Дизельный мотор — как проверить и диагностировать

Существует причина, по которой дизельные автомобили часто называют экономичными при покупке в рассрочку: если автомобиль первого владельца действительно часто стоит дешевле бензинового из-за экономии топлива, то следующему владельцу часто приходится платить за эту экономию. Да, к сожалению, проблемы, связанные с возрастом дизелей, могут быть довольно дорогостоящими, а их ремонт — дело неблагодарное. Как защитить себя от необходимости платить за чужой кредит? Тщательно проверяйте состояние такого двигателя перед покупкой на вторичном рынке.

Немного общих слов о дизельном моторе

Правда, осмотр бензиновых и дизельных двигателей в целом мало чем отличается: нужно смотреть, чтобы из двигателя не стравливалось масло и антифриз, уровень антифриза в расширительном бачке в норме, уровень масла в норме, нет посторонних шумов. Однако из-за отсутствия системы зажигания и специфики топливной аппаратуры оценить остаточный ресурс дизельного двигателя сложнее. Хотя проще сказать «нет» — все, что вам нужно, это увидеть голубоватый дым. Или черный. Или, может быть, все еще белый? 

Основной особенностью дизельных двигателей является пробег, который, как правило, выше, чем у тех же бензиновых двигателей. Дизельные автомобили почти всегда покупают с учетом большого пробега, иначе их преимущества не успевают раскрыться в полной мере. Следовательно, важно обратить внимание на дизельный двигатель на вторичном рынке: они любят менять свой пробег. Часто такие автомобили покупают люди, проводящие много времени на автостраде, поэтому в салоне трудно оценить притертое состояние рулей, педалей и прочих «наворотов». Лучшим решением является использование диагностического сканера, или, если у вас его нет, вы можете, по крайней мере, купить отчеты в Интернете, недостатка в них в наши дни нет. Цена ошибки при определении истинного пробега может быть высокой.

Дизельный мотор - как проверить и диагностировать
Дизельный мотор — как проверить и диагностировать

Честно говоря, я не знаю, почему многие здесь до сих пор относятся к дизелям с презрением. Прошли те времена, когда дизельный автомобиль напоминал вонючий грузовик. Современный дизельный двигатель (точнее, турбодизель — атмосферных двигателей на тяжелом топливе больше не делают) — вполне комфортная, тяговитая и экономичная вещь. В некоторых случаях дизельный двигатель лучше бензинового. Например, во многих Peugeots и Citroen, где бензиновый EP6 — единственный доступный двигатель (и далеко не самый лучший во всех отношениях), а дизели PSA очень хороши. Почему дизель не стоит рассматривать в данном случае? 

Понятно, что жители северных регионов часто пренебрегают дизелями из-за трудностей зимнего запуска в сочетании с частым отсутствием нормального зимнего дизеля. Это справедливо: в некоторых регионах бензин будет лучше. Но в целом для современного дизеля те же -25 градусов не являются проблемой. Если, конечно, этот современный дизель исправен.

Итак, на что смотреть при выборе дизеля?

Давайте начнем с самого начала. Как я уже упоминал, первый осмотр начинается точно так же, как и осмотр бензинового двигателя. Но если в случае атмосферного бензинового двигателя следы масла можно обнаружить под клапанной крышкой (негерметичность прокладки клапанной крышки — очень распространенная визитная карточка), то в случае дизельного двигателя следует искать запотевание турбины и коллекторов. Основной причиной высокого расхода дизельного топлива является турбина. Его ремонт обычно стоит больших денег (даже если вы можете заменить картридж отдельно), поэтому на внешней стороне не должно быть масла. К сожалению, диагностировать турбину на глаз невозможно. Однако, как только двигатель заработает, вы увидите, что он нуждается в ремонте. Об этом — чуть ниже. На данный момент просто убедитесь, что из него не течет масло.

на что смотреть при выборе дизеля
на что смотреть при выборе дизеля

Еще одна важная деталь турбины — ее оригинальность. Если они продают автомобиль с пробегом 100 тыс. км, а вместо ККК стоит китайская деталь или что-то подобное, проверьте достоверность пробега. Турбины обычно не разваливаются так рано. 

Лучший способ определить состояние турбины — проверить выхлоп. Нет смысла разгоняться на холодном двигателе: в отличие от бензинового двигателя, даже холодный дизель имеет право немного дымить (даже если он оснащен сажевым фильтром). Поэтому прогрейте автомобиль (не забывайте, что в случае дизельного двигателя это лучше делать на ходу) и поработайте педалью акселератора.

Здесь вам нужен помощник. Он или она должны сначала нажать на газ и в течение нескольких секунд поддерживать слегка повышенные обороты (2500-3000, это много для любого дизельного двигателя). Дым любого цвета рассеялся — все, можно уходить. Прогретый дизельный двигатель может не давать дыма на этих оборотах в течение как минимум нескольких секунд. Именно, может, но это свидетельствует, как минимум, об изношенном поршне. Если на этом этапе дыма почти нет, можно переходить ко второму этапу: нажмите сильнее на педаль акселератора на несколько секунд, чтобы поднять обороты хотя бы до 4 000. И посмотрите на дым.

Как ни странно, самым безобидным эффектом является черный дым. Это означает, что из дымохода выходит несгоревшее дизельное топливо. Причин может быть много: от протекающих труб до работающих инжекторов и мертвого турбо. Если есть желание, можно разбираться в вопросе дальше (хотя бы проверить герметичность впуска, есть двигатели, у которых классическая причина такого дыма — пробитые седла интеркулера, и восстанавливается он не очень дорого). Если нет желания начинать жизнь этого автомобиля с ремонта, лучше поискать другой вариант. В общем, эмпирическое правило одно: чем раньше в этом случае начинает валить черный дым, тем хуже становится. 

Если после этого вы заглушите двигатель, снова запустите его и увидите, что горячий двигатель сразу не запускается, велика вероятность неисправных форсунок, которые переполняются топливом. Или, может быть, дело в топливных форсунках. Суть в том, что вам нужна хорошая диагностика. 

Черный дым из выхлопной трубы дизельного двигателя
Черный дым из выхлопной трубы дизельного двигателя

В идеале, после нескольких секунд работы на скорости более 4000 об/мин дыма быть не должно.

Синий дым, как известно, является признаком горения масла. Другими словами, постановка задачи здесь несколько иная. Скорее всего, турбина повреждена, но с таким же успехом можно предположить, что двигатель уже потерял компрессию. В любом случае, синий дым хуже, чем черный, и, как правило, его устранение обходится дороже.

Не слушайте тех, кто говорит, что дым появился после какого-то «облома». Да, такое действительно может произойти (если, например, в программе неправильно установлен буст), но это не меняет сути дела: есть проблема с бустом, и ее нужно решить.

Если, помимо синего дыма, автомобиль с трудом заводится на холоде, причина, скорее всего, в компрессии. Еще раз проверим правильность пробега.

Кстати, если вам посчастливилось приобрести автомобиль при низких температурах (не обязательно при минусовых, пробки обычно включаются при +8), обязательно обратите внимание на индикацию свечей накаливания на приборной панели. Если знак не гаснет, то, скорее всего, неисправна одна из свечей накаливания, и желательно узнать это до покупки автомобиля. Однако, если свечи накаливания не работают, запуск холодного двигателя будет затруднен, и это будет заметно.

В качестве меры предосторожности можно вытащить масляный щуп и попытаться найти в нем дизельное топливо. Если есть проблемы с компрессией (читай — с кольцами, включая вкладыши), то они будут и в масляном картере. Конечно, современные дизели ломаются реже, чем старый YMZ, но их труднее остановить. Нелепо затыкать воздухозаборник водительской рубашкой….. Остановить такой дизельный двигатель зачастую невозможно, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач (с механикой шансы выше — можно попытаться перебрать двигатель с высокой передачей). Одним словом, дизельное топливо в масле — это очень плохо. 

Проверка масла в дизельном двигателе
Проверка масла в дизельном двигателе

Еще один хороший способ проверить дизель — это проехать на своем автомобиле за дилерским и посмотреть на цвет дыма в разных режимах движения.

Не следует забывать и о слухе. Все знают, что дизельный двигатель работает с характерным стуком, но даже в этом случае этот стук не должен раздражать. Даже форсунки могут стучать довольно сильно, а некоторые из них (обычно пьезофорсунки) практически не подлежат ремонту и стоят как половина двигателя. Лучше всего иметь известный рабочий дизель той же модели, чтобы сначала послушать, а затем сравнить.

Опыт владения дизельным двигателем

В отчетах о подержанных дизельных автомобилях мы часто используем фразу «типичные проблемы дизельных автомобилей». К чему относятся эти проблемы семейного дизеля? Турбина, топливная форсунка, инжекторы и «экологические системы». В этом списке чаще всего выходят из строя именно экологические системы, которых в современных дизельных автомобилях более чем предостаточно.

Нет ничего страшного, если EGR отключен в вашем автомобиле. Важно понять, насколько эффективно оно отключается. Не должно быть консервированных пробок — явный признак плохого и слишком дешевого подхода. Конечно, должна быть заглушка, но она должна быть вырезана из толстого металла. Кроме того, EGR должен быть отключен программно. Часто вместо того, чтобы отключить его программно, они просто удаляют раздел диагностики системы, что в принципе неправильно. Но вы не увидите этого своими глазами. И вы не увидите этого с помощью обычного сканера: он просто не покажет никаких ошибок. Вам нужно прочитать прошивку и просмотреть ее файлы, и никто не собирается делать это перед покупкой автомобиля. Это нехорошо, поэтому вам нужно убедиться, что по крайней мере с ЕГР не было совершено варварское физическое воздействие.

Опыт владения дизельным двигателем
Опыт владения дизельным двигателем

То же самое относится и к сажевому фильтру (если он поставляется с завода). Хотя здесь ситуация несколько иная — лучше оставить сажевый фильтр на автомобиле. Если EGR засорен хотя бы потому, что сильно засоряет впуск, то сажевый фильтр ничего не засоряет. Другое дело, что его часто удаляют в сборе, вместе с ЕГР. Я не буду говорить, хорошо это или плохо, но отмечу, что если EGR может быть разрушен на 30 000 миль на холостом ходу, то сажевый фильтр живет дольше. Итак, снова смотрим на пробег: если продавец уверяет вас, что пробег автомобиля составляет 70 тысяч, а сажевого фильтра нет, скорее всего, пробег гораздо больше. Или автомобиль был плохо обслужен, что еще хуже.

Мочевина — еще одна экологичная система для дизельных двигателей. Многие утилизируют его, не покупая реагент. В этом случае также требуется повторная сборка, поэтому необходимо проверить, где она была выполнена. Если это делается в гаражах, то, скорее всего, криво, потому что программно удалить мочевину сложно.

Если у вас есть система AdBlue (она же SCR и все остальное), вам необходимо проверить, как работают все компоненты. Некоторые вещи здесь стоят неприлично дорого, поэтому лучше доверить диагностику профессионалам. Даже такая, казалось бы, мелочь, как неисправность подогрева бака для мочевины в каком-нибудь Mercedes, потребует трехзначных инвестиций, так что придирчивость не повредит. А если отопление не работает, но нужно помнить, что раствор мочевины замерзает при -11 градусах, поэтому ездить на нем можно будет только летом. 

Дизель
Дизель

Важнее, чем пробег

Дизель относится к техническому обслуживанию гораздо серьезнее, чем бензин. Дизельный автомобиль, ушедший от дилерского обслуживания, часто убивает экономичность в виде нечастой замены топливного фильтра, который на дизеле стоит гораздо дороже, чем на бензине. И это убивает и топливную форсунку, и инжекторы. 

Если в вашей истории ремонта есть ремонт инжектора, необходимо выяснить причину его возникновения. Ремонт форсунок часто вызван износом (абразивный износ от старого насоса убивает форсунки), в этом случае хорошо бы знать, что не так с форсунками. Иногда форсунки ремонтируются, но топливоподкачивающий насос не трогается. В этом случае форсунки снова глохнут, и автомобиль «разряжается».

Если установлен любой отопитель (Webasto или другой, или простой электрический дожигатель), он должен работать. Кроме того, должно быть предусмотрено хотя бы какое-то техническое обслуживание жидкостного нагревателя.

Webasto для подогрева дизельного двигателя
Webasto для подогрева дизельного двигателя

Как правило, всегда помните: дизель хорош только тогда, когда его очень хорошо обслуживают. Если его плохо обслуживать, он может выпить гораздо больше крови, чем дизель. Хорошо обслуживаемый дизельный двигатель может доставлять удовольствие от вождения, но запущенный двигатель будет только раздражать. И за ваши деньги. 

Добавить комментарий



👁 513