Масло на воздушном фильтре — причины и что с этим делать

Каждый, наверное, замечал такое явление: после замены воздушного фильтра на нем видны следы масла. Чаще всего в виде полос, но иногда видны отдельные капли. Как она туда попала? Опасно ли это? Иногда, да, это так. А иногда и нет.

Всё под контролем! Так и должно быть!

Начнем с хороших новостей: иногда фильтры действительно пропитываются маслом — прямо с завода. Речь идет не об обычной акриловой или фенольной пропитке, которая делает бумагу белой или желтой соответственно, а о пропитывающем масле. Такие фильтры с масляной пропиткой (хотя чаще всего они обслуживаемые, а не одноразовые) чаще всего встречаются в мототехнике, например, в мотоциклах или квадроциклах. Им нужно много воздуха, причем чистого воздуха, и они часто ездят в местах, где слишком много пыли. Но иногда такие фильтры устанавливаются в автомобили — например, в некоторые автомобили Subaru и Nissan. И если вам кажется, что фильтр вашего автомобиля залит маслом, стоит сначала проверить: возможно, так и должно быть. 

Всё под контролем! Так и должно быть!
Всё под контролем! Так и должно быть!

Если на вашем автомобиле установлен фильтр с простой бумажной шторкой, а на последней есть масляное пятно, то вам нужно выяснить, откуда оно берется. Его не должно быть в любом случае, но вам нужно выяснить причину беспорядка. Иногда это признак очень серьезной проблемы, а иногда ее можно решить довольно легко.

Масло на воздушном фильтре

Давайте сначала разберемся с ситуацией, когда фильтр оказывается в масле в совершенно незнакомом автомобиле. Например, во время визуального осмотра перед покупкой запчастей. Здесь есть один важный фактор: вы не знаете, как именно обслуживался этот автомобиль. Конечно, продавец может сказать вам, что он меняет масло каждые 7 000 пробега, заливает только «лучшее» масло и ставит оригинальные фильтры. Но мы знаем следующее… Итак, в случае с неизвестным автомобилем можно рассмотреть не самый печальный, но очень нежелательный вариант: засорение масляных каналов двигателя из-за отсутствия нормального обслуживания. Прежде всего, засорился маслоотделитель.

Механизм здесь прост: масло достигает воздушного фильтра только тогда, когда давление в картере двигателя слишком высокое. Каналы, забитые отложениями, являются одной из причин такого роста. Масляный насос качает, а каналы засорены. Поскольку маслу некуда деваться, остается только вытеснить всю массу масляного тумана из картера через клапан вентиляции картера в воздухозаборник. И, конечно, он оседает на воздушном фильтре.

С одной стороны, это неплохое решение. Если двигатель не умер, иногда достаточно заменить масло (хотя бы промыть, если нечего терять) и масляный фильтр, и все придет в норму. Однако вы должны понимать, что если вы не позаботитесь о своем автомобиле и не доведете его до такого состояния, вы можете обнаружить, что в нем больше ничего не работает. И, конечно, не стоит торопиться с покупкой такого экземпляра.

Простой проверкой в этом случае является снятие крышки маслозаливной горловины. Если он фонтанирует и даже выпускает масляный туман, давление явно не в норме. Как я уже говорил, причина повышения давления может заключаться не только в засоренных каналах, поэтому не думайте, что замена масла и фильтров всегда решит проблему. Такое повышение давления в картере гораздо чаще вызывается изношенной цилиндро-поршневой группой.

Грустно и очень дорого​, если масло попало на воздушный фильтр

Ситуация, о которой мы предпочитаем не думать: повышение давления в картере и продувка картерных газов через впускной клапан. Механизм повышения давления прост: газы из камеры сгорания через изношенные поршневые кольца попадают в пространство под поршнями, а оттуда в картер. И когда им некуда деваться, они пытаются освободиться где угодно: и через сальники, и сдавливая масляный щуп, и, конечно, через клапан вентиляции картера.

Конечно, если это ваш собственный автомобиль, то обнаружить износ поршневой группы не составит труда. По крайней мере, по увеличению «потребления нефти». Ну, а если это чужой автомобиль, то вам следует попытаться оценить совокупность признаков. Обычно такой двигатель начинает «потеть» маслом на всех соединениях и выглядит грязным. Есть и классика — синий дым из трубы. Это поможет измерить компрессию: повышение давления в картере сопровождается потерей давления в картере, поэтому падение поможет расставить точки над i.

Если присутствуют все или большинство из этих симптомов, то заправлять супера, димексид или настойку синего герметика уже поздно: требуется ремонт двигателя. 

Грустно и очень дорого​, если масло попало на воздушный фильтр

К сожалению, в автомобилях с большим пробегом и хорошо обслуживаемых автомобилях причина появления масла на воздушном фильтре точно такая же — как минимум износ поршневых колец. Можно, конечно, попробовать промыть двигатель, но это вряд ли существенно изменит ситуацию. Лучше подготовить деньги и не откладывать ремонт.

Клапан вентиляции картера

Теперь несколько слов о самой простой и дешевой причине смазки воздушного фильтра — клапане принудительной вентиляции картера (он же PCV, positive crankcase ventilation). Если этот клапан заклинит, он не сможет выпустить избыточное давление на высоких оборотах, и газы пойдут туда, куда не следует. Первоначально дроссельная заслонка и клапан EGR (если есть система рециркуляции) будут покрыты отложениями, но если ситуация плохая, газы осядут на воздушном фильтре вместе с масляным туманом. 

Можно проверить систему EGR. Самый простой способ — снять его и потрясти (если он не заклинил, он должен издавать дребезжащий звук). Но если он загрязнен, лучше на всякий случай заменить его (или заменить его мембрану, что часто возможно и всегда дешевле). И, конечно, нужно промыть не только патрубки системы впуска, но и маслоотделитель и, возможно, даже дроссель (он, конечно, стоит за воздушным фильтром, но если вся магистраль в масле, дроссель тоже будет грязным). 

Масло попало через Клапан вентиляции картера
Масло попало через Клапан вентиляции картера

В этом варианте неисправного картера вовремя заметить масло на воздушном фильтре — большая удача. Продолжая ездить с неработающим клапаном, вы можете приобрести гораздо более серьезные неисправности. Хотя бы потому, что масло будет выдавливаться повсюду и в двигатель не будет поступать достаточно свежего воздуха. Он также не пропускает излишнюю влагу наружу и приводит к образованию конденсата в масле, который можно увидеть в виде беловатого налета на крышке маслозаливной горловины. 

Масло на воздушном фильтре на турбированном двигателе

Нельзя не упомянуть об особенностях двигателей с турбонаддувом. Во-первых, эти параграфы относятся к дизельным двигателям (которые сейчас все с турбонаддувом), но суть процесса будет такой же и для бензиновых двигателей.

То есть, в двигателе с турбонаддувом сама турбина будет закачивать масло во впуск. Масло через компрессорную часть попадает во впуск по двум причинам: из-за износа картриджа или из-за засорения системы вентиляции картера (во втором случае процедура та же — начните с проверки картера). 

Масло на воздушном фильтре на турбированном двигателе
Масло на воздушном фильтре на турбированном двигателе

Если маслоотделитель забит, картина попадания масла на воздушный фильтр будет такой же, как и для атмосферного двигателя, за исключением одного момента: масло будет не только оседать на стенках труб, но и начнет скапливаться в интеркулере. Здесь все может быть серьезнее, чем грязный воздушный фильтр: если кто-то хорошо разгонит двигатель, масло из него может выплеснуться в воздухозаборник и двигатель выйдет из строя (речь, конечно, о дизеле). Поэтому в дизельном двигателе замасленный воздушный фильтр должен, по крайней мере, заставить вас задуматься.

Кстати, замасленный фильтр в двигателе с наддувом является не только следствием одной неисправности, но и причиной другой. Идея заключается в том, что турбина будет засасывать масло во впускной трубопровод из-за недостатка воздуха во впуске, а вы знаете, чем это грозит. В общем, здесь все очень тесно связано, и попадание масла на воздушный фильтр в дизеле — это очень серьезный вопрос. Если он там есть, вам, вероятно, придется очистить как EGR, так и весь впуск. 

Бояться или нет масла на воздушном фильтре автомобиля

Хотелось бы, конечно, сказать, что масло на воздушном фильтре — это не страшно. Но, к сожалению, я скажу вам правду: в чудеса верить нельзя. Всегда хочется надеяться, что я поменяю масло и масляный фильтр, и все пройдет само собой. Хорошо, я также заменю клапан PCV, и все будет в порядке. Конечно, очень жаль, но надежды на это мало. Наиболее распространенной причиной жирного воздушного фильтра является износ цилиндра, который является самой дорогой и трудно устранимой причиной. 

Бояться или нет масла на воздушном фильтре автомобиля

И, конечно, не стоит закрывать глаза на эту проблему. Особенно когда речь идет о дизельных двигателях. В случае с простым бензиновым двигателем масло на фильтре может дать вам подсказку: пора задуматься о ремонте или продать свой старый автомобиль. Хотя сейчас второй вариант уже не кажется разумным шагом. 

Добавить комментарий



👁 139