Датчик положения распредвала: зачем нужен и как проверить

Современные машины иногда обвиняют в том, что они слишком сложны. По-видимому, это можно сделать более просто. Например, такой датчик. Вы могли бы обойтись без этого, не так ли? Датчик положения коленчатого вала достаточен для нормальной работы двигателя, не так ли? Теоретически, да. Но, как говорил Маяковский: «Если звезды светят, значит, это кому-нибудь нужно? Да. Так же как и датчик положения распределительного вала.

ДПКВ и ДПРВ: что к чему?​

О датчике положения коленчатого вала я вспомнил не случайно: его задача очень похожа на задачу датчика положения распределительного вала. И их дизайн практически идентичен. Так зачем нам нужен второй датчик для контроля вращения распределительного вала?

Было время, когда двигатели обходились без него, полагаясь исключительно на данные датчика положения коленчатого вала. Это было нормально, но расход бензина был заметно выше из-за режима параллельного двойного впрыска. Другими словами, топливо впрыскивалось через две одновременно открытые форсунки. В одном цилиндре топливо работало (сгорало), а в другом — расходовалось впустую. В эпоху тотальной экологизации двигателей и разгула защитников окружающей среды нельзя было мириться с таким расточительством бензина, поэтому в дополнение к DPCV появился датчик положения распределительного вала (MTPS). Был изменен алгоритм впрыска топлива. 

Теперь можно было открыть только одну форсунку — началась эра ступенчатого впрыска. Функция DPI заключается в том, чтобы сообщить блоку управления, что поршень в данном цилиндре приближается к верхней мертвой точке, и топливо теперь должно распыляться там через открытую форсунку. Остальные форсунки открывать не нужно.

Датчик положения распредвала ДПРВ
Датчик положения распредвала ДПРВ

Теоретически этот датчик не так важен, как DPKV. Именно датчик положения коленчатого вала выполняет основную функцию. Он способен определить скорость и положение коленчатого вала в любой момент времени — т.е. определить фазу. И внезапный отказ датчика положения коленчатого вала не так страшен, как отказ IDCG. В большинстве случаев двигатель переходит в режим двухпараллельного впрыска, но не выходит из строя (подробнее о симптомах отказа IDCM я расскажу ниже). Но точная синхронизация с неработающим датчиком распредвала будет невозможна, и его придется заменить. Не зря щуп распределительного вала часто называют датчиком фаз, хотя это не совсем точно. 

Так что же это такое и как его проверить?

Брат-близнец ДПРВ и ДПКВ

Здесь снова следует упомянуть датчик коленчатого вала — датчики распределительного вала конструктивно идентичны. И они тоже могут быть оптическим, магнитным (индуктивным) и датчиком Холла. Последние являются наиболее распространенными и рассматриваются ниже. Позвольте мне кратко напомнить вам, что такое эффект Холла.

Был такой американский ученый, которого звали Эдвин Холл. Он работал в Гарварде и однажды задался вопросом, можно ли изменить сопротивление проводника в магнитном поле. Проведя серию экспериментов, он обнаружил, что помещение проводников постоянного тока в магнитное поле создает разность потенциалов. Это явление было названо эффектом Холла, а возникающая разность потенциалов — напряжением Холла. Эффект Холла имеет очень широкий спектр применения. Например, в электронных компасах в смартфонах. Однако нас интересуют датчики Холла, использующие этот эффект. Эти датчики реагируют на близость металла изменением напряжения на сигнальном проводе. Металл, который необходимо приблизить к датчику, является тем же самым, что и целевой диск, или отдельными зубчатыми колесами. В целом, система довольно похожа на систему того же типа DPKV. 

Датчик холла - он же ДПРВ
Датчик холла — он же ДПРВ

В принципе, датчик положения распредвала не сильно отличается от датчика положения коленчатого вала. Его основным компонентом является катушка, на которую при включении зажигания подается постоянное бортовое напряжение 12 вольт (на самом деле чуть больше, но для простоты — 12 вольт). Третий провод датчика — это сигнальный провод. Это возвращает в ЭБУ в среднем 90-95% напряжения. Когда транспондер проходит рядом с датчиком, напряжение на сигнальном проводе падает до менее чем половины вольта (у разных автомобилей разные настройки, но в среднем 0,2-0,5 В). Это сигнал для ЭБУ. И он заметно точнее, чем сигнал датчика положения коленчатого вала, а на двигателях с фазовращателем он вообще единственный, который может точно указать фазу. Что произойдет, если сигнал исчезнет?

Как продиагностировать ДПРВ

И это было бы просто: ЭБУ, используя данные с датчика положения коленчатого вала, узнавал бы, когда поршни проходят верхнюю мертвую точку. Но он не будет знать, какой поршень приближается к этой точке. Чтобы предотвратить пробуксовку двигателя, ЭБУ даст команду форсункам переключиться с фазированного впрыска на двойной параллельный впрыск. Двигатель будет работать, но не в обычном режиме. Интересно отметить, что неопытный водитель не всегда понимает, что существует проблема с LPVC: Check Engine загорается не всегда, а потеря тяги часто остается незамеченной новичком (и не антишпионы или другие либералы в данном случае, а неопытный водитель). Он также может не заметить увеличения расхода бензина.

В более серьезных ситуациях, конечно, загорается индикатор Check Engine. Здесь все понятно — диагностика все покажет. Кроме того, могут возникнуть очень неприятные симптомы: неровный холостой ход, рывки при разгоне, «тиканье», а иногда двигатель может даже заглохнуть. Начало также может быть трудным.

Ошибка на приборной панели из-за сломанного ДПРВ
Ошибка на приборной панели из-за сломанного ДПРВ

Иногда симптомы неработающей дроссельной заслонки проявляются только на высоких оборотах, но это случается довольно редко.

К сожалению, весь этот набор неисправностей может не однозначно указывать на неисправность датчика распредвала. При тех же симптомах может погибнуть, например, катушка зажигания или бензонасос. Или что-то другое — симптомы очень расплывчаты. Но вы должны найти неисправный датчик каким-то образом….. А потом ищите!

«… смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать»

Честно говоря, диагностировать этот датчик не очень просто. Но давайте попробуем кое-что сделать.

Начнем с самого простого и очевидного метода — подключения сканера. Ошибки могут быть разными: P0340 (нет сигнала от датчика положения распредвала), P0341 (фазы распредвала не соответствуют тактовой частоте распредвала), P0342 (низкий уровень в цепи IDGH), P0343 (высокий уровень сигнала IDGH), P0339 (плохой сигнал IDGH). Наиболее распространенная ошибка — просто отсутствие сигнала, P0340. Но этот раздел не для тех, кто знает, как пользоваться сканером — они уже все знают. Поэтому мы пойдем своим путем — с молотком, анализом и дешевым мультиметром. Именно так, как нам нравится.

Поэтому, если у вас нет сканера, самый простой способ проверить DPW — установить заведомо исправный датчик. Его нетрудно найти на двигателе (он стоит где-то на краю рядом с концом распределительного вала), и его также легко снять. Но вот беда: мало у кого дома есть запасной DPWS. Вот почему мы продолжаем думать.

Другой способ немного сложнее, но тоже вполне рабочий — с измерением напряжения на сигнальном проводе. Еще лучше заточить щуп мультиметра до состояния иглы, чтобы проткнуть им изоляцию провода. Сначала найдите постоянные 12 вольт, которые появляются при включении зажигания, затем ищите сигнальный провод. Для этого поищите, где напряжение ниже. Если, например, к датчику идут два провода с напряжением 13,4 В, то сигнальный провод будет иметь напряжение около 12 (13,4×0,9). Если этого напряжения нет, можно поздравить себя с победой — датчик не работает, дело сделано. Если напряжение есть, продолжайте поиски.

Теперь нам нужно проверить, что датчик реагирует на репертуар (т.е. на кусок железа). Снимаем датчик, но не отсоединяем разъем, так как он не будет работать без постоянного питания. Теперь, при включенном зажигании, попытайтесь возбудить этот датчик любым железным предметом (гаечный ключ, молоток — любой железный предмет). Если, когда вы подносите утюг к концу датчика, напряжение на сигнальном проводе падает до 0,5 В или меньше, то датчик определенно работает. Если этого не происходит, значит, он не работает. По всей вероятности, он не работает, так как это необходимо проверить более тщательно с помощью осциллографа, которого у вас, очевидно, нет под рукой. Однако отсутствие падения напряжения при приближении к железу говорит о том, что DPMS работает не совсем точно, и кроме этого существуют и другие способы проверки датчика с помощью мультиметра. Здесь описаны самые основные из них.

Что делать и кто виноват?

Не существует способа значительно продлить срок службы датчика распредвала. Как и любая другая железная или пластиковая деталь, она имеет право на естественную смерть. Так что остаются только неактуальные способы: стараться держать моторный отсек в чистоте (грязь жадна до проводов и разъемов), а под капотом, кроме датчика, все в порядке. Чрезмерная вибрация, перегрев — все это плохо для любого датчика. Кстати, именно поэтому проверку DPW лучше начинать с внешнего осмотра. Если пластиковый корпус треснул или провода к нему позеленели и рассыпаются в ваших руках, вам стоит беспокоиться.

Ремонт датчика бесполезен, вам останется только заменить его. И вас не должен успокаивать тот факт, что двигатель как-то работает без него: двигатель в этом случае работает в ненормальном режиме, а это не идет ему на пользу.

В целом, существует несколько потенциальных причин, по которым даже неисправный датчик не будет работать. Первый — если за многие годы на его поверхность попала металлическая пыль или стружка. В этом случае сигнал от повторителя распределительного вала будет искажен или отсутствовать. Второй причиной является сам опорный диск распределительного вала. Если он каким-либо образом ослаблен на распредвале, зазор между ним и датчиком будет колебаться. Сигнала в этом случае тоже не будет.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 422