Может ли современный мотор пройти миллион километров, если его правильно обслуживать?

Миллион километров — это магическое понятие. Большинство владельцев автомобилей мечтательно закатывают глаза при его упоминании, мечтая о старых временах, когда деревья были выше, бензин дешевле, а двигатели почти повсеместно заменялись словами «миллион километров». Однако и сегодня есть автомобили, у которых межсервисный интервал составляет 150 000 км, но не капитальный ремонт, и миллион — далеко не дефицит ресурсов: это грузовики. Почему такие фантастические пробеги доступны для них, но практически недостижимы для легковых автомобилей, и в чем секрет «долгой жизни»?

Легковой – не грузовой

Прежде всего, давайте проясним разницу между двигателями легковых и грузовых автомобилей. Даже если не принимать во внимание бензиновые двигатели, которые изначально имеют более высокие обороты и не имеют наддува, а пика мощности и крутящего момента достигают только к четырем-пяти тысячам оборотов в минуту, разница между ними весьма ощутима. Во-первых, это рабочий объем: очевидно, что для перемещения грузов необходима высокая тяга, и без нескольких литров рабочего объема вы не сможете «вырваться вперед». И еще — высокий крутящий момент: в то время как двигатели легковых автомобилей ориентированы на производительность и экономичность, у грузовиков есть свои ценности — тяговое усилие и ресурс, т.е. способность стабильно перевозить тяжелые грузы в течение длительного времени в различных дорожных условиях.

Что ж, говоря о жизни, мы подходим к одному из ключевых «драйвовых» отличий грузового дизеля: его низким оборотам. Если тахометры дизельных автомобилей размечены до 5 000-6 000 об/мин, а «красная зона» начинается с 4 000, то у грузовиков все еще скромнее: холостые обороты — около 500, рабочие обороты с пиковым крутящим моментом — между 1 000 и 2 000, а все, что выше этого диапазона, является «чрезмерным». Сочетание большого рабочего объема, «длинного хода» (ход поршня в цилиндре превышает диаметр цилиндра), низкого наддува и наличия турбонаддува, а также высокая тяговая мощность, присущая дизельному двигателю, сделали его таким, какой он есть: надежным, эффективным и ресурсным.

Как ухаживать за современными двигателями

В случае с коммерческими автомобилями вопрос срока службы и затрат стоит более остро, чем в случае с частными автомобилями: чем чаще автомобиль обслуживается и ремонтируется, тем больше средств он требует и тем меньше денег он зарабатывает. Неудивительно, что результат такой философии соответствующий: межсервисные интервалы для тракторов гораздо выше, чем для частных автомобилей. MAN в России, например, указывает интервалы обслуживания до 120 000 км для своих грузовиков TGX. Но не только магистральные грузовики могут похвастаться интервалами обслуживания, соответствующими пассажирским автомобилям: Volkswagen, например, устанавливает интервал обслуживания для своих фургонов Crafter в 50 000 км — но не в России, а в Европе.

Современный двигатель-миллионник MAN TGX
Современный двигатель-миллионник MAN TGX

Как проехать миллион километров на новом двигателе

Каковы способы достижения такого большого пробега между интервалами технического обслуживания? Есть три основных ингредиента, и все они довольно прозрачны.

Первый из них — это режимы работы. Не секрет, что объективным параметром, характеризующим необходимость технического обслуживания, является не пробег, а время работы двигателя — моточасы. Двигатель автомобиля, стоящего в пробке, работает непрерывно, пробег не увеличивается, но процесс износа двигателя и старения моторного масла зачастую даже больше, чем в пробке, из-за повышенной температуры, плохого охлаждения и неоптимальных зубчатых колес с бедной смесью. Напротив, двигатель автомобиля, передвигающегося по проселочным дорогам, работает в более оптимальных условиях и, с точки зрения технического обслуживания, достигает значительно большего пробега за то же время работы. Не зря, например, владельцам автомобилей в мегаполисах советуют менять масло чаще, чем раз в 10 000-15 000 км, в то время как при «бесконтактной» езде 10 000 — абсолютно нормальный межсервисный пробег.

Второй элемент успешной и долгой службы — это качество топлива. Когда мы говорим о «хорошем, качественном» топливе, мы имеем в виду, прежде всего, его химический состав: в нем нет избыточных побочных продуктов, которые неизбежно присутствуют в дизельных двигателях — прежде всего, соединений серы. Топливо с высоким содержанием серы считается низкокачественным топливом, поскольку при сгорании образуются кислотные соединения, которые «старят» моторное масло.

Третьим компонентом, обеспечивающим длительный срок службы двигателей грузовых автомобилей, как в интервалах обслуживания, так и в целом, является само моторное масло. Моторные масла для легковых и грузовых автомобилей в некоторых отношениях похожи, но они также имеют существенные различия в своих свойствах. Давайте кратко рассмотрим различия между легкими и коммерческими маслами, и почему не стоит заливать «коммерческий» продукт в свой автомобиль, надеясь получить такой же срок службы двигателя, как у двигателя грузовика.

Правильное моторное масло для современного двигателя
Правильное моторное масло для современного двигателя

Сходство между современными маслами для легковых и грузовых автомобилей заключается в том, что они оба являются высококачественными продуктами, основанными на синтетике или полусинтетике. Конечно, минеральные масла не ушли в прошлое, но самые «ресурсные» масла как для легковых, так и для грузовых автомобилей — на синтетической основе. Более того, полиальфаолефины (ПАО) и даже сложные эфиры (эстеры), которые раньше входили только в состав высококлассных масел для легковых автомобилей, теперь встречаются и в продуктах для коммерческого транспорта: было бы странно не воспользоваться преимуществами их низкой температуры застывания, лучшей термоокислительной стабильности и более толстой пленки, образующейся в парах трения.

Чтобы проиллюстрировать сходства и различия, давайте рассмотрим реальный пример: пару масел из линейки TOTAL для легковых и грузовых автомобилей. Первое — TOTAL QUARTZ INEO MC3 5W-30, второе — TOTAL RUBIA TIR 9900 FE 5W-30. Из паспортов продуктов следует, что масла имеют одинаковый класс вязкости SAE 5W30, но их физико-химические свойства и эксплуатационные характеристики значительно отличаются, о чем свидетельствуют паспорта с типичными параметрами и наличие одобрений от разных производителей типов двигателей.

TOTAL QUARTZ INEO MC3 5W-30 и TOTAL RUBIA TIR 9900 FE 5W-30.

Основное различие в физико-химических свойствах заключается в том, что товарные дизельные масла обычно имеют более высокий щелочной запас. Этот повышенный щелочной резерв необходим для того, чтобы масло могло нейтрализовать кислотные продукты сгорания, которые, как мы уже знаем, вызываются соединениями серы в дизельном топливе. Чем ниже качество топлива, тем больше сернистых соединений оно может содержать и тем меньше будет срок службы масла в двигателе.

Разница в щелочности хорошо видна в выбранной нами паре масел: QUARTZ INEO имеет щелочность 7, а RUBIA TIR 9900 — 10. Взгляд на другие продукты показывает еще более высокое значение: например, TOTAL RUBIA TIR 9200 FE имеет щелочность 16.

TOTAL RUBIA TIR 9200 FE

Кроме того, повышенный уровень щелочности дизельного масла обусловлен так называемыми моющими/диспергирующими присадками, высокое содержание которых позволяет маслу содержать в своем объеме частицы сажи, образование и выброс которых в масло неизбежны при работе дизельного двигателя. Наличие всех свойств, необходимых для надежной защиты дизельного двигателя грузового автомобиля, подтверждается перечнем допусков производителей для грузовых автомобилей и двигателей — аналогично, в случае масел для легковых автомобилей, это соответствие указано на этикетке допуска производителя автомобиля. Выдавая одобрение для конкретного типа двигателя, производитель подтверждает, что масло обладает необходимым набором физико-химических и эксплуатационных свойств, требуемых для его двигателя.

Как видите, в целом «идентичные» в некоторых отношениях продукты оказываются существенно разными в некоторых специфических нюансах — вот почему не рекомендуется использовать масла для грузовиков в двигателях легковых автомобилей на основании «это тоже 5W40». И наоборот, масло для легковых автомобилей, залитое в двигатель грузовика, быстрее потеряет важные свойства, не позволяя реализовать тот же интервал обслуживания, что и специализированное грузовое масло.

Что ж, на главный вопрос этого материала теперь можно ответить совершенно однозначно: двигатель грузовика с современным и качественным маслом может легко проехать миллион километров. И даже намного больше: некоторые двигатели могут легко пройти 2 миллиона километров до капитального ремонта. Самое главное — следовать рекомендациям производителя, вовремя обслуживать автомобиль и не экономить на основных расходных материалах.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 365