Как работает ESP

ESP (Electronic Stability Program) — это наиболее распространенная сегодня аббревиатура, обозначающая систему динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя комбинация букв может отличаться: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC…. Смысл везде один и тот же — в опасных ситуациях электроника, обозначенная одним из этих аббревиатур, помогает управлять автомобилем.

Задача ESP — контролировать боковую динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать занос или боковое скольжение автомобиля. Он поддерживает курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизирует автомобиль во время маневров, особенно на высоких скоростях или на плохом дорожном покрытии. Эту систему иногда называют «системой противоскольжения» или «системой курсовой устойчивости».

ESP Mercedes S 600
ESP Mercedes S 600

В 1995 году двухдверный Mercedes S 600 стал первым серийным автомобилем, оснащенным системой курсовой устойчивости. Несколько месяцев спустя это оборудование получили седан S-Class W140 и родстер SL R129.

Прототип ESP под названием «блок управления» был запатентован в 1959 году компанией Daimler-Benz, но внедрен он был только в 1994 году. В 1995 году эта система стала стандартной для Mercedes-Benz S 600 Coupe, а затем была установлена на все автомобили S-Класса и SL-Класса.

Сегодня динамический контроль устойчивости доступен, по крайней мере, в качестве опции, почти в каждом автомобиле. Больше нет прямой зависимости от класса транспортного средства: ESP можно найти даже в относительно недорогом Volkswagen Polo. Как это работает?

Блок ESP Mercedes
Блок ESP Mercedes

Вот как выглядит модуль управления ESP в автомобиле Mercedes.

Современная система ESP сочетается с системой ABS, блоком управления тягой и блоком управления двигателем и широко использует их возможности. По сути, это комплексная система, предлагающая целый ряд мер по оказанию помощи водителю. Конструктивно ESP состоит из электронного контроллера, который непрерывно обрабатывает сигналы от многочисленных датчиков: скорости вращения колес (используются стандартные датчики ABS); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает от двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и бокового ускорения (иногда называемого G-сенсором). Именно эти датчики фиксируют возникновение бокового скольжения по вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие команды. В любой момент ESP знает скорость автомобиля, угол поворота руля, обороты двигателя, наличие пробуксовки и т.д.

Схема расположения блоков ESP на автомобиле
Схема расположения блоков ESP на автомобиле

При обработке сигналов датчиков контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение водителя с заданным в программном обеспечении. Если оно отличается от расчетного, система понимает это как опасную ситуацию и пытается ее исправить.

Если на дороге что-то пошло не так, система может вернуть автомобиль на траекторию движения путем выборочного торможения одного или нескольких колес. В зависимости от ситуации система определяет, какое колесо (переднее или заднее, наружу от поворота или внутрь) должно быть заторможено.

Торможение колес осуществляется блоком управления ABS, который подает давление в тормозную систему. В это же время (или раньше) блок управления двигателем получает команду уменьшить подачу топлива и, соответственно, крутящий момент на колеса.

Схема работы ESP на автомобиле в повороте
Схема работы ESP на автомобиле

Это ситуация, когда водитель превысил скорость на повороте и начался занос/скольжение. Красная линия — траектория без ESP. Если водитель начнет торможение, у него есть серьезный шанс развернуться, а если нет — вылететь с дороги. Однако ESP выборочно притормаживает колеса, чтобы автомобиль оставался на нужной траектории.

Система всегда работает в любом режиме движения: при разгоне, торможении, выбеге. Алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода транспортного средства. Например, при прохождении поворотов датчик ускорения определяет, когда задняя ось начинает пробуксовывать. В этом случае блок управления двигателем получает команду уменьшить подачу топлива. Если этого оказывается недостаточно, внешнее переднее колесо подтормаживается системой ABS. И так далее, согласно программе.

В этом видеоролике показано, почему система контроля устойчивости является важным компонентом активной безопасности вождения.

Однако существует мнение, что система мешает опытному водителю, который может управлять автомобилем на пределе своих возможностей. Такие ситуации действительно могут возникать в редких случаях — например, когда вам нужно ускориться, чтобы выйти из заноса, но электроника не позволяет вам этого сделать — она «душит» двигатель.

Современные системы ESP на автомобилях

Современные ESP системы пошли далеко вперед!
Современные ESP системы пошли далеко вперед!

В автомобилях с автоматическими трансмиссиями с электронным управлением ESP даже способна корректировать работу трансмиссии, т.е. переключать передачи на более низкую или переходить в «зимний» режим, если таковой имеется.

К счастью, многие автомобили, оснащенные ESP, предлагают опытным водителям возможность принудительно отключить ее. В некоторых моделях система позволяет водителю слегка проскальзывать и уходить в занос, что позволяет водителю получить небольшую фору, вмешиваясь только тогда, когда ситуация становится действительно критической.

ESP — один из важнейших элементов пакета активной безопасности автомобиля. Он исправляет ошибки вождения и часто помогает избежать ситуаций, в которых обычный водитель на обычном автомобиле потерпел бы неудачу.

Основное преимущество ESP заключается в том, что автомобиль больше не требует экстремальных навыков вождения. Достаточно повернуть руль — и автомобиль сам придумает, как войти в поворот. Но помните — возможности ESP по исправлению опасной ситуации не ограничены. Законы физики нельзя обмануть. Поэтому помните, ESP снижает вероятность аварии во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

Источник: drive.co.uk

Добавить комментарий



👁 754