ГУР — что это такое, причины поломки ГУР и как ремонтировать

Реечная система рулевого управления с интегрированным усилителем или, проще говоря, рейка с усилителем — это то, чего владелец любого подержанного автомобиля надеется избежать. Иногда при первых признаках неисправности, таких как гудящий насос, дребезжащая шестерня или утечка жидкости, человек предпочитает продать автомобиль, чтобы избежать дорогостоящего ремонта. Если вы помните, мы уже описывали замену всей стойки — однако это самый простой вариант, если вы располагаете неограниченными средствами. Однако если стоимость стеллажа становится адреналином из-за его цены, то вы прибегаете к ремонту. Сегодня мы рассмотрим весь процесс ремонта рейки гидроусилителя руля с момента ее поступления в отдел приемки до момента передачи отремонтированного изделия клиенту, а также насколько сложна эта операция и почему она так дорого стоит.

Рулевые рейки с ГУР: как устроены и какими бывают

ПВ принципе, все рулевые механизмы с гидроусилителем одинаковы. Однако при ближайшем рассмотрении можно выделить некоторые тонкости. Например, зазубрины на рулевой тяге могут быть прямыми, скошенными или с переменным рисунком зазубрин. Здесь не будут обсуждаться преимущества и недостатки каждого варианта.

Итак, принцип работы, как мы уже выяснили, тот же: шток перемещается во втулках, установленных в корпусе рулевого механизма, и уплотняется дросселями. Существуют также реечные механизмы с треугольным валом, как его называют мастера. Фактически, одно из его единственных преимуществ заключается в том, что он позволяет обнаружить износ раньше. В остальном он имеет только недостатки, самым существенным из которых является невозможность замены втулки и сальника штока без снятия поршня гидроусилителя руля (к этому мы вернемся ниже).

Рулевая тяга, независимо от исполнения, прижимается специальным упором, с помощью которого регулируется зазор в зацеплении. Вал ведущей шестерни рулевого механизма составляет единое целое с золотником. Золотник представляет собой перепускной клапан, который в зависимости от того, в какую сторону повернут руль, перенаправляет поток жидкости вправо или влево от поршня, установленного на рулевой тяге, тем самым помогая повернуть руль. Этот поршень движется внутри цилиндра, который является частью корпуса всего рулевого механизма.

Особого внимания заслуживает вентиляция внутри рулевого механизма. Причина этого заключается в том, что пыльники плотно прижимаются к рулевым тягам и рулевому механизму, в результате чего во время движения поршневого штока один из пыльников может оказаться под отрицательным давлением, что может привести к ускоренному износу пыльников или, что еще хуже, к засасыванию пыли или грязи в рулевой механизм извне. Существует три конструктивных решения этой проблемы: вентиляционные каналы в рулевом валу, вентиляционные каналы в рулевой коробке, соединенные трубой, и вентиляционные каналы в пыльниках, также соединенные трубой.

Последний подход, по общему признанию, является самым ненадежным. Если труба порвана или пылезащитный кожух поврежден в месте соединения, рулевой механизм немедленно заполнится водой и грязью, что сразу же приведет вас обратно к тому месту, где мы создавали этот материал.

Насосы ГУР

Прежде чем перейти к нюансам эксплуатации и неисправностей, стоит отдельно упомянуть об одном из самых дорогих компонентов системы рулевого управления — его насосе. Существует два типа насосов, различающихся по типу привода — с приводом от коленчатого вала и с приводом от электродвигателя. Сегодня мы рассмотрим первый тип насосов.

Все довольно просто: две пластины, в которых прорезаны всасывающий и нагнетательный каналы для рабочей жидкости, охватывают кольцо статора с эллиптическим профилем, внутри которого вращается ротор с лопастями.

Под действием центробежной силы лопатки при вращении выдвигаются из своих пазов, увлекая за собой жидкость. Двигаясь дальше по поверхности статора, лопатка входит в щель и выбрасывает жидкость под давлением в канал и далее в систему. Давление регулируется специальным клапаном.

Все это размещено в корпусе с установленным сверху расширительным бачком, хотя часто он может быть установлен отдельно от насоса.

С чего начинается поломка рулевой рейки с ГУР

Обычно все начинается с жалобы клиента на стук или утечку рабочей жидкости. Другой, менее распространенной причиной обращения в сервис может быть острое рулевое управление и повышенный люфт рулевого колеса. После лечения алгоритм действий достаточно стандартный.

В первом случае автомобиль направляется на фейслифтинг, где проводится диагностика.

С чего начинается поломка рулевой рейки с ГУР
С чего начинается поломка рулевой рейки с ГУР

Опытный мастер определяет, не разбирая дорожку или какой-то компонент передачи. Если причиной беспокойства является полоса, ее снимают и отправляют в мастерскую для промывки и очистки.

В той же мастерской установлен пескоструйный аппарат для восстановления рулевого механизма до почти идеального состояния.

Почему почти? Потому что при желании клиента его можно восстановить до первозданного состояния в покрасочной мастерской.

Диагностика неисправности ГУР на стенде

Как только рулевой механизм попадает в руки механика, он устанавливает его на специальный диагностический стенд.

Диагностика неисправности ГУР на стенде
Диагностика неисправности ГУР на стенде

После сборки он подсоединяет шланги, по которым течет та же жидкость, что и в автомобиле (которая, как мы помним, тоже время от времени требует замены). Имитируя работу механизма на автомобиле, мастер проверяет его герметичность, а также рабочее и максимальное давление в системе. Последние параметры используются для определения технического состояния слайдера.

Ремонт ГУР по шагам — инструкция

Теперь рассмотрим все по очереди, от компонента к компоненту, чтобы собрать для себя полную картину масштаба трагедии ремонта, казалось бы, простого механизма. Начнем с видимой части: рулевого механизма и золотника.

Ремонт ГУР по шагам - инструкция
Ремонт ГУР по шагам — инструкция

Явные дефекты рулевой рейки

На первом этапе, когда еще ничего не удалено, можно только осмотреть корпус и проверить наличие явных дефектов или повреждений — например, трещин. Затем, когда механизм отправляется на разборку для восстановления и ремонта, проводится более детальная проверка дефектов корпуса. Это может выявить царапины на внутренней поверхности цилиндра.

Рулевая рейка с ГУР в ремонте
Рулевая рейка с ГУР в ремонте

Царапины могут быть вызваны частицами пыли, застрявшими в порванном или неплотно прилегающем пылезащитном чехле. Пыль и мусор также могут попасть в рулевой механизм через порванный воздушный канал, соединяющий пыльники.

Трещины на корпусе

Найденную трещину — небольшую и не очень ответственную часть корпуса — можно отремонтировать, но если повреждение более значительное, вам, скорее всего, посоветуют заменить корпус. Царапины или коррозия на зеркале цилиндра могут быть удалены шлифованием.

Если корпус ползуна является составной частью корпуса рулевого механизма, то также проверяется внутренняя поверхность ползуна.

Причины поломки ГУР
Причины поломки ГУР

Выемка на контактной поверхности

Часто на внутренней стороне контактной поверхности образуется выемка, поскольку кольца на золотнике, в конце концов, являются тефлоновыми уплотнениями. Эта неисправность может привести к тому, что золотник «выскочит», и вы увидите, что рулевое колесо поворачивается рывками — или это может привести к тому, что рулевое колесо будет более скользким, чем при повороте влево. Этот дефект устраняется путем расточки и заполнения вставки: внутренняя поверхность цилиндра сверлится до заданного диаметра и впрессовывается новый кусок латуни с требуемым внутренним диаметром и уже просверленными канальными отверстиями.

Процесс ремонта ГУР
Процесс ремонта ГУР

Саму катушку трудно сломать, но уплотнительные кольца могут вызвать проблемы. На одной из фотографий видно, как уплотнительное кольцо отслоилось.

Гидроусилитель руля в разобранном виде
Гидроусилитель руля в разобранном виде

Замена тефлоновых колец

Тефлоновые кольца как компонент в принципе легко заменить.

Тефлоновые кольца для гидравлического усилителя руля
Тефлоновые кольца для гидравлического усилителя руля

Однако конструкции могут отличаться у разных производителей, а катушка вместе с корпусом может быть отдельной деталью. Кроме того, это может быть отдельная деталь, которая не подлежит ремонту. В этом случае возможна только полная замена.

Шток ГУР в разборе
Шток ГУР в разборе

Шток звездочки

Шток звездочки является одним из наиболее информативных компонентов рулевого механизма с точки зрения обнаружения неисправностей без разборки.

Запчасти для ремонта гидроусилителя рулевого управления
Запчасти для ремонта гидроусилителя рулевого управления

Здесь все логично и просто: если что-то не так с зубьями — слышен стук или заедание, если повреждена втулка — тоже стук, сальники изношены — есть утечка. Поэтому первое, что делает мастер, если в рельс попал стук, — это затягивает его в тиски. Кроме того, при вращении вала-шестерни одной рукой, усилие на стержень прикладывается другой рукой через инструмент, как если бы он вращался.

Люфт рулевого управления из-за поломки ГУР
Люфт рулевого управления из-за поломки ГУР

Люфт рулевой рейки

Таким образом, определяется люфт в коробке передач. Если рулевой механизм исправен, такого люфта быть не должно. В нашем случае люфт присутствовал на протяжении всего хода штока поршня. Чтобы понять, что именно происходит, мастер затянул регулировочную гайку упора штока, уменьшив тем самым люфт в зацеплении. Если люфта не было вообще, то он был в порядке еще некоторое время, тогда как на тестовом механизме люфт исчезал, но не на всем протяжении хода. По этой причине мастер посоветует вернуть стойку в ремонт — но владелец может отказаться, посчитав, что в данный момент это не критично.

Затем, выдвинув шток в крайнее правое положение, мастер проверил износ боковой втулки. Операция была довольно простой: можно было взять тело одной рукой и положить большой палец на стержень, другой рукой попытаться качать этот стержень, и под приложенным пальцем можно было почувствовать явное биение. Этого, конечно, не должно быть. В этом случае необходимо демонтировать рулевую тягу, включая дроссели, втулки и отправить ее на ремонт.

Сам шток может иметь несколько неисправностей: изношенные зубья, изношенное уплотнительное кольцо поршня, изношенная рабочая поверхность штока или коррозия, изношенная боковая втулка.

В принципе, все неисправности можно устранить, за исключением чрезмерного износа или сколов зубов. Кольца и втулки заменяются, при необходимости даже поршни.

Что менять в ГУР при его ремонте
Что менять в ГУР при его ремонте

А износ или коррозия «компенсируются» шлифовкой вала.

Рулевая рейка внутри - как выглядит
Рулевая рейка внутри — как выглядит

Уменьшение диаметра вала после шлифовки не является проблемой, так как имеются сальники ремонтопригодного размера.

Пластиковая втулка в ГУР
Пластиковая втулка в ГУР

Снятие рулевого вала

При снятии вала также проверяется упор. Его контактная часть имеет пластиковую втулку, которая может быть изношена — в этом случае ограничитель следует заменить. Возможно, сам стопор сломался из-за заедания и смещения.

Теперь, как и было обещано, поговорим о треугольных пробках. Они называются так потому, что конец стержня на самом деле является треугольником, хотя и только в своей зазубренной части. Проблема в том, что один сальник и втулку мы можем заменить без проблем, а другой сальник и втулку — нет, потому что сальник круглый.

Токарные работы при ремонте ГУР рулевого управления
Токарные работы при ремонте ГУР рулевого управления

Поэтому, чтобы выполнить такую простую операцию, нужно отнести стержень токарю: он аккуратно вырежет поршень, заменит то, что нужно заменить, и так же аккуратно поставит поршень на место и намотает его на стержень. Как и следовало ожидать, согласно закону Мерфи, именно треугольный стержень ремонтируется в ГУРе.

Сальники ГУРа

Еще несколько слов о сальниках: это расходный материал, поэтому на производстве они имеются в изобилии.

Уже указывалось, что существуют первые и иногда вторые ремонтные размеры сальников. Это хорошая новость для клиентов, поскольку восстановление вала обходится дешевле, чем его замена.

Еще один важный и интересный нюанс — взаимозаменяемость стержней. Иногда, если того требуют обстоятельства или есть острая необходимость, мастера прибегают к маленьким хитростям. Бывает, например, так, что стержни в большом количестве есть только для нужной модификации очень популярной в нашей стране модели. И если вмятина зуба на стержне прямая, то проблем с взаимозаменяемостью не возникает. Если он скошен, то вы попали и готовы потратить деньги.

Другим примером взаимозаменяемости являются кроссовые модели. Давайте вспомним, кто является яркими представителями глобализации. Например, Audi Q7, Porsche Cayenne и VW Touareg — являются одной платформой, все это знают. Но у этих моделей совершенно разные рулевые механизмы! Разница в зубцах стержня приводит к целой последовательности изменений в настройках электронной системы. Другой угол наклона означает другой угол наклона, другое положение датчика угла поворота руля, а это также означает другое усилие на руле, системы стабилизации и т.д. Вывод очевиден: вы не сможете просто «перекинуть» звездочку с одного автомобиля на другой.

Секреты ремонта ГУР

Насос гидроусилителя

Переходим к насосу гидроусилителя руля. Его дефект можно определить уже на рабочем автомобиле. Он может гудеть постоянно, при изменении оборотов или при крайнем положении рулевого колеса. Последнее является не ошибкой, а призывом к осторожности — удержание рулевого колеса в таком положении более 20 секунд может привести к неприятным последствиям.

После снятия насоса с автомобиля его можно проверить без разборки на специальном стенде, который изначально относится к технически исправным насосам.

Стенд автоматически разгоняет насос до 500, 1 000 и 1 500 об/мин и контролирует работу — особенно регулятора давления. Сравнивая графики эталонного и диагностируемого насоса, мастер делает выводы о техническом состоянии последнего. Если система не слишком засорена и предполагается, что жидкость в системе в норме, шум может быть вызван износом деталей насоса.

Наиболее нагруженными деталями в насосе являются лопасти. В результате действующих на них сил, пазы в рабочем колесе развиваются — они меняют форму с прямоугольной на более округлую, и лопатка начинает колебаться. Следствием этого является вмятина в кольце статора. Ослабленное лезвие начинает изнашивать боковые пластины канала, тем самым выводя из строя весь узел. Самым катастрофическим состоянием насоса может быть выход из строя рабочего колеса, что и произошло в нашем примере.

К счастью, каждый компонент можно заменить на новый — они есть в наличии.

Проблемы ремонта ГУР

Проблемы ремонта ГУР — самые частые проблемы

После ремонта ГУР — что делать

После ремонта насоса гидроусилителя руля он отправляется на специальную станцию для окончательной диагностики. Если все в порядке — следующий шаг — позвонить клиенту и сообщить ему радостную новость.

После устранения всех дефектов и неисправностей компоненты рулевого механизма поступают к специалисту для сборки.

В то же время все сальники, уплотнительные кольца и втулки «отправляются» к нему. Техник все собирает, а затем отправляет стойку на диагностическую станцию: В нашем случае MSG MSG502M. Повторив весь процесс диагностики и убедившись, что рулевой механизм технически исправен, механик уверенно передает его в отдел доставки (также известный как приемка). Кстати, после сборки все соединения и регулировочная гайка упора штока окрашиваются — это своего рода пломба, позволяющая избежать возможных претензий со стороны недобросовестных клиентов.

Чем раньше починить ГУР, тем безопаснее и дешевле

В заключение хотелось бы напомнить, что любой стук, даже самый тихий и незаметный, исходящий от рулевого механизма, часто приводит к большим расходам, поэтому если вы не планируете «слить» свой автомобиль при первой же проблеме, не откладывайте диагностику. Обратите особое внимание на усилие на рулевом колесе и при малейшем подозрении, что что-то не так, сразу же отправляйтесь в нормальный, проверенный сервис. Система рулевого управления является одной из систем, непосредственно отвечающих за безопасность движения, поэтому к ней следует относиться соответствующим образом.

Добавить комментарий



👁 1 523