Карбюратор — что это такое. Как ездить, настраивать и чинить карбюраторы

Во времена экономических кризисов и финансовых проблем продлевается срок службы автомобилей, растет спрос на то, от чего не так давно брезгливо отказывались, вспоминаются и осваиваются навыки ремонта и обслуживания старых рабочих машин….. Что делать, когда вам нужен дешевый резервный автомобиль, но тот, который подходит по деньгам и состоянию, имеет карбюраторный двигатель, который сейчас не хочет регулировать почти ни один сервисный центр?

Карбюратор — это своеобразная часть автомобиля. Раньше это пугало даже многих опытных автовладельцев и даже профессиональных механиков (не зря же карбюраторщик всегда был отдельным узким специалистом и его уважительно называли «шаманом»!), а теперь, когда сакральные знания почти утрачены, это еще сложнее. Многие вспоминают свои карбюраторные автомобили с содроганием — постоянный подъем оборотов на холостом ходу, специальные методы запуска, задержки и рывки в пробках, вызванные жарой, влажностью или Луной в Козероге….. Хотя кому-то повезло, но инжекторная эра второй половины 1990-х годов, честно говоря, встречена всеми с облегчением.

Что такое карбюратор — видео

Однако даже сегодня, в третьем десятилетии 21-го века, можно пересесть на карбюраторный автомобиль. Не у всех людей и не всегда есть свободные средства в достаточном количестве, когда возникает необходимость в каком-то бюджетном вспомогательном автомобиле — для загородного строительства, охоты/рыбалки или в качестве «машины подскока», чтобы добраться до гаража, где есть достойный автомобиль….. Да, мало найдется проблем, для решения которых пригодится старый и ничем не примечательный автомобиль (как правило, отечественный), который не жалко бросить, где угодно и поцарапать, не хватаясь за сердце и кошелек. Однако, если ухоженный «карбюраторный» автомобиль оказывается среди запущенных, инжекторных «колымаг», многие люди скрещивают сердце и быстро переходят на…..

Возьмем ту же «прыгающую машину» — Посмотрите, насколько была завышена цена на Matiz — сегодня за экземпляр с ржавыми порогами просят 200-300 тысяч! За в четыре раза меньшие деньги можно взять «Оку» в отличном состоянии. Но 99% «Оки» имеют карбюраторные двигатели, и многие из них страшны своим нестабильным запуском, скачками оборотов, провалами при разгоне и прочими неприятностями, с которыми некому достойно справиться в плане ремонта….. Или вот классика жанра для любителей активной стрижки: Нива и УАЗ, которые могли бы появиться как «капсулы времени» из пыльных гаражей бабушек и дедушек — с большой вероятностью с «карбюраторными» двигателями. 

То же самое относится, например, к ВАЗ 2109/08 — одному из самых сбалансированных и успешных автомобилей отечественного автопрома всех времен. Если такая машина окажется недорогой и с целым кузовом — берите ее, независимо от карбюратора. «Девятка» с практически не выступающей снизу задней балкой после поднятия подвески и последующей установки шин — очень готичный и внедорожный автомобиль, способный решить ¾ задач «Нивы», разве что в абсолютно бездорожных случаях! На самом деле, в конечном итоге, в 2020 году, карбюраторный автомобиль вполне может стать первым и основным автомобилем на некоторое время вперед — что бы ни случилось….. 

На самом деле, вы можете купить практически любой двигатель на старый карбюраторный автомобиль с инжекторами и просто поменять двигатели. Или даже не весь, а только впуск. Но эта процедура не пятиминутная работа и часто не очень дешевая….. Такие телесные операции имели смысл в начале эры инжекторов, когда владельцы автомобилей более ранних годов выпуска стремились приобщиться к новизне дизайна двигателей. Или если вы механик, работающий в службе сбора автомобилей, и у вас есть много разных утюгов по ценам «первый пришел, первый обслужил» или «бесплатно». Но если речь идет о старом и недорогом автомобильном двигателе, вспомогательном или даже основном, переход на инжекторный двигатель — это просто пустая трата денег, времени и усилий.

Это совершенно бесполезное занятие: 

  • Хорошо отрегулированный карбюратор вместе с бесконтактным зажиганием заводится в любой мороз не хуже инжектора!
  • Отлаженный карбюратор в отечественном автомобиле дает точно такую же динамику, как и в тех же двигателях, которые позже были «впрыснуты», без изменения конструкции двигателя в целом!
  • Отлаженный карбюратор имеет такой же (или даже меньший) расход топлива, чем инжектор в том же двигателе!

Но ключевое слово во всем этом — «отлаженный«….. Однако в действительности карбюратор довольно легко реанимировать и отрегулировать. Просто не все об этом знают! Да, Kolesa.ru — это не пошаговое руководство по ремонту, и мы не будем вдаваться в особенности построения и попадания во все существующие разновидности карбюраторов, для чего потребовалась бы толстая-толстая книга. Учитывая, что основные схемы почти во всех карбюраторах идентичны с непринципиальными отличиями, мы просто приведем простой для понимания общий порядок действий, который наглядно продемонстрирует, что бояться карбюратора не стоит. И каждый, кто не боится ремонтировать автомобиль своими руками, не будучи профессионалом в этой области, может привести этот агрегат в идеальное состояние. 

Поставить карбюратор на современный двигатель?

Если судьба связала вас с карбюраторным автомобилем в 2020 году, на поверхности лежат два логичных и разумных вопроса. Достаточно ли купить новый карбюратор и за четверть часа прикрутить его вместо старого, неисправного?

Запрещено устанавливать карбюратор на двигатель?

Это не запрещено. А карбюраторы практически для всех российских автомобилей сегодня доступны и не являются дефицитом. Но стоимость нового карбюратора составляет 5000-6000 рублей (кому-то этого достаточно, чтобы один раз сходить в кафе, а для кого-то это треть зарплаты!), а культура их производства крайне низка.

Эпоха прошла, и они изготавливаются на давно изношенном оборудовании, с дефектами литья и сверления, с каналами, забитыми стружкой и пылью. К сожалению, нет гарантии, что новый карбюратор не будет переобогащать смесь или снижать обороты холостого хода из-за неисправимых конструктивных недостатков. Поэтому кажется более разумным отремонтировать старый карбюратор, который надежно работал в прошлом. 

Поставить карбюратор в сервисе?

Второй вопрос: можно ли воспользоваться услугами профессионала по карбюраторам и не попасть в такой сложный случай, не имея никакого (или только базового) представления о его устройстве? К сожалению, нам придется засучить рукава. Проблема в том, что ни один карбюраторщик не сделает то, что требуется — полный капитальный ремонт, чистку и регулировку карбюратора для его долгой и безотказной работы. Ни одного! И до появления «шаманов» (которых, кстати, не так-то просто найти в наше время) этого никогда не делалось и не будет делаться сегодня! Потому что иначе он просто не заработает денег — ничего личного… Их сфера деятельности — устранение мелких дефектов худо-бедно живого карбюратора, когда нужно быстро справиться с локальной проблемой, срубить 500-1000 рублей и отправить клиента дальше своей дорогой.

Полная разборка карбюратора в формате срочного дорожного ремонта с замачиванием его на сутки в ведре ацетона — как вы себе это представляете? Раньше такую услугу предлагали только заводы по полному восстановлению карбюраторов и карбюраторных мастеров крупных автомобильных компаний. В советские и первые российские годы частные автовладельцы могли прийти на завод, запросить карбюратор и получить восстановленный с гарантией — промытый, после замены всех изношенных деталей и с гарантией. Но сегодня такие услуги — редкость, и качественно сделать это можно только своими руками.

Итак, начнем с поиска и чтения книги по ремонту и регулировке карбюраторов. Найти такие, причем бесплатно, проблем не составит — к вашим услугам торренты, базы данных онлайн-клубов старых советских автомобилей и т.д. Ну, а мастеринг не должен вызывать никаких проблем. Книги по карбюраторам — это не идеи Канта об относительности восприятия, по объему это небольшие книги, и написаны они достаточно понятным языком для любого человека, который любит автомобильную технику, но не является профи в ремонте. 

Полная разборка и промывка карбюратора

Первый этап и самый важный. Пытаться оживить старый и отработавший свой срок карбюратор, не сняв его с автомобиля, абсолютно бесполезно. Точнее, возрождение возможно, но чтобы оно стабильно работало долгое время — никогда! Попытка опрыскать различные отверстия аэрозольным очистителем «carbcleaner» — пустая трата времени и денег. Проблемы с нестабильной работой на разных режимах будут регулярно возникать снова и снова, сводя вас с ума. Дело в том, что внутри каждого карбюратора есть сложный лабиринт каналов и проходов, где за годы работы (или простоя) скапливается всякий мусор: топливные отложения, песчинки, хлопья, образованные водой, а также вода и коррозийная мякина корпуса из цинкового сплава. И все эти проходы и туннели, которые нам нужно промыть и очистить.

Для начала нужно снять карбюратор с двигателя и очистить его от грязи и масла снаружи с помощью зубной щетки и пипетки из пол-литровой ПЭТ-бутылки бензина — в крышке которой есть отверстие, проколотое иглой…..

Чистка карбюратора
Чистка карбюратора

…а затем, на чистом и пустом столе, полностью открутите все до последнего винтика! Это немного скачок веры, но вряд ли это брошь Фаберже XIX века. Карбюратор разбирается идеально, с промежуточной зарисовкой вида карбюратора на листе бумаги и размещением извлеченных деталей (форсунок, эмульсионных трубок, винтов) на листе бумаги, следуя условной схеме. Можно также сфотографировать процесс на телефон.

Из инструментов для демонтажа любого карбюратора, как правило, на 95% достаточно плоской и крестовой отверток. Для некоторых компонентов может потребоваться гаечный ключ, но это скорее исключение.

Инструмент для разборки и снятия карбюратора с машины
Инструмент для разборки и снятия карбюратора с машины

На самом деле, чтобы полностью реанимировать карбюратор, вам даже не нужно знать названия тех или иных деталей, которые необходимо открутить (например, топливный жиклер первичной камеры и эмульсионная трубка вторичной камеры…). Самое главное — исправить строго то, что было испорчено, и собрать все как было! 

Разобранный карбюратор — положите все крупные детали в ведро и залейте ацетоном. Вам понадобится около трех-четырех литров на сумму около 300 рублей. Его можно частично смешивать с бензином или уайт-спиритом. Покачайте и покрутите детали в жидкости, чтобы заполнить каналы и отверстия, и оставьте на сутки. Через 24 часа достаньте его, стряхните остатки моющей жидкости и тщательно продуйте сжатым воздухом ВСЕ видимые отверстия. Предпочтительно использовать компрессор для пневмоинструмента; если у вас его нет, то компрессор для шин с насадкой с тонким соплом или даже ножной насос. Вы можете зайти в шиномонтаж и попросить пневматический пистолет для продувки — вам, скорее всего, не откажут и денег не попросят.

Продувка карбюратора после чистки
Продувка карбюратора после чистки

Замена всего эластичного и резинового​

До наступления этой эпохи следует приобрести ремонтный комплект для нашего карбюратора, который содержит большинство деталей, которые могут время от времени выходить из строя. Удивительно, но в продаже по-прежнему нет недостатка в ремонтных комплектах для самых популярных и распространенных карбюраторов….. Стоимость комплекта составляет 300-350 рублей.

Однако нам не нужны все детали из ремонтного комплекта … Детали с калиброванными отверстиями и размерами, отвечающие за дозирование топлива и воздуха (форсунки, трубки, иглы, распылитель ускорительного насоса и т.д.), не требуются. — вообще, все желтые латунные детали) лучше не менять, оставив старые. Новые часто сверлятся и фрезеруются с низкой точностью или вообще без нее. Но все картонные прокладки, резинотканевые мембраны и резиновые кольца обязательно должны быть заменены на свежие! 

Если бензин пузырится в поплавке, купите новый поплавок. Они продаются отдельно и не входят в ремонтные комплекты. Еще один важный орган каждого карбюратора — игольчатый запорный клапан, который вместе с поплавком регулирует уровень топлива в поплавковой камере. Это может быть включено в ремонтный комплект или, опять же, продаваться отдельно. Как и в случае с форсунками, оригинальный клапан иногда бывает лучшего качества, чем новый — вам нужно определить, нужно ли его заменять, продув форсунку ртом и убедившись, что игла надежно зафиксирована.

Ремкомплект карбюратора
Ремкомплект карбюратора

Давайте соберем карбюратор в обратном порядке, следуя схемам, которые мы нарисовали во время разборки, с разложенными деталями и дополнительными фотографиями, сделанными ранее на смартфон.

Настройка и регулировка карбюратора

Вопреки распространенному заблуждению, карбюраторы для автомобилей — это устройства, требующие минимальной регулировки. Как правило, все параметры приготовления бензовоздушной смеси в них задаются КОНСТРУКТИВНО, через геометрию конструкции и эффективность форсунок. 

В принципе, единственные регулировки, которые необходимо выполнить, — это установить уровень топлива в поплавковой камере путем отклонения дроссельной заслонки, отрегулировать стартер и холостой ход. Последнее обычно делается просто с помощью отвертки на тахометре или даже на слух, а первое — непосредственно на карбюраторе, установленном на машине, хотя гораздо удобнее делать это на стенде во время сборки. Бензин подается в карбюратор вместо насоса путем продувки из пластиковой бутылки, зажатой в руке, через кусок шланга. Если сборка происходит на столе домашней кухни, допустимо заменить топливо спиртом — чтобы не вонять в квартире. Замена воды недопустима, так как потом ее будет трудно выгнать из топливных каналов, чего мы и добивались путем тщательной промывки и последующей продувки…..

Регулировка карбюратора варьируется от модели к модели, но процесс всегда представляет собой установку определенных зазоров в миллиметрах в соответствии с книгой. В этой процедуре нет ничего сложного, но ее важность трудно переоценить! Наверняка многие помнят, как много лет назад их автомобиль с карбюратором требовал какого-то хитрого алгоритма, чтобы заставить его работать. Выжмите дроссельную заслонку на две трети, сделайте два нажатия на педаль газа и, когда двигатель заработает, снова ускорьтесь на половину педали….. Или любое другое сочетание вариаций — у каждой «ласточки» были свои причуды. Все это является результатом огромной недооценки важности регулировки стартера, как автовладельцами, так и автомеханиками! Правильно отрегулированный стартер на карбюраторе делал запуск холодного двигателя чрезвычайно стабильным и монотонным, как и инжекторы.

На ручке дроссельной заслонки никогда не было промежуточных положений — они появлялись только на нарушенном карбюраторе. При холодном запуске невозможно было нажать на педаль акселератора — опять же, это требовалось только для неотрегулированных карбюраторов! Настроенный карбюратор запускает двигатель, как инжектор — потяните ручку дроссельной заслонки до упора, не трогайте педаль, поверните ключ и двигатель уверенно запустится.

Карбюратор - как он выглядит
Карбюратор — как он выглядит

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 584