Залил слишком вязкое масло — последствия для двигателя

Официальные дилерские службы создали множество опасных заблуждений, полагаясь на рекомендации производителей и отказываясь мыслить вне «руководящих принципов». Вот только теория о «неустранимости» масла из автоматической коробки передач…. Другая популярная история, воспроизводимая дилерами, возникла на волне энтузиазма по поводу масел с низкой вязкостью, таких как 0W20 и 0W30. Сейчас мастера объясняют многие проблемы с двигателями использованием «слишком вязкого масла». Давайте попробуем выяснить, возможно ли это вообще.

Вязкость масла в мороз
Вязкость масла в мороз

Что такое SAE у масла?

ННачнем с простого объяснения — обозначение класса вязкости для всесезонных масел по SAE, Обществу автомобильных инженеров, самому популярному в мире стандарту. В обозначении, например, 5W30, первая цифра означает индекс вязкости при низкой температуре, а вторая — индекс вязкости при высокой температуре.

Для определения этих индексов методология SAE включает в себя серию инструментальных испытаний: CCS — симулятор холодного кривошипа, MRV — мини ротационный вискозиметр для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — кинематическая вязкость при 100 градусах и новый тест HTHS — высокотемпературный тест с высокой долей при 150 градусах. Все это делается с помощью точных, сложных приборов, и мы не будем останавливаться на этой части.

Что такое SAE у масла?

Каждый сорт масла имеет определенный диапазон, в который должны попадать его параметры. Но общий смысл обозначения максимально прост: первое число показывает, насколько вязким является масло при холодном запуске, а второе — насколько хорошо оно выдерживает рабочие температуры. Однако каждое число не обязательно указывает на абсолютное значение вязкости.

Результаты исследования масла в лаборатории Widman International

Для иллюстрации мы взяли результаты, полученные в лаборатории Widman International, и немного адаптировали их для российского читателя.

На графиках хорошо видно, как изменяются параметры вязкости с повышением температуры. Понятно, что пока двигатель не прогреется хотя бы до 30 градусов, оно очень жесткое, особенно для масел 10W40 и 15W40.

Результаты исследования лаборатории Widman International
Результаты исследования лаборатории Widman International

А между 40C и 80C можно наблюдать довольно интересную картину: по мере увеличения температуры кривые начинают накладываться друг на друга. А 10W40 становится менее вязким, чем 5W40 на 80 градусов.

Вязкость моторного масла в динамике двигателя
Вязкость моторного масла в динамике двигателя

Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) составляет от 9 до 18 мм2/с. Все масла находятся в этих пределах, но при дальнейшем даже небольшом повышении температуры масло 5W30 теряет остаток своей вязкости и становится слишком жидким. Поэтому здесь более вязкие масла даже имеют явное преимущество.

Вязкость масла на прогретом двигателе
Вязкость масла на прогретом двигателе

Подобные «сюрпризы» случаются и с индексом низких температур. И, конечно, масла с одинаковой номинальной вязкостью и полностью соответствующие требованиям, все же могут отличаться по эксплуатационным характеристикам. Однако для удобства я буду рассматривать индексы вязкости отдельно — как масла 5W или как масла W40, имея в виду низкотемпературную и рабочую вязкость, без оговорок о фактическом классе масла, чтобы не возникало путаницы. Простое предположение, что более высокая вязкость соответствует более высокому классу вязкости, без каких-либо дополнительных уловок или предостережений.

Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 имеет кинематическую вязкость около 1500 мм2/с при температуре около нуля градусов, в то время как при рабочей температуре этот параметр составляет всего 13 единиц. В синтетическом масле 5W30 эти параметры изменяются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и около 11 при рабочей температуре.

Слишком вязкое масло в двигателе

Вязкость не зависит от температуры: в зависимости от состава масла она быстро увеличивается при низких температурах и достаточно плавно изменяется при рабочих температурах. Рабочая вязкость измеряется при ста градусах Цельсия, но рабочий диапазон обычно составляет от 20 до 30 градусов, когда вязкость не более чем на два порядка, но менее чем в десять раз превышает номинальную вязкость.

В зависимости от двигателя и режима его работы, температура масла внутри двигателя значительно меняется, и, соответственно, вязкость одного и того же масла в рабочем режиме также отличается от двигателя к двигателю. Кроме того, он постоянно изменяется во время работы двигателя. Таким образом, выбор вязкости масла зависит от таких параметров, как типичное время движения, нагрузка и температура окружающей среды.

Слишком вязкое масло в двигателе
Слишком вязкое масло в двигателе

Температура масла (и, следовательно, его вязкость) также заметно зависит от состояния двигателя. Увеличенный объем газа в картере, неисправная система вентиляции, дополнительная крышка картера, изношенный масляный термостат, грязный масляный радиатор — все эти факторы вызывают изменение температуры масла.

Кроме того, необходимо учитывать, что масло со временем меняет свою вязкость. Рабочая вязкость обычно уменьшается по мере производства загущающих присадок, особенно для масел с вязкостью выше W40, а низкотемпературная вязкость увеличивается по мере действия низкотемпературных присадок и повышения текучести при низких температурах. Последний пункт характерен для всех масел со значительной долей минеральных основ, т.е. фактически для 99% масел на рынке, поскольку даже очень дорогие масла не содержат менее 30% этой доли. Чистая синтетика может вести себя по-другому, но это вопрос для другого разговора.

Масло: густое или жидкое?

Учитывая вышесказанное, становится ясно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому нужно масло определенной вязкости, не выше и не ниже, чем указано в документах. Это просто технически невозможно: как я подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется и в очень широком диапазоне.

Самый важный вывод заключается в том, что двигатель значительную часть своего пробега работает на масле, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре, согласно SAE. То есть, опять же, ни один производитель не будет выпускать двигатель, который может быть поврежден маслом более высокой вязкости. Даже если у вас есть масло с индексом вязкости в два раза выше рекомендованного, это не имеет никакого значения для двигателя — он будет прекрасно работать и на таком масле. Вреда от него не больше, чем от обычной 15-минутной поездки, особенно зимой.

Масло: густое или жидкое заливать в ДВС
Масло: густое или жидкое заливать в ДВС

Конечно, в течение длительного периода времени могут наблюдаться некоторые особенности, вызванные использованием слишком вязкого масла. Однако они ни в коем случае не являются фатальными для двигателя в целом. Например, редукционный клапан насоса, масляный насос или узлы переменной фазы могут быть преждевременно изношены. Однако это маловероятно.

На самом деле, двигатель рассчитан на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое снижение его рабочего давления является критическим, но небольшие увеличения вязкости и давления практически безвредны. Они приведут к небольшой разнице в производительности, не более того. И уж точно не существует двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».

Рекомендации по маслу

Использование слишком малого количества масла — это совсем другое дело. Как видно из графиков, масла с низкой вязкостью могут превышать порог минимальной вязкости 9 мм2/с при высоких температурах. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Между тем, нормальная рабочая температура в современных двигателях может достигать 110 градусов, поэтому часто рекомендуют масла 0W20. Последствия могут быть еще более плачевными, включая проворачивание втулок и износ шеек коленчатого вала. Поэтому лучше использовать более густое масло, чем тонкое.

Рекомендации по маслу

Источник: kolesa.ru

Добавить комментарий



👁 107