Нужно ли смазывать суппорта?

Любой «лишний» звук, исходящий из передней подвески, насторожит опытного автомобилиста. Изношенный подшипник, ослабленная шаровая опора или незакрепленное колесо могут привести к потере контроля над рулевым управлением или даже стать причиной аварии. Однако среди всех стучащих звуков, которые могут издавать компоненты ходовой части, выделяется шум, издаваемый тормозными суппортами — точнее, их суппортами и направляющими. Сегодня мы займемся этим вопросом.

ЭЭтот неприятный и шумный дефект знаком многим водителям и вызывает совершенно разные реакции. Часто владелец предпочитает не «тревожить машину». — это самый простой способ, и «звуковое сопровождение» не влияет на работу тормозной системы. Однако есть много добросовестных водителей, которые борются с этим звуком различными способами — например, смазывая направляющие или даже переделывая их.

Дребезг возникает из-за слишком большого люфта в паре направляющих
Дребезг возникает из-за слишком большого люфта в паре направляющих

Чем смазывать суппорта

Казалось бы, что может быть проще, чем смазать направляющие суппорта? Многие владельцы так и делают — во время очередного «капитального ремонта» тормозной системы они берут и смазывают пальцы всем, что могут найти. Как правило, ассортимент гаража включает литол и его производные, а также «графит». Более продвинутые люди ищут специализированный состав, а именно для использования в узлах тормозной системы.

И вот — сюрприз: и те, и другие в основном ошибаются! Да, штифты суппорта нужно смазывать, но не тем, что принято считать правильной смазкой, даже если так говорят в автомагазине.

Производители автомобилей выпускают свои собственные марки направляющей смазки.

Оригинальные смазки суппортов

Здесь приведен список оригинальных смазочных материалов OEM от некоторых производителей автомобилей, а также номера деталей:

  • BMW 81 22 9 407 103, 83 23 0 305 690;
  • FORD/Motorcraft D7AZ-19A331-A, XG-3-A;
  • Volkswagen/Audi G 052 150 A2;
  • LAND ROVER RTC7603, SYL500010;
  • HONDA 08C30-B0224M, 08798-9027;
  • MAZDA 0000-77-XG3A;
  • NISSAN 999MP-AB002;
  • SUZUKI 99000-25100;
  • TOYOTA 08887-80609;
  • CHRYSLER/Mopar J8993704;
  • Volvo 1161325-4.

Существуют также смазочные материалы, выпускаемые производителями автомобильных запчастей и «химии» под собственными торговыми марками:

  • ACDelco 89021537 (10-4022);
  • Federal Mogul F132005;
  • ЭПЗ Автомобильный W0109;
  • Штальгрубер 223 1712, 223 1729;
  • TRW Automotive PFG110.

Разны смазки для смазки суппортов

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев автомобильные магазины (как онлайн, так и офлайн) чаще всего предлагают «неправильную», т.е. антицарапную смазку, которую просто нельзя использовать для направляющих!

Дело в том, что медные и керамические противозадирные пасты предназначены для нанесения на тыльные стороны тормозных колодок и матриц суппортов, но они не подходят для «направляющих» по нескольким причинам. Во-первых, после смазки консистентной смазкой, литолом, графитом и другими смазочными материалами на основе минерального масла резиновые уплотнения носка почти всегда разбухают, перестают прилегать к носку и, по сути, просто перестают выполнять свою функцию.

Bosch Superfit официально продается как смазка для скольжения пальцев суппортов, в то время как паста на основе меди Liqui Moly Kupfer (справа) не подходит для этой цели.

Во-вторых, для смазки скольжения подходят только специальные смазочные материалы на основе синтетических масел и загустителя. Это обеспечивает тугоплавкость смазки, которая не «стекает» при нагревании и не коксуется со временем из-за контакта с водой и высокими температурами. Высококачественные специальные смазки без проблем выдерживают температуру до +300°C и при этом не агрессивны к уплотнениям. Такие смазки не только не плавятся, но и не растворяются в воде, щелочах, разбавленных кислотах, тормозной жидкости, а также метаноле и этаноле.

На практике использование смазки неправильного типа может привести к обратному эффекту — смазанные штифты зажимаются в суппорте, фрикционы тормозного суппорта теряют подвижность, колодки заклинивают и перегреваются.

Нужно смазывать пальцы направляющих суппортов
Нужно смазывать пальцы направляющих суппортов

Теме выбора «правильной» смазки для бара на тематических форумах посвящены сотни страниц, но приводимые теоретические расчеты и практические обзоры часто противоречат друг другу, что приводит к еще большей путанице.

Одной из самых популярных многоцелевых смазок является американская Slipkote 220-R DBC, хотя цена ее несколько «дороговата» — около тысячи рублей за 85-граммовый тюбик! Смазку Slipkote можно также приобрести в одноразовых 10-граммовых пакетиках, которые стоят заметно дешевле.

Смазка суппортов Liqui Moly Bremsen Anti-Quietsch-Paste

Liqui Moly Bremsen Anti-Quietsch-Paste (артикулы 7573, 3077, 3079, 3074) сине-серого цвета уже продается во многих автомобильных магазинах как подходящая смазка для направляющих штифтов, но производитель представляет ее как пасту для стружки и не рекомендует ее для смазки направляющих и уплотнительных прокладок. Он содержит керамический наполнитель, который выдерживает температуру до 1200C, в то время как синтетическая основа может термически разрушиться гораздо раньше.

Тесты смазки Anti-Quietsch-Paste (арт. 7656)

Этот немецкий производитель предлагает подходящую пасту Anti-Quietsch-Paste (арт. 7656) красного цвета, которая не влияет на резиновые и пластиковые детали, но выдерживает температуру до +250°C.

Хотите верьте, хотите нет: несмотря на надпись «антискрип», производитель рекомендует эту смазку специально для направляющих штифтов!
Многие производители смазок подробно и четко объясняют, для чего предназначен тот или иной продукт. Самое главное — не перепутать и найти в продаже подходящую смазку.

Про смазку УНИОЛ-1 для ВАЗ

В руководствах по ремонту автомобилей ВАЗ для смазки направляющих штифтов рекомендовалась водостойкая смазка УНИОЛ-1, изготовленная на основе нефтяных масел. Как правило, найти ее в продаже сейчас практически невозможно, но вполне реально найти ее замену — смазку на основе кальция ЦИАТИМ-221. Она используется в соответствии с ГОСТ 9433-80 и предназначена для смазывания различных подшипников качения. Также доступна фторированная версия CYATIM-221F, которая обеспечивает улучшенные противозадирные и противоизносные свойства благодаря использованию ультратонкого дисперсного политетрафторэтилена (PTFE).

Смазывать ли суппорта ЦИАТИМ-221

ЦИАТИМ-221 отличается инертностью к полимерам и резине и обеспечивает температурный диапазон от -60С до +150С, выдерживая кратковременный нагрев до 200С, поэтому его можно использовать в большинстве низкоскоростных автомобилей, таких как переднеприводные Лады, но есть несколько «но».

Во-первых, температура каплепадения ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 6793-74 составляет около 200С, что означает, что во многих случаях он может плавиться и вытекать при активном использовании тормозов, поэтому заменить им «фирменные» смазки иностранного производства, рекомендованные для использования в современных иномарках, затруднительно.

Во-вторых, CYATIM-221 стоит недешево и обычно продается только в больших контейнерах, тогда как для смазки направляющих требуется всего несколько граммов. Поэтому производители смазок обычно продают их в небольших пакетиках — но, как вы уже поняли, важно не перепутать противоскользящую смазку для тормозных деталей с «направляющим продуктом».

Смазка направляющих не всегда решает проблему стука — как правило, при износе отверстий скобы суппорта детали продолжают двигаться во время движения, что приводит к появлению посторонних шумов.

Смазать или заменить? Что лучше?

Для некоторых автомобилей предлагаются ремонтные комплекты суппортов, включающие пыльники суппортов, штифты и соединители. Правда, довольно часто направляющие изготавливаются непонятно из кого и чего — т.е. из «сырого» металла, и геометрические размеры не всегда точно выдерживаются. Некоторые механики не маскируют свои пальцы, а просто … клепать их молотком без всякого художественного мышления! Тогда направляющие могут заклинить в зажимном элементе…..

Обратите внимание на качество пылезащитных чехлов, которые вы купили вместе с булавками. Есть вопросы и к самим гидам.
Вот как выглядит штифт (направляющая суппорта) после
Вот как выглядит штифт (направляющая суппорта) после «ремонта» молотком

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с тем, что тормозные суппорты начинают греметь во время гарантийного срока. Обращение к официальному дилеру часто приводило к замене узлов в сборе, поскольку не все производители выпускают отдельные детали тормозных суппортов в качестве запасных частей. При этом и суппорты, и тормозные цилиндры можно приобрести отдельно для российских автомобилей ВАЗ и некоторых иномарок, причем заводского изготовления!

Короче говоря, в каждом случае необходимо «изучить вопрос», прежде чем брать в руки тюбик смазки и гаечные ключи. В конце концов, не существует единого метода решения проблемы стука тормозных суппортов — иногда достаточно просто смазать пальцы, а бывают ситуации, когда проблему можно решить только заменой части тормозной системы.

Как смазывать суппорта правильно?

Теперь, когда вы знаете правильный способ смазки пальцев суппорта, остается ответить на вопрос, как это сделать. Как мы уже отмечали, в дополнение к смазке стоит приобрести ремонтный комплект или хотя бы резиновые салфетки для удаления пыли, поскольку эти детали часто оказываются поврежденными.

Смазка самих направляющих обычно не вызывает проблем, и эту процедуру лучше всего выполнять каждый раз при изменениях в тормозной системе — например, при замене колодок или дисков.

И, конечно, направляющие должны быть смазаны, если есть громкий шум, с которого начался этот разговор.

Деталь не должна заметно двигаться или издавать металлический звон, когда вы пытаетесь подергать зажим.

Смазку следует наносить на пальцы, следя за тем, чтобы они не потеряли подвижность при сборке зажимов. Некоторые механики обильно и густо смазывают «направляющие», пытаясь избавиться от грохота, но на самом деле достаточно всего 2-3 грамма смазки на палец.

Как наносить смазку на суппорта
Как наносить смазку на суппорта

Некоторые ремонтники не ограничиваются только смазкой и идут дальше, дорабатывая штифты доступными методами. Например, это может быть оттопыривание пальцев ног с последующим покрытием каким-либо пластиком. Однако такой метод вряд ли будет принят производителями тормозов или автомобилей, а полиция не поддерживает вмешательство в тормозную систему. В конце концов, никто не знает, как искусственно измененный штифт поведет себя в реальной жизни…..

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 636