл можно у наших друзей в https://bike4you.ru/

Две лазейки, когда переоформление даже неродного мотора не нужно

А теперь о лазейках. На самом деле, существует два рабочих способа не перерегистрировать двигатель, даже если это связано с изменением конструкции.

Ищем агрегат в каталогах компонентов производителя

Выше мы писали, что если вы устанавливаете компонент, не предусмотренный производителем, происходит изменение конструкции мотоцикла. А это для переоформления для легального движения по российским дорогам уже требует проверки на соответствие требованиям безопасности дорожного движения в виде экспертного заключения.

Дело вот в чем: правила 2022 года далеки от того, чтобы обязать вас проходить такую проверку даже в случае изменения конструкции — то есть установки другого двигателя на ваш мотоцикл.

Обращаясь к пункту 77 Технического регламента, мы видим, что инспекция не требуется в двух случаях:

  • Если двигатель был изготовлен специально для мотоцикла (но не обязательно производителем той же марки и модели) и был испытан как часть мотоцикла, что отражено в соответствующем сертификате соответствия,
  • если производитель мотоцикла указал этот мотоцикл в руководстве производителя мотоцикла.

А Юрий Панченко в одной из наших соседних статей дал ценный совет по поводу этой лазейки. В специальном документе для мотоцикла, который называется «Каталог продукции» (если ваш автомобиль старый, то раньше он назывался «Каталог деталей и узлов»), вы должны найти все модели двигателей, которые разрешены к установке. А двигатель из этого каталога — тот, который производится для вашей модели мотоцикла и, по возможности, имеет сертификат соответствия.

Меняем только блок мотора

Вторая лазейка заключается в том, что, по сути, ни одно уполномоченное лицо не заметит замену двигателя, если вы проведете переборку из-за дефекта, который не выходит за пределы блока цилиндров или других компонентов двигателя за пределы кожуха, на котором выбиты модель и номер.

То есть, если вы заменяете не весь двигатель, а только неисправные детали, или для увеличения мощности только короткозамкнутый ДВС, то фактически и формально замены двигателя нет. Следовательно, перерегистрировать ничего не нужно, и проблем возникнуть не должно.

Возможно, вы найдете что-то еще полезным:

  • Можно ли установить решетку радиатора на Ниву и другие автомобили?
  • Как официально внести изменения в конструкцию автомобиля?
  • Могу ли я поставить двигатель большего объема и/или мощности и как?

Поставили другой мотор на кроссовом/эндуро мотоцикле или питбайке – нужно ли оформлять в ГАИ?

Все работает так же, как и в дорожных автомобилях. За исключением мотоциклов, которые не являются транспортными средствами из-за отсутствия надлежащей документации в виде регистрационного свидетельства.

В последнем случае дорожная полиция вообще не имеет к ним никакого отношения. В случае наличия сертификата на самоходную машину (ПСМ) Гостехнадзор уже работает, и здесь с заменой двигателей все гораздо проще. Это относится не только к кроссовым или эндуро мотоциклам и питбайкам, но и к квадроциклам, снегоходам и подобным транспортным средствам.

Источник: autotonkosti.ru

Добавить комментарий



👁 1 956