Бьёт руль — причины и что делать с биением

Многим знакомо это неприятное ощущение, что в рулевое колесо вселился дьявол и оно начинает трястись во время движения. Рулевое колесо может неприятно вибрировать или трястись. Что его вызывает? Существуют различные причины, и некоторые из них не так очевидны, как кажется.

Бьет в руль — причины

Позвольте мне сделать небольшое отступление.

Я поехал в отпуск с семьей в очень дикую сельскую местность. Я водил Logan и, как таковой, не боялся шнырять в местах, куда «внедорожники» нормальных людей не пускают. Дорога вела через леса, последний населенный пункт был в нескольких километрах позади меня. Вдруг на дороге появилась лужа. «Ну, лужа есть лужа, чего ее бояться». — подумал я. Моя жена намекнула, что лучше туда не заходить, так как это дикое и малонаселенное место, но я не послушал эту мудрую женщину. Надо ли говорить, что лужа оказалась даже не супергрязью, а таким хорошим глубоким ручьем с илистым дном. Логан болтался на бодром течении, зарывшись носом в воду. Пока моя жена торжествовала в машине, а я потерял то, что осталось от моего альфа-самцового величия, текущая вода послушно несла песок и ил к передней подвеске.

Подъемник погружался в илистое дно, и кубометр палок, досок, веток и дерева также фактически погрузился в воду. Любая надежда выбраться самостоятельно также утонула в этом грязном потоке. Жена больше не торжествовала и тихо шипела. Некуда было обратиться за помощью, не было смысла звонить друзьям. И тут я слышу: что-то в лесу ревет и направляется в мою сторону.

Причины вибрации руля автомобиля - подробно
Причины вибрации руля автомобиля

Лица мужчин в двух УАЗах были недоверчивыми. Дело было не в том, что им пришлось изрядно потрудиться, а в том, что до сегодняшнего дня они не встречали в лесу Логана с таким очаровательным идиотом. Тем не менее, два УАЗа — это мощная машина. Даже моя жена снова воспряла духом и начала усиленно троллить меня, чувствуя поддержку синих УАЗиков.

Один УАЗ не смог меня вывезти. Мы бросили якорь на другом, но и там меня не смогли вытащить — лебедка отказала. С суровой прямотой пьяного русского один из водителей УАЗа предложил: давайте я вас оттащу. Если получится — хорошо, если не получится…. Ну, я не знаю.

Я снова посмотрела на Логана. Я больше всего рисковал с задним буксировочным крюком. Если он отсоединится, то и черт с ним. Вы должны использовать свой шанс.

С третьей или четвертой попытки УАЗ вытащил Логан из ловушки. К этому времени Renault ушел под воду больше для того, чтобы достать ступицы (я копал, как укушенный крот. Хотя это было бесполезно). Тем не менее, он был вытащен. На радостях я отдал ему все имеющиеся деньги и отправился домой.

Зачем я все это говорю? Потому что после этого приключения руль Логана сошел с ума. Его так сильно трясло, что я даже не решался ехать быстрее 80 миль в час. Конечно, на ободах был ил и песок, которые разбалансировали колесо. 

Причины биения руля
Причины биения руля

Я несколько раз пытался смыть все это на автомойке самообслуживания, но безуспешно. Единственное, что помогло, это домкрат и строительный шпатель, которым я тщательно соскреб ведро песка, высохшего ила и глины с внутренней стороны ободов. Итак: грязь на ободах, нарушающая правильный баланс колес, является одной из основных причин шатания. Извините за слишком длинный рассказ — он был необходим для ясности.

Кстати, зимой снег, прилипший к ободу, тоже портит баланс. А если замерзнет лед на деталях ходовой части, можно испугаться и поехать на диагностику подвески (иногда бывают хорошие стуки). Впрочем, это не так уж плохо: диагностика никогда не бывает лишней. 

Бьет руль из-за налипшего снега на колесах
Бьет руль из-за налипшего снега на колесах

Бьет руль после шиномонтажа. Плохая балансировка колес

Еще один яркий пример дисбаланса — биение колес после сезонного шиномонтажа. Нет необходимости объяснять: баланс необходимо проводить при каждой смене шин. Вот только если это сделано и колесо все равно на определенных скоростях (в довольно узком диапазоне, например, 80-90 или 100-120 км/ч) бьется, то, скорее всего, это нужно делать заново и в другом месте. К сожалению, они не всегда и не везде умеют балансировать колеса. Иногда они делают это с камнями, застрявшими в протекторе, с грязными дисками, на изношенных машинах и не теми руками. Это происходит. 

Плохая балансировка - причина биения руля
Плохая балансировка — причина биения руля

Второй причиной биения на скорости является неправильная геометрия шины или обода (иногда и то, и другое одновременно). 

Шины могут иметь два дефекта, которые условно можно назвать «грыжа» и «оквадрачивание». Первое обычно вызвано повреждением шины, а второе — возрастными изменениями или неправильным хранением. От таких шин лучше избавиться, но мы понимаем….. Я в общих чертах указал направление поиска.

И еще одно: кривизну диска часто невозможно заметить визуально. Очевидно, что если въехать колесом в бордюр на скорости 60 км/ч, то эта кривизна будет заметна. Но овальность — нет. Поэтому есть еще одна причина проверить диск на машине.

Другой причиной биения, как ни удивительно, являются неправильно установленные колеса. С ним сталкиваются те, кто любит устанавливать диски с диаметром центрального отверстия чуть больше, чем нужно. Они говорят, что это не проблема, все будет отцентрировано с помощью конических болтов. В крайнем случае, ситуацию спасет распорное кольцо. В принципе, да, отчасти так и будет. Но не всегда. Поэтому, если кто-то ставит диски на заказ (как правило, это литые, потому что давно проданные «чирки» валяются без дела, зачем тратить деньги на новые нужного размера? 

И последнее замечание о балансировке: если с ней что-то не так, шатающийся руль — не единственное последствие. Вы можете разрушить шину, а если вы поставите особенно большой болт, вы можете разрушить некоторые части шасси. Как минимум, подшипник ступицы. Кстати, изношенная шина сама по себе также может стать причиной биения. Это происходит в том случае, если вы видите, что протектор изношен в виде пятен в результате плохой первоначальной балансировки.

Резина портится из-за кривого диска!
Резина портится из-за кривого диска!

Возможно, это слишком очевидно, но позвольте напомнить вам, что если вы не затянете гайки (или шпильки) на колесе, вы также можете начать чувствовать неровности в рулевом колесе. Проверять затяжку следует не только после установки колеса, но и повторно затягивать гайки через сто километров пробега. Если ослабление переднего колеса еще можно заметить (особенно по странному шуму, который возникает при торможении и исчезает при ускорении на переднеприводном автомобиле), то ослабление заднего колеса часто происходит незаметно. При движении ослабленное заднее колесо может ощущаться как вибрация, похожая на вибрацию проколотой шины. Но не всегда.

Все причины биения руля

Что делать, если колеса круглые, хорошо сбалансированные, но разъезжаются в разные стороны? Ответ очевиден: продолжайте искать причину.

Если вибрация рулевого колеса напрямую связана со скоростью, необходимо проверить все, что вращается и меняет свою угловую скорость в зависимости от скорости автомобиля. Первое, что необходимо проверить, это тормозные диски. Однако обычно это не так, и об этом будет сказано ниже.

Часто вибрация привода возникает в рулевом колесе (речь идет о переднеприводных автомобилях). Признаемся честно: согнуть вал приводного механизма довольно сложно. Но вал приводного механизма — это не просто вал. Поэтому его необходимо тщательно проверить. Умерший ШРУС, трипод или сгнившие шлицы на валу могут стать причиной колебаний рулевого управления.

Другая причина почему бьет руль - ШРУС, трипод, сгнившие шлицы вала
Другая причина почему бьет руль — ШРУС, трипод, сгнившие шлицы вала

Реже это может быть наружный подшипник (если он есть). В первом случае подшипник продолжает шататься и издает звук, похожий на звук подшипника ступицы, но с другим тоном. 

Изношенные шаровые шарниры, тяги и их наконечники также могут быть причиной шатающегося рулевого управления. Иногда также рулевая рейка. Здесь, однако, важно обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, биение чаще всего возникает не при прямолинейном движении, как в случае разбалансировки колеса, а при повороте. Во-вторых, износ шаровых шарниров и компонентов рулевого управления зачастую лишь делает колеса более заметными. Поэтому не всегда возможно завершить диагностику на балансире. Шасси также следует проверять не реже нескольких раз в год. 

Бьет в руль — причина в тормозах и газе

Мы в общих чертах рассказали обо всех причинах, по которым рулевое колесо может дергаться при движении прямолинейно с постоянной скоростью. Есть еще одна вещь, которую необходимо сделать, если рулевое колесо шатается при разгоне и торможении.

Основной причиной прыгающего руля является внутренний шарнир привода, или трипод. Это простое дело — снять колесо и потянуть привод назад и вперед. Если есть заметный люфт, дело в штативе. Если все в порядке, то необходимо провести более детальную диагностику трансмиссии. Колеса (передние и задние) можно поменять местами заранее. Если проблема исчезла, то проблема либо в их балансе, либо в сборке (не затянуты гайки или не отцентрированы из-за нестандартной пластины). 

Бьет в руль — причина в тормозах и газе

Причины биения руля при торможении обычно до боли тривиальны — износ тормозного диска. Диск может быть либо деформирован в результате перегрева или резкого снижения температуры (возможно, суппорт суппорта, а может быть, вам не следовало въезжать в лужу после длительного торможения с перегретым диском), либо он может быть просто сильно изношен. Легко поддаться убеждению, что в биении виноваты диски: при торможении начинает вибрировать не только колесо, но и педаль тормоза. Чем ниже скорость, тем реже становятся толчки при нажатии на педаль. Не успев остановиться, они превращаются в плавное волнообразное движение.

Если диск еще не полностью изношен, его можно не заменять, а вращать. Экономия денег, в конце концов, имеет смысл.

Почему еще может бить в руль

Я действительно не завидую тем, кто после проверки балансировки не смог определить причину биения колеса. Поиск решений проблем может быть очень и очень увлекательным. В дополнение к причинам, которые я перечислил выше, можно вспомнить несколько настолько экзотических, что их поиск может занять очень много времени. 

Например, порванный болстер (подушка) может вызвать вибрацию двигателя на рулевом колесе. Двигатель может вздрагивать на высоких оборотах и восприниматься как вибрация. Это может быть развал-схождение или несоосность. Возможно, это связано с неравномерным давлением в шинах, износом втулок или стабилизаторов поперечной устойчивости. Возможно, вы не слышали шума умирающего подшипника ступицы, и колесо теперь просто шатается из стороны в сторону. Если на вашем автомобиле установлены задние барабанные тормоза, есть вероятность, что барабан по какой-то причине стал овальным. 

Самое главное, что нужно помнить: шатающийся руль — это не просто дискомфорт, а признак неисправности, которая может быть весьма серьезной. И вы не должны мириться с этим. Если вы чувствуете, что что-то не так, не поленитесь и займитесь диагностикой. Это не только убережет вас от дальнейших расходов, которые неизбежны, если вы будете бесконечно откладывать ремонт, но и может спасти ваше здоровье или жизнь. И нет ничего дороже этого. Особенно по сравнению с кривым ободом или «грыжей» на шине.

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 429