Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле

Кондиционер (или даже климат-контроль) уже давно стал почти обязательным оборудованием в автомобиле. И чисто теоретически мы должны были бы уже давно приступить к его обслуживанию. Но этого пока не произошло. Каким-то образом он сохраняет прохладу — и все в порядке. Но это неправильно. Кондиционер, как и любая другая система автомобиля, требует внимания. В противном случае эта коварная штука может отомстить и автомобилисту, и его машине. Первые будут чихать, кашлять и страдать от жары, а вторые просто перегреются. Не знаю, что страшнее в наши дни: кашель или перегрев. Вероятно, и то, и другое опасно. Давайте посмотрим, как вы можете избежать этого.

Очень коротко о работе кондиционера 

Мы не будем подробно описывать физику работы кондиционера, мы вкратце расскажем об основных компонентах системы. Задача: понять, что и где может пойти не так. Не стоит для этого отправляться в глубокие научные джунгли. Что же находится внутри кондиционера?

Начнем с компрессора. Обычно существует два типа — аксиально-поршневой или роторно-лопастной, но поскольку мы решили поверхностно рассмотреть систему, мы не будем углубляться в эти понятия. Самое главное, компрессор необходим для сжатия фреона и отправки его в конденсатор (именно конденсатор является охладителем кондиционера). Здесь фреон переходит из газообразного состояния в жидкое. Когда компрессор сжимает газ, он нагревается, и задача конденсатора — охладить его настолько, чтобы он превратился в жидкость.  

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле

Фреон поступает из конденсатора в осушитель для фильтрации, затем через расширительный клапан (уже в газообразном состоянии) в испаритель. Там теплый воздух охлаждается холодным фреоном, остывает и возвращается в автомобиль через дефлекторы. Ну, фреон возвращается в компрессор, чтобы повторить свой сложный цикл. Схема немного утрирована (мы опустили большую часть электрики и ничего не сказали о переходных процессах в конденсаторе и расширительном клапане), но она дает вам представление о том, как работает система кондиционирования в общих чертах. Конечно, при наличии кондиционера процесс практически не отличается, поэтому все, что мы скажем ниже, применимо и к автомобилям с простым кондиционером и с «кондиционером».

Итак, что может потребовать вмешательства, а что можно сделать самостоятельно?

Компрессор и конденсор

Компрессор — самая сложная часть системы. И она иногда ломается. К сожалению, ремонт или замена компрессора — это сложная работа, сделать что-то там самостоятельно не так-то просто. Правда, сейчас есть даже наборы для самостоятельной заправки кондиционера, но это не меняет дела. Будем считать себя ленивыми и криворукими, поэтому все проблемы с компрессором оставим автосервису.

Но конденсатор немного интереснее. Я уже говорил, что это тот самый радиатор, который обычно стоит первым по направлению движения автомобиля (иногда перед ним может быть небольшой радиатор АКПП, если автомобиль имеет автомат). С одной стороны, это хорошо: конденсатор закрывает радиатор системы охлаждения до того, как в него попадут камешки, воробьи и тополиный пух (список можно продолжить). 

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле

Но однажды обязательно наступит момент, когда конденсатор не спасет систему охлаждения, а сильно осложнит ей жизнь. Наступает момент, когда она полностью забивается тем же тополиным пухом, пылью, грязью и воробьями. Радиаторы стоят в одном пакете — близко друг к другу. Настолько близко, что пакет радиаторов часто называют «сэндвичем». А когда конденсатор прижат к монолитному кирпичу, заметно повышается и температура радиатора системы охлаждения. 

К черту кондиционер, однако, как только он включается, двигатель начинает перегреваться. Это особенно заметно в пробках. При движении радиатор может обдуваться встречным потоком воздуха, по крайней мере, часть времени, а в пробках — очень сильно. Кстати, если есть радиатор автоматической коробки передач, то температура будет повышаться и там, а это очень вредно для трансмиссии. Поэтому фанаты будут трепетать изо всех сил, но безрезультатно. В результате двигатель перегревается, коробка передач перегревается, вентиляторы ревут, и автомобиль медленно глохнет. Что делать? Вымойте конденсатор.

Да, это не так просто, но почти возможно. Я говорю «почти», потому что лучше разобрать пакет радиаторов и промыть их все, а не только конденсатор. Сделать это самостоятельно сложнее, но если ситуация не слишком плохая, стоит немного потрудиться.

Важно соблюдать несколько правил. Первое — не пытайтесь проникнуть в грязный радиатор с помощью очистителя высокого давления, направляя на него струю воды. Возможно, вам удастся что-то помыть, но конденсатор после этого, скорее всего, можно будет выбросить — его соты мягкие и их не так уж сложно повредить.

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле радиатор чистка

Во-вторых, необходимо вымыть обе стороны. И если снаружи это не так уж сложно, то внутри практически невозможно представить. Люди придумывают всевозможные способы, делая некоторые «лейки» из просверленных трубок, которые можно просунуть в щель между радиатором двигателя и конденсатором. При наличии большого количества свободного времени и фантастического упорства, граничащего с религиозным фанатизмом, можно добиться неплохих результатов. Но обычному человеку удастся лишь незначительное загрязнение. 

Отсюда вывод: лучше промывать радиаторы профилактически, а не после того, как стрелка температуры начинает упираться в ограничитель на каждом светофоре. Рекомендуется делать это не реже одного раза в два года. В этом случае, как правило, можно обойтись без снятия пакета радиатора. Это будет дешевле и полезнее для автомобиля.

Иногда рекомендуется продуть конденсатор сжатым воздухом. Это можно сделать. Но воздух не поможет избавиться от грязи. Он максимум сдует пыль, поэтому лучше полностью вымыть его. Самое главное — быть осторожным. И уж точно не трите конденсатор металлической щеткой.

Больше с конденсатором ничего сделать нельзя. Посмотрим, можно ли сделать что-то еще.

Испаритель

Испаритель — это компонент, который требует еще большего внимания, чем конденсатор. Если конденсатор портит автомобиль, то испаритель портит владельца. Механизм понятен. Об этом говорили сотни раз, но я на всякий случай напомню: в ней размножаются всевозможные микробы, грибки, бактерии и еще что-то вредное, название чего я не знаю. 

Механизм прост: испаритель холодный, поэтому влага из теплого воздуха конденсируется на нем. Это та самая вода, которая вытекает на асфальт из-под автомобиля в жаркую погоду. Она не вытекает полностью, и вся эта микросущность в виде бактерий (или чего-то еще) начинает размножаться в удивительно комфортных условиях. Мы чувствуем его через гнилостный или влажный запах в первые секунды после включения кондиционера. Однако запах — это не самое неприятное. Микроорганизмы способны стать переносчиками инфекции. Водитель, вдыхая такой воздух, способен подхватить какую-нибудь болезнь, которую придется лечить антибиотиками. В наше время, когда каждый чих рассматривается как террористический акт, таких ситуаций следует избегать. Для этого необходимо очистить испаритель.

На самом деле, тщательная очистка испарителя — это то, что имеют в виду в сервисах, когда предлагают почистить кондиционер. Конечно, они используют дорогое профессиональное оборудование, но все можно сделать проще и дешевле.

В магазинах продаются два типа очистителей для испарителей: спрей и пена. Второй способ — для ленивых, первый — для сверхленивых. С этого мы и начнем.

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле аэрозоль с трубкой

Задача аэрозоля — дезинфицировать каналы и испаритель. Для этого она должна попасть внутрь. Вам необходимо прочитать инструкцию о том, как правильно использовать продукт. Общая схема использования элементарна: для распыления в салоне автомобиля закройте все окна, включите циркуляцию в салоне (то есть исключите подачу воздуха с улицы), включите кондиционер на полную мощность на 10 минут. Затем проветрите машину и наслаждайтесь жизнью. Иногда они советуют распылять спрей в воздухозаборники, которые обычно находятся где-то рядом с ветровым стеклом. Я не знаю, насколько это эффективно. Честно говоря, для меня это не сработало. Я пробовал мыть свою восьмилетнюю машину с кондиционером, но она все равно пахла, как могила Дракулы, и все равно пахла после обработки. Мне помогла дымовая шашка, которая работает по тому же принципу. Лучше разместить его рядом с салонным фильтром. Или, точнее, к месту его установки, так как после лечения лучше снять фильтр и поставить новый.

Некоторые производители аэрозолей утверждают, что снимать фильтр не обязательно. Их продукт настолько крут, что легко проходит через фильтр, убивая все микробы как в фильтре, так и во всей системе. Возможно, это и так, но лучше удалить фильтр, тем более что это обычно не так сложно.

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле салонный фильтр

Второй тип — пенопласт. С ним немного сложнее работать, но он не только дезинфицирует, но и очищает все воздушные линии. Вы должны запустить его в дренаж испарителя или в воздуховод за воздушным фильтром. Поэтому вам придется немного потрудиться: либо снять фильтр, либо залезть под машину в поисках слива. 

Пену следует использовать осторожно. Он должен полностью осесть в системе и вытечь через дренаж вместе с грязью. Если вы мчитесь слишком быстро, пена может вылететь из вентиляционных отверстий и попасть в салон. И вместо чистого испарителя в салоне будет свинарник. Вам необходимо очень внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации, чтобы случайно не испортить все дело. Здесь нет универсального совета — просто следуйте инструкциям.

В кондиционере больше нечего чистить. Однако следует сказать несколько интересных вещей.

Несколько советов по обслуживанию кондиционера

Понятно, что кто-то будет мыть только ради экономии. Если не гибко выжимать лишние 1000-1500 рублей, то лучше обратиться за уборкой к профессионалам. Точно так же, как хороший офис сделает все намного эффективнее, в случае с самоочисткой мы даже не можем гарантировать эффективность пены, спрея или другого средства по выбору. Их очень много, и никто не может сказать вам, что внутри. Цены на них также варьируются. 

Для меня, например, переплет стоил 500 рублей. И это сработало, в то время как спрей за 300 не сработал. В общей сложности это уже стоило 800. Кажется, что это не так много, но вы могли бы сделать это еще дешевле. Вам придется не только самостоятельно обрабатывать систему, но и изготавливать дезинфицирующее средство. В интернете можно найти десятки рецептов на основе лизола или хлоргексидина, которые можно купить в аптеке. Нужно быть осторожным при их использовании (особенно лизола), но результаты, судя по отзывам, неплохие. По крайней мере, вы знаете, что распыляете что-то полезное, а не какой-то странный спрей с авторынка. 

Как самостоятельно обслужить кондиционер в автомобиле

Если чистка с первой попытки не принесла результатов, не отчаивайтесь. Если испаритель основательно испорчен, одной обработки может оказаться недостаточно, и тогда имеет смысл повторить ее через день или два. И можно добиться результатов.

И, наконец, в заключение. Чтобы предотвратить размножение всех видов микроорганизмов в испарителе, достаточно не создавать для них благоприятных условий. Это предотвращает конденсацию влаги. Для этого просто выключите кондиционер или блок кондиционирования воздуха на несколько минут перед остановкой двигателя возле дома. Теплый воздух довольно быстро высушит испаритель, и бактериям будет гораздо труднее размножаться. Конечно, со временем они создадут колонию, но это произойдет позже. Вполне вероятно, что у нового владельца к тому времени уже будет автомобиль, и ему уже придется с ними бороться.

Безусловно, раннее отключение никак не повлияет на чистоту конденсатора. А радиаторы нужно промывать в любом случае. А лучше все таки сделать это в сервисе со снятием пакетов радиатора. Иначе вы можете расстаться не только с кондиционером, но и с двигателем, и с автоматической коробкой передач из-за их хронического перегрева. И это совсем другие деньги. 

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 277